Организация пианистического аппарата

Лучше исполнять пьесы, в которых мелодия равномерно распределена между обеими руками и охватывает оба нотных стана (пьесы из сборника Милича для начинающих). Либо играть третьими пальцами обеих рук одновременно на нотах – близнецах (в унисон). Игра двумя руками только третьими пальцами занимает довольно продолжительный период. Ребёнок учится согласованности движений рук. Чем прочнее закрепится навык согласованной игры двумя руками, тем проще и легче будет впоследствии овладеть игрой другими пальцами и решать все последующие задачи.

После закрепления первоначальных навыков игры 2-м, 3-м и 4-м пальцами можно переходить к игре 1-м и 5-м. Учитывая функции последних, лучше начинать игру не отдельно каждым из них, а одновременно, то есть с квинт. Пятый палец продолжает боковую линию предплечья и плеча и достаточно независим, поэтому обычно главная функция его – ведение мелодической линии. Начинать игру 5-м пальцем без 1-ого нежелательно, на первом этапе практически у всех детей при игре квинт ладонные мышцы напрягаются. Чтобы снять это напряжение, необходимо включать в работу крупные мышцы, используя ряд упражнений, разработанных А. А. Шмидт – Шкловской (см. её книгу «О воспитании пианистических навыков»). Первоначально играем квинты лишь на чёрных клавишах – стаккато, нон легато, портаменто. Затем подбираю этюды, в которых квинты играются обеими руками одновременно, попеременно то правой, то левой рукой, а также с дугообразным переносом руки из одной октавы в другую. Существует некоторое количество пьес и этюдов, в которых либо левая рука играет квинту, а правая – дугообразный перенос из октавы в октаву терций на одинаковых нотах, либо наоборот: правая – квинты, левая – терции. Терции то дети играют то 2-м и 4-м (вначале), а потом либо 3-м и 5-м, либо 3-м и 1-м. Играть можно любыми штрихами – стаккато, нон легато, портаменто.

До перехода к игре легато, после того как освоены терции и квинты, можно предложить взять аккорд. Здесь очень важно не готовить ученика заранее и не посвящать его в то, что ему предстоит впервые взять трезвучие одной рукой, потому что если просьба взять аккорд не будет неожиданной для малыша, почти наверняка произойдет зажатие мышц (от страха перед важностью момента). Закреплять игру аккордов лучше, подбирая лёгкий аккомпанемент в ансамблях на повторяющихся трёх функциях.

Легато

Ориентируясь на игру квинт, педагогу гораздо легче определить момент к игре легато. Всякая торопливость в этом переходе может перечеркнуть всё достигнутое ранее. Чтобы добиться независимости пальцев друг от друга, необходимо не только участие крупных мышц, усилия которых передаются через всю цепочку, но и готовность ладонных мышц к плавному переходу от пальца к пальцу при игре легато. Надо вводить в игру легато всегда сначала наиболее сильные пальцы («Осенняя песенка» Ю. Абелева из сборника Б. Милича «Маленькому пианисту. Киев. 1989), в которых используется легато для 2-го и 3-го пальцев, а также этюды, где в левой руке квинта, а в правой – легато (3-2, 2-3) и наоборот.

Есть небольшое количество этюдов и пьес на легато 2-3-4-м пальцами. Приходиться самому сочинять подходящие этюды и пьесы, где короткие последовательности легато чередовать с исполнением стаккато, нон легато или портаменто. Освоение секунд более сильными пальцами, включая пение, слуховой контроль даёт возможность ученику ощутить движение музыки и связанность звуков как бы «внутри позиции руки». Затем ладони «обнимают» более широкие интервалы (легато 1-5). После игры легато внутри одной позиции ученик уже подготовлен и к подкладыванию первого пальца, при этом, не меняя позицию руки.

Учитывая особенности первого пальца, лучше использовать его подкладывание на элементах хроматической гаммы, то есть играть от чёрной клавиши любым пальцем к первому – на белой. Предлагаю ученикам два специальных упражнения на этот приём: «Стрекоза» и «Стрекоза и мотылёк».

«Стрекоза»: до диез берём вторым пальцем, плавно переводим первый палец на ре и играем ре первым пальцем стаккато. Играем в разных октавах, перенося дугообразным движением руку. Играем в разных комбинациях пальцев, оставляя на ре всегда первый. «Стрекоза и мотылек»: к предыдущему упражнению добавляются более удлинённые пассажи. То есть многократно повторяются движения на одних и тех же нотах одними и теми же пальцами и лишь, затем происходит «перелёт» в другую октаву. Таким образом, разрабатывается подвижность первого пальца.

 

Гаммы

Ребёнок уже готов к игре, но во многих произведениях существуют гаммаобразные пассажи, а малыши пока умеют играть лишь гаммы по тетрахордам. Поэтому гаммы вводятся в игру в таком порядке:

1. Хроматическая гамма.

2. Расходящаяся гамма в октаву.

3. Короткое арпеджио.

4. Аккорды.

Чтобы воспитать независимость и беглость пальцев, я использую большое число мини-этюдов, в две-четыре строчки. Такие этюды можно найти в сборниках К. Черни. Я стремлюсь к тому, чтобы ученик ознакомился с как можно большим количеством этюдов.

При подборе репертуара я учитываю растяжение ладонных мышц, особенности строения руки и, конечно, вкусы и предпочтения.

Вначале обучения, важно не только научить малыша играть, но и познакомить его с музыкальным миром, заинтересовать, понять, о чём музыка говорит, вложить как можно больше музыкальных впечатлений. Дети 1-го класса очень любят пьесу Галынина «Зайчик». В этом небольшом произведении сочетаются множество пианистических навыков: игра стаккато, аккордами, быстрая смена рук. Дети не замечают этих трудностей, они увлечены образом прыгающего зайчика. Лиса нападает. Зайчик вырывается, и убегает. Смена образа (заяц – лиса) определяет штрихи, динамику. Яркий пример такой образной пьесы – «Медведь» Г. Галынина. Она помогает при изучении басового ключа. Играя пьесу Рубаха «Воробей», где мы изображаем воробья и кошку, впервые знакомимся со штрихом стаккато. Пьеса А. Гедике «Ригодон» – не только танец, но уже и простейшая полифония. Мы представляем праздничный бал. Сначала танцуют все гости, а в середине – принц и принцесса, разговаривают друг с другом, «соединяются» (момент кульминации – аккорд), продолжая танец с придворными. Тот же образ можно использовать в вальсе из балета «Спящая красавица» Чайковского. В сборнике Артоболевской «Первая встреча с музыкой» к менуэту Л. Моцарта, есть замечательные стихи. С первых уроков, когда дети слышат его в исполнении педагога, проникаются любовью, стараются запомнить слова, хотят в дальнейшем играть.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: