Дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на карточке-схеме с помощью бабочки.
Дошкольникам предлагается карточка, разделенная на три части, и бабочка на магните. Воспитатель называет слова, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка: если звук в начале слова — в первый квадрат (со звездочкой), если в середине — во второй, если в конце — в третий.
Чьи следы?
Дети учатся составлять звуковые модели слова, соотносить слово с моделью, подбирать слова к заданной модели.
Дошкольникам предлагаются карточки-схемы со следами различных животных. Нужно догадаться, кому они принадлежат.
При обучении связной речи
В данном случае моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:
— пересказ;
— составление рассказов по картине и серии картин;
— описательный рассказ;
— творческий рассказ.
На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:
— усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного
произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;
|
|
— овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
— формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
— обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.
Загадки-описания
Дети учатся по признакам, описанным с помощью знаков, определять объект.
Дошкольникам предлагается рассмотреть зашифрованные письма и догадаться, какое животное там спрятано.
Живое
Форма — овальная
Величина — большая
Цвет — рыжий
Мех — пушистый
Живет — в норе
Рассказы по модели
О дарах осени
Дошкольникам предлагается с помощью картинок составить рассказ «О дарах осени».
Сначала определяется схема роста овощей, фруктов от семечка до плода.
План рассказа:
— семечко;
— способы ухода;
— всходы;
— плоды.
Доскажи сказку
Дошкольникам предлагается вспомнить персонажей сказок «Репка» и «Теремок»;
что происходило до и после события, нарисованного художником.
В левой колонке нужно написать имена персонажей предшествующего эпизода, а в правой — последующего.
Затем требуется рассказать о событиях, следуя тексту сказки;
попробовать рассказать о них же в обратном порядке: справа налево.
Объяснить, что в результате получилось и можно ли так рассказывать эти сказки.
Волшебные картинки
Дети учатся осмысленно запоминать не только отдельные предметы, но и целые тексты.
|
|
Дошкольникам предлагается при прочтении сказки или рассказа разложить картинки-символы и, пользуясь записью, пересказать услышанное.