В техникум

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Заочное отделение

_____________________________________________________________________________________

Группа _ОЛ-141___Специальность_«ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ (ПО ОТРАСЛЯМ)»_____        Шифр _14.12___

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Вариант № 2

_ «МДК.01.03. Управление ассортиментом и обеспечение сохраняемости товаров»  

 (наименование дисциплины)

__Колесова Алена Константиновна_____________________________________________

(фамилия, имя, отчество студента)

Дата поступления контрольной работы

в техникум ___________________________________________________________________

 

Дата получения и возврата контрольной работы преподавателем _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(отметка о получении зачета)

      --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Содержание

                                                                                                                                              с.

1. Состояние развития и перспективы развития потребительского рынка. Источники насыщения рынка их состояние, перспективы развития…..3

2. Факторы формирования ассортимента…………………………………5

3. Стадии технологического цикла товаров………………………...……10

4. Классификация товаров по срокам годности………………………..

5. Сформировать ассортимент рыбных продуктов и определить структуру ассортимента………………………………………………......16

    Список литературы…………..…………………………………….……...26

 

1. Состояние развития и перспективы развития потребительского рынка. Источники насыщения рынка их состояние, перспективы развития

    Критериями современного состояния потребительского рынка могут служить: состояние источников наполнения рынка товарами; соотношение спроса и предложения, которое, в свою очередь, определяет насыщенность рынка товарами, степень удовлетворения спроса, широту, полноту и структуру ассортимента; качество товаров. Источниками наполнения рынка товарами являются отечественное промышленное и сельскохозяйственное производство, а также импорт товаров, состояние которых определяет полноту и характер предложения. Если отечественное производство не удовлетворяет полностью спрос потребителей в силу недостаточного развития производства или спада производства, то это приводит к дефициту товаров или увеличению удельной доли импортных товаров. Для современного состояния потребительского рынка характерны спад отечественного производства и увеличение доли импортных товаров в структуре ассортимента. Вытеснение с рынка отечественных товаров импортными вызвано двумя основными причинами. Во-первых, это низкая конкурентоспособность отдельных российских товаров вследствие плохого качества упаковки и маркировки (внешне многие импортные товары превосходят отечественные), а иногда и качества самих товаров, недостаточности или полного отсутствия рекламы и других средств информации о товаре, слабо налаженных каналов распределения, повышенных цен. Во-вторых, сказывается былая привлекательность импортных товаров, закупаемых централизованно через государственные внешнеторговые организации, хотя в последние годы качество импортных товаров, поступающих на наш рынок, резко снизилось.3

По данным отдельных контролирующих органов, бракуется от 30 до80% партий импортных товаров. В 2010 году было забраковано: чая — 65%,мясных продуктов — до 50%, мясо птицы — до 45%, масло растительное —30%, хлеб — 30%, детские игрушки — 70%.Наиболее тяжелая ситуация сохраняется в мясной промышленности, а следовательно, в насыщении рынка мясом и мясопродуктами: продолжается снижение производства, рост цен. Важнейшая причина — это неблагоприятное состояние отечественного животноводства, что заставляет перерабатывающие предприятия работать, в основном, на импортном сырье, а это в современных условиях весьма накладно. Таким образом, с одной стороны, в отрасли происходит падение производства мяса и птицы, с другой — осуществляется значительный импорт этой продукции. Причина объясняется тем, что государство недостаточно координирует взаимодействие самих контролирующих органов и общества в целом по вопросам защиты внутреннего рынка от некачественного товара, это проблема международного характера. В условиях насыщенного рынка производители товаров начинают осознавать, что качество — это один из важнейших критериев конкурентоспособности товаров. Перспективы развития потребительского рынка связаны с мерами государственного регулирования сферы торговли путем поддержки отечественного производителя, а также социально незащищенных слоев населения. Наряду с этим важное значение имеют создание и укрепление инфраструктуры торговли, конкурентной среды, проведение всероссийских и межрегиональных ярмарок, все это способствует усилению контроля за качеством товаров и соблюдением правил торговли. С учетом конъюнктуры, сложившейся на российском потребительском рынке, важное значение приобретают рациональное управление ассортиментом, товарными потоками, обеспечение качества товаров и количества на разных этапах товародвижения.

    Решение всех этих задач требует высокой квалификации специалистов в различных областях знаний: в товароведении, экономике, праве, маркетинге и других, а также умения комплексно использовать их в профессиональной деятельности.

 

 2. Факторы формирования ассортимента

       Ассортимент - это достаточно большая совокупность товаров, объединенных каким-либо общим признаком (сырье, назначение, производитель и пр.).

    По месту образования различают:

- промышленный ассортимент представляет собой набор товаров, выпускаемых отдельной отраслью промышленности или отдельным предприятием.

- торговый ассортимент - совокупность товаров, реализуемых в торговой сети.

    Торговая сеть - это совокупность всех торговых предприятий (оптовых и розничных), занимающихся реализацией товаров.

    По широте охвата товаров различают:

- простой ассортимент представлен небольшим числом разновидностей товаров. Разновидность – совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков (например, соль может быть йодированной, фторированной);

- сложный ассортимент представляют те виды товаров, которые характеризуются большим числом разновидностей товаров в пределах одного вида (обувь, одежды и др.);

- групповой ассортимент включает перечень входящих в него групп товаров;

- развернутый ассортимент представляет собой значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, относящихся к группе однородных товаров, но отличающихся индивидуальными признаками;

- сопутствующий ассортимент – ограниченная совокупность товаров, которые выполняют вспомогательные функции по отношению к основной товарной группе;

- смешанный ассортимент — совокупность непродовольственных и продовольственных товаров различных групп, видов, наименований, имеющих самое разнообразное функциональное назначение;

    По характеру и частоте спроса товары делятся на:

- товары повседневного спроса – товары, имеющие большую частоту спроса. На основную часть этих товаров предъявляется твердосформулированный устойчивый спрос, покупка их осуществляется постоянно (зубная паста, хлеб);

- товары периодического спроса – товары, спрос на которые потребители предъявляют через определенные промежутки времени (одежда, обувь).

- товары редкого спроса – товары длительного пользования, как правило, дорогостоящие (бытовая техника, ювелирные изделия, мебель).

    Основными показателями ассортимента являются:

- широта ассортимента – количество однородных и разнородных групп, представленных в торговой организации;

- полнота ассортимента — это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу;

- глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию, количеству торговых марок.

    Определение ассортимента товаров наиболее предпоч­тительного для потребителей и обеспечивающего экономи­ческую эффективность деятельности организации, осущест­вляется с учетом следующих подходов:

- совокупный ассортиментный набор товаров должен быть рентабельным. В идеале уровень валового дохода кон­кретного товара должен перекрывать его издержкоемкость. Однако практика коммерческой работы требует включения в ассортимент низкорентабельных и нерентабельных (в основ­ном социально-значимых) товаров.

    При наличии в ассортименте товаров, на которые торго­вые надбавки ограничены, убытки от реализации следует пе­рекрывать включением в ассортимент высокорентабельных товаров. Кроме того, необходимо постоянно стремиться к ус­корению оборачиваемости товаров. В этом случае увеличение скорости реализации нерентабельных или низкорентабель­ных товаров может обеспечить получение некоторой прибы­ли за счет снижения затрат на их хранение и реализацию;

- широта и глубина ассортимента должны быть ориентированы на требования конкретного покупателя. Широкий ассортимент товаров позволяет ориентироваться на требования потребителей и стимулировать продажу, препятствовать появлению конкурентов, предлагать диапазон цен. Однако он увеличивает расходы на поддержание запасов и может затруднять сопоставление и выбор товара.

    Одни организации используют стратегию торговли узким по широте и мелким по глубине ассортиментом. При этом ре­ализуются исключительно ходовые и популярные товары. Такая политика позволяет оптимизировать вложения денеж­ных средств в товарные запасы, ускорив их оборачиваемость. Другие привлекают покупателей именно возможностью ши­рокого выбора товаров.

    Узкий и глубокий ассортимент позволяет организации создавать позитивный имидж и обеспечивать стабильные от­ношения как с поставщиками товаров, так и покупателями. Однако чрезмерная ограниченность ассортимента может сде­лать организацию уязвимой по отношению к внешней среде, колебаниям в поставках, конкурентам. Поэтому говорят о формировании ассортимента оптимальной широты и глуби­ны с учетом основных факторов влияния.

    В каждом конкретном случае решение о широте и глуби­не ассортимента принимается в строгом соответствии с выб­ранной коммерческой стратегией организации.

    Формирование ассортимента товаров представляет собой деятельность по определению, проектированию, созданию, реализации и потреблению ассортимента товаров в обществе и его структурных подразделениях в соответствии с потребностями и спросом населения.

    Процесс формирования ассортимента всегда сопровождается воздействием на него большого числа самых разнообразных факторов. Причем чем выше уровень решения этой задачи, тем больше факторов окажут на него свое влияние.

    К формированию торгового ассортимента в условиях рынка необходимо подходить особенно тщательно, выявляя закономерности его развития и учитывая факторы, оказывающие на него влияние.

Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров в торговой организации можно разделить на следующие группы:

1. Общие, т.е. не зависящие от деятельности конкретной торговой организации и к которым она вынуждена приспосабливаться, не имея возможности влиять на них.

К ним относятся:

- социальные: состав населения, уровень культуры, социальное обеспечение, характер трудовой деятельности;

- экономические: производство товаров, уровень доходов населения и источники их образования, развитие экономики района, цены на товары, наличие конкурентов;

- демографические: половозрастной состав населения, количество и структура семей, профессиональный состав населения;

- национально-бытовые: национальный состав населения, традиции, обычаи, нравы;

- природно-климатическе: географическое положение (города, села, административного района), климат, природные ресурсы.

2. Специфические, т.е. отражающие конкретные условия работы торговой организации.

- специализация торговой организации (направленность отдельных предприятий по торговле отдельными груп­пами товаров);

- тип и мощность торговой организации;

- присутствие конкурентов в зоне деятельности организации;

- материально-техническая база;

- обслуживаемый контингент покупателей;

- спрос покупателей;

- транспортные связи.

    Среди множества факторов, влияющих на формирование ассортимента товаров, особое место занимают покупатель­ский спрос и производство товаров народного потребления.

    Покупательский спрос и формирование ассортимента то­варов в торговой организации в своем развитии взаимосвяза­ны. Изменения в спросе населения должны сопровождаться изменениями в формировании ассортимента товаров. При этом необходимо уделять внимание степени удовлетворения спроса. При наличии неудовлетворенного спроса следует оп­ределять регулярность и массовость запросов данных това­ров и оперативно организовывать поставку их в магазин. Включение в ассортимент торговой организации товаров, спрос на которые находится в стадии формирования, зависит от приверженности потребителей к модным направлениям, способности менять свои привычки и вкусы.

    Производство товаров народного потребленияявляется предложением на товарном рынке и отражает социаль­но-экономические интересы как производителя, так и тор­говли. Развитие производства расширяет ассортимент и уве­личивает массу товаров, вызывает новые потребности. Боль­шое значение имеет качество выпускной продукции, так как от него зависят конкурентные возможности торговой органи­зации, ее товарная и ценовая политика, успех в коммерче­ском деле и размеры прибыли.

    Таким образом, проанализировав все факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров, можно выделить что факторы делятся на две группы: общие, которые не зависят от деятельности конкретной торговой организации и к которым она вынуждена приспосабливаться, не имея возможности влиять на них, и специфические, отражающие конкретные условия работы торговой организации, среди которых особое внимание уделяется покупательскому спросу и производству товаров народного потребления.

 

 

 3. Стадии технологического цикла товаров

    Технологический жизненный цикл товаров (ТЖЦТ) - совокупность стадий и этапов, применяемых на них средств методов для последовательного выполнения определенных операций, начиная от выявления запросов, их удовлетворения и завершая определением степени удовлетворенности потребителей.

    ТЖЦТ включает четыре стадии: предтоварную, товарную, послереализационную и утилизации. Каждой стадии присущи определенные этапы, на которых сначала формируются все товароведные характеристики товаров, а затем и обеспечивается сохранение части из них: качества и количества.

    Предтоварная стадия - совокупность этапов и операций, начиная от выявления запросов и заканчивая выпуском повара.

1 этап - разработка продукции (решили печь торты);

2 этап - заготовка сырья (МТ база, основ, сырьё, вспомогательное сырьё);

3 этап - приёмочный контроль сырья и основного и вспомогательного;

4 этап - производство продукции: подготовительный, основной и заключительный;

5 этап - контроль готовой продукции (пропекли или нет, установление сортности, выявление дефектов);

    Товарная стадия - совокупность этапов и операций, предназначенных для обеспечения сохраняемости товара после его выпуска из производства.

В отличие от предтоварной стадии, для которой характерна строгая последовательность этапов и возможность отсутствия некоторых из них в зависимости от новизны товаров, этапы товарной стадии могут менять свою последовательность.

Однако.

    Единственный этап - реализация товаров - всегда является завершающим на этой стадии. Так, формирование товарных партий при наличии заказов на товар может быть начальным этапом, а при отлаженном спросе на первое место выступает хранение и транспортирование; например, перевозка товаров из производственных Цехов на склад готовой продукции и хранение.

6 этап - формирование товарных партий (по смене, по накладной);

7 этап - хранение и транспортирование;

8 этап - предреализационная товарная обработка товаров (рыба во льду, пилы - в смазке);

9 этап - этап реализации;

Послереализационная стадия - совокупность этапов и операций предназначенных для сохранения качества и количества товаров у потребителей после их приобретения, а так же удовлетворение потребностей за счет товароведных характеристик.

    На этой стадии всем товарам присущ один общий этап -потребление путем однократного или многократного использования (эксплуатации). Два других этапа - послепродажное обслуживание и перепродажа товаров, бывших в употреблении, - характерны только для отдельных видов товаров или особых ситуаций.

10 этап - потребление (эксплуатация);

11 этап - послепродажное обслуживание (тушенку необходимо разогреть, доставка товаров домой);

Стадия утилизации Товаров и уничтожения - совокупность операций и взаимозаменяемых этапов, предназначенных для обеспечения безопасности человека и окружающей среды. Так же установление степени удовлетворенности потребителей товарами.

12 этап - повторное использование либо утилизация (например, замерзший картофель либо выкинуть, либо на крахмал).

 

 4. Классификация товаров по срокам годности

 

    Сроки годности и эксплуатации являются составным элементом хранения и эксплуатации товаров. В зависимости от продолжительности и особенностей товаров сроки годности подразделяют на предельные, гарантийные и прогнозируемые. Каждой группе сроков годности соответствует определенная классификационная группировка товаров по признаку срока годности (рис. 43) или хранения.

    Предельные сроки годности - максимально допустимые сроки, в течение которых товар имеет гарантированную безопасность. Они устанавливаются чаще всего на скоропортящиеся товары, на весь период от изготовления их до потребления. Поэтому часто рекомендуется товары со сроком годности до 5 суток реализовать за один-два дня до окончания предельного срока, чтобы потребитель мог использовать приобретенный товар до окончания срока годности.

    К скоропортящимся товарам относятся товары со сроком годности от нескольких часов до нескольких суток. Продолжительность этих сроков регламентируется СанПиН 42-123-4117-86 «Условия и сроки хранения особо скоропортящихся продуктов» и колеблется в пределах от 6 час. (например, мясной фарш, паштеты из мяса и печени, вырабатываемые предприятиями торговли и общественного питания, масло сливочное брусочками, торты и пирожные с заварным кремом или из взбитых сливок, сливки взбитые) до 96 час. (быстрозамороженные биточки Здоровье без соуса).

    Сроки годности не могут продлеваться, что регламентируется ст. 5 (п. 4) Федерального закона «О защите прав потребителей». Это обусловлено тем, что превышение установленных сроков годности может быть связано с утратой пищевыми продуктами безопасности вследствие микробиологической порчи и накопления токсичных веществ.

Все скоропортящиеся товары относятся только к классу продовольственных товаров (молочные, мясные, рыбные товары, кулинарные изделия и др.).

    Кратковременно хранящиеся товары - это товары со сроком годности от 0,5 до 30 суток. Все они также относятся к пищевым продуктам. В основном это хлебобулочные изделия (от 12 до 48 час.), кондитерские изделия (кроме кремовых тортов и пирожных), некоторые виды свежих плодов и овощей (ягоды, косточковые плоды, инжир, огурцы, зрелые томаты, овощная зелень и др.), слабоалкогольные напитки. При хранении качество товаров этой группы ухудшается, но они не утрачивают безопасность. Сроки окончания хранения обусловлены интенсивностью процессов, снижающих качество. Так, при хранении хлебобулочных изделий сроки зависят от интенсивности процессов черствения. Пшеничный хлеб черствеет быстрее ржаного, поэтому и сроки его хранения составляют 36 час., а ржаного - 48 час.

Для товаров этой группы обычно устанавливаются гарантийные сроки хранения, которые нормируются стандартами в разделе «Гарантии поставщика». В настоящее время Госстандарт России вместе с заинтересованными ведомствами разрабатывает специальный документ, в котором будут установлены сроки хранения товаров этой группы.

    Длительно хранящиеся товары подразделяют на товары с ограничением и без ограничения сроков годности.

    Товары длительного хранения с ограниченным сроком могут храниться от одного месяца до года и более, но срок их хранения обязательно нормируется.

    В эту группу входят продовольственные и непродовольственные товары, для которых характерно замедленное протекание процессов, ухудшающих качество. При этом безопасность товаров может утрачиваться (например, прогоркание жиров в крупах), а может и сохраняться (старение чая, поседение шоколада), если соблюдаются оптимальные показатели климатического режима хранения.

    В этой группе товаров наиболее распространенными процессами, ограничивающими сроки хранения, являются прогоркание жиров (маргарин, масло коровье, отдельные виды круп, мясо, рыба, кремы, в том числе косметические), старение (чай), частичная утрата ароматических веществ (кофе, парфюмерные изделия)

    Товары длительного хранения без ограничения срока могут сохраняться в течение нескольких лет без утраты основных потребительских свойств.

    К ним относятся отдельные виды пищевых продуктов (мука, крупа, макаронные, винно-водочные изделия, замороженные мясные, рыбные товары, некоторые плоды и овощи, продукты их переработки, консервы) и большинство непродовольственных товаров. Для товаров этой группы устанавливаются лишь прогнозируемые сроки хранения. Их продолжительность определяют (прогнозируют) специалисты с учетом потребностей реализации, материально-технической базы и других факторов.

    Длительную сохраняемость пищевых продуктов обусловливают консерванты (этиловый спирт, молочная кислота) или консервирующие воздействия (замораживание, обезвоживание, повышенное осмотическое давление и др.). Непродовольственные товары благодаря своей природе лучше противостоят неблагоприятным внешним воздействиям, поэтому способны сохраняться десятки и сотни лет.

В то же время для большинства непродовольственных товаров характерно постоянное чередование использования по функциональному назначению, или эксплуатации, с определенными периодами хранения. Поэтому для них более важны не сроки хранения, а сроки эксплуатации.

    Сроки эксплуатации - продолжительность использования непродовольственных товаров в соответствии с назначением без существенной утраты потребительских свойств.

Сроки эксплуатации многих товаров включают и сроки хранения, так как товары используются по назначению периодически. Например, когда автомобиль используется по назначению для транспортирования людей и грузов, то это будет время его эксплуатации. Если на автомобиле не ездят, то он хранится.

Существуют также гарантийные сроки эксплуатации, в течение которых изготовитель или продавец обязан безвозмездно устранить выявленные технологические дефекты.

    Контроль за соблюдением условий и сроков годности (хранения) в торговых организациях осуществляют товароведы. Периодичность контроля за сроками хранения определяется для каждой партии индивидуально в зависимости от особенностей товаров, условий их хранения и остаточных сроков годности.

 

 

5. Сформировать ассортимент рыбных продуктов и определить структуру ассортимента

 

       Правильно подобрав ассортимент, можно иметь успешный рост продаж, и увеличивать объём товарооборота.

    В продаже бывает несколько видов продукции:

    Живая - делится на выращиваемую в рыбных хозяйствах и добываемую в природных водоёмах и водохранилищах.

    К первым относятся толстолобик, карп, форель, сом и бестер. Ко вторым карась, форель, сазан, щука. Самый распространённый вид среди продающегося живым, это карп. На его долю приходится 50%. По сортам живая рыба не разделятся. Должна быть не вялая, окрас яркий, соответствовать виду рыбы. Глаза не впалые, не мутные. Недопустимо плавание на боку и вверх брюхом. Реализация живой продукции осуществляется в специализируемых ёмкостях. Сроки продажи не больше 24 часов.

    Охлаждённая - чтобы увеличить срок реализации, продукт охлаждается от -1 до +5 градусов. Свежая (охлаждённая) рыбная продукция, добытая в речке (сом, щука, судак, сазан, амур) и морская (треска, семга, форель, морской окунь) бывает разная по разделке. Может быть целая, потрошеная с головой и обезглавленная. После разделки срок реализации увеличивается.

Крупная рыбина хранится 10 суток, мелкая 7. По категориям не разделяется. Недопустимо отставание мяса от косточек и неприятный запах.




double arrow
Сейчас читают про: