Вариант общей схемы анализа урока

Этапы современного урока математики

 

Организация начала урока

Подготовка учащихся к началу урока

Подготовка учащихся к началу урока

2. Проверка выполнения домашнего задания

Проверка выполнения домашнего задания

Оптимальное сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов

3. Подготовка к усвоению новых знаний. Актуализация опорных знаний.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, активизации опорных знаний и умений.

Готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Активное действие обучающихся с объектом обучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5. Первичная проверка понимания.Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усвояемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у обучающихся

6. Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации

7. Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме; выделение мировоззренческих идей

Активная и продуктивная деятельность обучающихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей

8. Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Получение достоверной информации о достижениях всеми обучающимися планируемых результатов обучения

9. Подведение итогов урока

Дать анализ и оценку достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Адекватность самооценки обучающегося, оценке учителя. Получение обучающимися информации о реальных результатах учения

10. Рефлексия

Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми обучающимися в соответствии с актуальным уровнем развития

 

Понятие анализа урока и его виды

4. АНАЛИЗ УРОКА

5. Преподавание - это и искусство, и наука. Это не навык, однажды научившись которому, вы можете перестать совершенствоваться. Общество и его дети постоянно меняются. Классы с одинаковыми ценностями и культурой можно встретить редко. Обучение в школе, строго ограниченное рамками определенного объема знаний, — это устаревшая концепция в наш век информации, где общий объем технологических знаний удваивается каждые несколько лет. Преподавание в современной школе требует постоянного повышения квалификации.

6.

7. 1. Краткий

8. 2. Структурный

9. 3. Аспектный

10. 4. Полный

11. 5. Комплексный

12. Краткий анализ — проводиться сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели или урока и сопоставляет задач полученный результат с прогнозируемым.

13. Структурный анализ — является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.

14. Аспектный анализ — осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока:

15. а) цели урока;

16. б) структуры и организации урока;

17. в) содержания урока:

18. г) деятельности учителя на уроке;

19. д) деятельности учащихся на уроке;

20. е) домашнего задания;

21. ж) санитарно-гигиенических условий урока;

22. з) психологического аспекта урока.

23. Полный анализ — это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем. Мы рекомендуем примерную схему полного анализа урока, на основе которой легко можно составить схему любого вида анализа. Предлагаем вопросы, которые помогут учителю любого предмета провести самоанализ урока.

Различные варианты схем анализа урока

Схема анализа урока

1. Общие сведения: дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока.

2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.

3. Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепление материала, способы.

4. Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.

5. Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.

6. Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов:

o научность - учет новейших достижений в информатике на уроке (понятие исполнителя, синтаксические диаграммы, доказательство правильности алгоритмов и т.п.);

o наглядность — использование графической информации, таблиц исполнения алгоритмов, записи текстов с отступами и т.д.;

o последовательность — логическая стройность излагаемого материа­ла, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;

o связь с практикой - прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в компьютерном обществе.

7. Методы деятельности учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете.

8. Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу урока). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.

9. Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения — усвоение смысла действий за ЭВМ. Доступность — стандарт­ность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.

10. Эффективность обучения - насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора ПС. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либераль­ные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность уча­щихся на уроке - отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение самостоятельно овладевать зна­ниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.

11. Обратная связь. Система контроля знаний у данного учителя. Использование компьютера для проверки знаний — контролирующие программы, самоконтроль запуском программы, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Критерии оценок данного учителя (известны ли они учащимся?). Возможность автоматизации та­кой системы контроля. Оценка трудоемкости типичного домашнего задания (выполните сами и «замерьте» время).

12. Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы, замеченные Вами.

13. Выводы.

o выполнениеплана урока;

o достижение целей урока;

o особенно интересное и поучительное на уроке;

o что произвело на уроке наибольшее впечатление;

o какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;

o оценка урока.

вариант общей схемы анализа урока.

   1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и     присутство­вавших на уроке.

 2. Тема урока; образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.

 3. Организационное начало урока:

o готовность учителя к уроку - наличие конспек­та или подробного плана урока, наглядных посо­бий, инструментов и т.д.;

o подготовленность учащихся - дежурные, нали­чие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;

o подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.

4. Организационная структура урока:

o мобилизующее началоурока;

o последовательность,взаимосвязь и соотношение частей урока;

o насыщенность урока и темп его проведения и т.д

5. Анализ содержания учебного материала урока:

o обоснование учителем избранной последователь­ности реализации учебного материала на уроке;

o соответствие программе и уровню знаний уча­щихся по предмету;

o соотношение практического и теоретического ма­териала;

o связь с жизнью и практикой и т.д.

6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:

o цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;

o обоснование выбора методов обучения;

o пути реализации дидактических принципов в обучении;

o индивидуализация и дифференциацияв обучении;

o взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.

7. Деятельность учителя;

o научность и доступность изложения новых знаний;

o использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;

o организация закрепления учебного материала;

o организация самостоятельной работы учащихся;

o проверка и оценка знаний и умений учащихся;

o вопросы учителя и требования к ответам учащихся;

o отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;

o задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;

o пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;

o эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;

o контакт учителя с классом и т.д.

8. Деятельность учащихся:

o подготовка рабочего места;

o поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;

o интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;

o состояниеих устной и письменной речи;

o знание учащимисятеории, умение применять полученные знания;

o отношениеучащихся к учителю;

o степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.

9. Выводы:

o выполнение плана урока;

o достижение целей урока;

o особенно интересное и поучительное на уроке;

o что произвело на уроке наибольшее впечатление;

o какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;

o оценка урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: