Разучивание мелодической линии песни

Методика работы над песней

На изучение песни отводится два урока. На первой уроке происходит знакомство с песней (выявление образного содержания, идеи) и разучивание первых двух куплетов. На втором проводится работа над выразительностью исполнения песни и работа по закреплению полученных результатов.

Этапы работы над песней:

Первый урок:

• вступительное слово учителя;

• иллюстрация (исполнение) песни учителем;

 • анализ содержания (образной сферы) песни;

• разучивание поэтического текста песни;

 • разучивание мелодической линии песни;

Второй урок:

• исполнение песни учащимися;

 • ·выстраивание исполнительского плана;

 • итоговое выразительное исполнение песни соответствии с планом.

 

Урок первый

 Вступительное слово учителя

Учитель должен   подготовить школьников к восприятию песни вызвать интерес к содержанию. Для этого учитель должен

• дать название песни;

•  рассказать о композиторе и, по возможности, условиях создания песни;

•  пояснить при каких обстоятельствах исполняется песня (если это, например, «Колядки»).

Речь учителя должна быть краткой (лаконичной) и образной.

Иллюстрация песни

Перед исполнением песни нужно дать учащими задание, направляющее их слуховое восприятие на характер (эмоциональную сферу) музыки:

2

- Послушайте песню и постарайтесь почувствовать настроение, характер музыки;

-Послушайте, и вы испытаете те же чувства, что и композитор и т.д.

Требования к исполнению песни учителем:.

•играть аккомпанемент на нюанс тише звучания голоса:.

 •играть аккомпанемент мягко, неназойливо, выделяя наиболее выразительные мелодические скачки или ритмические фигурации;

•не допускать ошибок, остановок, забывчивости слов в игре и пении;

• разборчиво произносить текст;

• исполнять с точной интонацией, чётким ритмом и с ясной, осмысленной фразировкой;

• звучание голоса учителя должно соответствовать детскому пению (лёгкому и звонкому по характеру звука);

•во время исполнения, по возможности, смотреть на учащихся (применяется метод эмоционального воздействия).

 Анализ содержания (образной сферы) песни

I. После первого прослушивания песни необходимо выслушать мнение учащихся, дать им возможность высказать свои впечатления о музыке (настроении, характере песни):

- Какой характер музыки?

- Какие чувства вы ощутили, прослушав песню?

II. Затем нужно проанализировать содержание песни - выявить образы и их развитие. Для этого каждый куплет читается и обсуждается в отдельности. Все незнакомые слова и стилистические особенности текста (в народных песнях) учитель должен объяснить учащимся лаконично и доходчиво.

Анализ содержания проводится учителем в форме беседы, организованной наводящими вопросами:

-Послушайте, о чём говорится в первом куплете, какая картина (образы) в нём изображена (учитель выразительно читает текст);

- О чём говорится во втором куплете?

 

3

III. После беседы необходимо обобщить, подытожить рассуждения - подтвердить верность выявленной идеи песни (что хотел сказать нам автор? что мы можем понять и почувствовать?):

Осмысленный разбор текста, направленный на выявление идеи песни, формирует у школьников чёткое понимание содержания (например, в песне «Скворушка прощается» это идея любви к родному дому). Таким образом, у учащихся формируется определённая нравственная позиция (морально- этическое отношение к чему-либо).

Разучивание поэтического текста песни

I.Сначала учитель выразительно читает текст первого куплета. В случае если текст песни отсутствует в учебнике, учитель должен поместить его на плакате или распечатать на отдельных листах для каждого ученика, либо использовать мультимедийное оборудование.

II. Затем текст читается по фразам всеми вместе выразительно, негромко, ясно и отчётливо.

Перед каждым повторным произнесен фраз текста необходимо давать ученикам задан направляющее их внимание на выразительность чтения, дикцию. Так, например, можно прочитать с различной силой, в различных тесcитурных условиях, в разном темпе - но, обязательно, акцентируя внимание на образный строй речи.

В первом и втором классах можно использовать пластическое интонирование (это поможет ученикам осознать художественные образы и легко запомнить

текст).

 III. После аналогичным образом заучивается текст второго куплета.

      Выразительное чтение текста песни способствует более глубокому проникновению в его эмоционально-смысловое содержание, что, в свою очередь, способствует запоминанию текста и выразительности исполнения песни.

     Грубейшей ошибкой является заучивание текста, используя приём скандирования (когда текст произносится на одной высоте, громко, невыразительно, неосмысленно — скандируется) и приём ритмизации (ритмизация текста 1 - произнесение текста в ритме мелодии с одновременным воспроизведением ритмического рисунка звучащими жестами, на шумовых ударных инструментах или подсобными предметами, например, карандашом).

4

Разучивание мелодической линии песни

На этом этапе урока учителю следует обращать внимание учеников на правильность звуковысотного движения и ритмического рисунка мелодии. С этой целью используются вспомогательные средства – графическое или пластическое изображение звуковысотного и ритмического развития (на классной доске или плакате, движением руки пространстве), нотная запись. Если какой-то фрагмент мелодии имеет сложный ритмический рисунок, то текст этого фрагмента можно проговорить (беззвучно артикулируя или вслух) в ритме мелодии, сопровождая воспроизведение ритма  хлопками (т.е. использовать приём ритмизации текста).

     Нужно помнить, что у многих учащихся плохо развит музыкальный слух и память, поэтому необходимо многократное повторение учащимися одной и той же фразы. При этом нужно ставить перед школьниками разные учебные задачи, направляющие их слуховое внимание на получение конкретного результата.

Разучивание песни проводится по фразам.

І. Сначала учитель поёт первую фразу (или целиком запев)

песни 2-3 раза, обращая слуховое внимание учеников на движение звуковысотной линии (поступенное или скачкообразное, нисходящее или восходящее, движение на одной высоте). Учащиеся внимательно слушают и после сами поют этот фрагмент песни.

Примерные образцы заданий при разучивании мелодии:

 - Послушайте первую фразу;

- Послушайте, как фраза звучит на инструменте, и определите направление мелодии;

- Слушайте и отображайте направление мелодии движением руки;

 - Пойте и отображайте направление мелодии движением руки;

- Пойте как один человек, слушая друг друга (задача - достижение унисона);

 - Прослушайте вторую фразу и определите, есть ли сходство с первой.

П. Вторая фраза заучивается так же, как и первая. Затем обе фразы соединяются. Далее таким же образом идет работа со следующими двумя фразами.

III. Затем исполняется полностью первый куплет.

5

Чтобы закрепить запоминание первого куплета, нужно повторить его 2-3 раза, ставя перед учениками очередные задачи. Например, чётче произнести слово (согласные), брать дыхание всем вместе в конкретном месте, следить за однородностью гласных, точнее исполнить ритм, острее выделять синкопу и т.п. В таком случае повторы не будут казаться ученикам бессмысленными и однообразными. Можно исполнить первый куплет приёмом «пение по цепочке», заключающийся в том, что ученики будут бережно передавать друг другу мелодию.

 Результатом работы должна стать верность исполнения мелодической линии (точность звуковысотной и ритмической сторон).

IV. После исполняется второй куплет. Чтобы напомнить текст учитель может сначала пропеть его сам, а учащимся предложить послушать или одновременно с его пением беззвучно артикулировать.

V. Выучивание текста остальных куплетов (если их три и более в песне) для учащихся 3-4 классов даётся как домашнее задание. В первом классе разучиваются песни небольшого объёма (состоящие из двух куплетов и припева).

Урок второй

На втором уроке работа ведётся над выразительностью исполнения песни и закреплению полученных результатов.

звуковедения/штрихи) особенности исполнения каждой фразы (находятся сходства и различия вкуплетах и припевах): - С каким чувством мы будем исполнять первый куплет

фразу? - с какой динамикой мы будем исполнять первую

фразу? Почему ты так считаешь? - С одинаковым ли чувством будем исполнять припевы?

Изменится ли из-за этого динамика? - Каким способом (штрихом) будем исполнять первый

куплет — подчёркивая, связно, отрывисто? - Как вы думаете, можно в этой фразе изменить темп? - Что можно/лучше изменить во втором куплете –

динамику или способ пения? - Как лучше произнести согласные в словах «старый скворушка», чтобы передать нежный, ласковый

характер образа – твёрже или мягче? - Как вы думаете, может эту фразу споёт солист? - Другие возможные вопросы.

6

Все варианты исполнения фраз должны быть обоснованы учащимися: здесь нужно петь тише, так как требуется выразить такой-то характер» чувство или образ, заложенные в тексте (" 3 фразу лучше петь взволнованно и чуть громче А потому что в ней говорится о...). Для сравнения

учитель может показать неподходящий (" 2 соответствующий образу) вариант исполнения

І. Сначала песня исполняется целиком всем классом (задача – вспомнить мелодию и текст).

II. Затем совместно с учениками выстраивается план исполнения песни - оговариваются динамические, темповые, дикционные, артикуляционные особенности исполнения песни:

· С каким чувством мы будем исполнять 1 куплет/фразу?

· С какой динамикой мы будем исполнять первую фразу? Почему ты так считаешь?

· С одинаковым ли чувством будем исполнять припевы?

Исполнительский план лучше зафиксировать на плакате, доске или экране мультимедийного оборудования.

III. Завершает работу над песней её итоговое выразительное исполнение всем классом в соответствии с исполнительским планом. Можно, смоделировав ситуацию концерта или конкурса, поделить класс на группы и попеременно исполнять куплеты песни; можно исполнить песню «в жанре концерта», где будет чередоваться пение солиста и всего класса или двух групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: