Чтение с листа и подбор по слуху

Помимо упражнений, развития слуха, ритма, пианистических навыков, важно уделять внимание чтению пьес с листа и подбору песен на слух. Это могут быть простые песенки, хорошо знакомые ребёнку. Например, «Песенка про ёлочку», «Песенка про кузнечика». Большой интерес представляет сборник Т. Камаевой и А. Камаева «Чтение с листа. Игровой курс». Игровой курс разделён на две части. Первая состоит из заданий, которые снимут психологический зажим у ребёнка перед незнакомым текстом и сделают занятие увлекательным. Каждое задание сопровождается графой для оценки, которую преподаватель ставит для дополнительного поощрения учащегося. Задания усложняются постепенно. Внимание ребёнка активизируется на отдельных элементах нотного текста – ключевые знаки, аппликатура, динамика, темп и т.д. Текст в основном обращён к учащемуся. У детей появляется интерес к игре на инструменте. Преподаватель должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа в домашней работе.

Выступления на концертах

Свои первые выступления на концертах малышу всегда легче даются, если с ним рядом его педагог, поэтому хорошо включать в репертуар ансамбли. Это ещё важно и потому, что ученик начинает слушать совместную игру, пытаясь подстроиться или взять инициативу, охватывая больший звуковой объём, в нотном тексте следит за своей партией и партией партнёра. С учащимися младших классов нужно стараться проходить большое количество произведений и не требовать добиваться всего сразу. Накопление репертуара – центральная задача педагога.

Развитие вокальных навыков

Работа над музыкальным произведением в классе идёт по многим направлениям. Процесс овладения фортепианной игрой настолько трудоёмкий, что порой поглощает всё внимание ученика. Пианист, в отличие от певца не должен думать о чистоте интонации, поэтому внимание и контроль слуха ослабевает, игра становится часто набором звуков. Наряду с совершенствованием технической стороны, необходимо использовать и развивать вокальные навыки. Особенно помогает пение в работе над произведениями кантиленного характера. Ученик, исполняя «Волынку» И. С. Баха, не мог услышать развитие и окончание фраз. Играл невыразительно, неровно, угловато. После того как пропели мелодию правой руки, играя левую, обратив внимание на динамику, скачки, штрихи.

 

Проанализировали движение мелодии по контуру, добавили движение кисти. Придумали слова, содержание. Игра стала более осмысленной, появились штрихи, дыхание, звуковое разнообразие.

В своей книге музыкант и педагог Г.Г.Нейгауз писал: «Только комплексное воспитание гармонично развивает музыканта, когда музыкальный интеллект, чувство и пианизм сливаются воедино»

 

Список используемой литературы:

 

1. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой», М., Композитор, 82 с, 2016

2. А.П. Щапов «Фортепианный уро в музыкальной школе и училище». – М.:Издательский дом «Классика-XXI», 2009. (Cерия «Секреты фортепианного мастерства»)

3. Гофман И.И. «Фортепианная игра».

4. Камаев А.А. «Чтение с листа».

5. Милич Б.Е. «Воспитание ученика – пианиста».

6. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры».

7. «Школа игры на фортепиано» под ред. Николаева А.А.

8. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей».

9. Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста».

10. Шмидт-Шкловская А.А. «Воспитание и организация пианистических навыков».

11. Дроздова Н.В. «Обучение детей музыке»

12. Н.П. Корыхалова «За вторым роялем. Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе». – СПб,: Композитор. Санкт-Петербург.

13. Школа игры на фортепиано (Николаев А., Натансон В., Рощина Л.),-М, Музыка, 400 с, 2015.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: