Повседневные и целевые прогулки в системе эколого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста

Экологическое воспитание является одним из направлений психолого-педагогической работы с детьми по освоению образовательной области. Целью экологического воспитания становится формирование человека с новым экологическим мышлением, который будет осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.
Основные экологические понятия ребёнок усваивает через самые разнообразные формы. Прогулка и экскурсия являются одними из основных форм экологического воспитания дошкольников. Они имеют большое воспитательно-образовательное значение: они предоставляют возможность детям напрямую общаться с природой в разные сезоны, проводить активную детскую деятельность. Планирование и проведение разнообразной деятельности на прогулке позволяет воспитывать любовь и бережное отношение к природному окружению.

В дошкольном учреждении используются различные виды прогулок:

1. По месту проведения:

на территории участка ДОУ;

за пределами территории ДОУ.

2. По содержанию:

традиционная, которая включает в себя трудовую деятельность детей (уборка листьев, снега и т. д., подвижные и тихие игры и т. д.);

тематическая, состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему;

целевая, организованный выход за пределы территории детского сада, на небольшое расстояние (до 2 км);

экскурсия, должна проводиться хотя бы 1 раз в месяц, начиная со средней группы.

Последовательность проведения прогулок зависимости от:

от предыдущей деятельности детей;

от сезона года;

от индивидуально-возрастных особенностей детей;

от интересов детей.

Также важным компонентом прогулки является трудовая деятельность. Организация труда детей проводится в следующих формах:

индивидуальные трудовые поручения (используются во всех возрастных группах детского сада);

работа в группах;

коллективный труд.

Таким образом, прогулка является замечательной формой воспитания, где взрослые могут постепенно приобщать детей к природе, рассказывать о жизни различных растений и животных. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы.

9 Экологические акции и праздники. Их содержание и методика.
Экологические праздники в детском саду - важная составляющая часть образовательного процесса.Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявлять свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы.

Одно из главных направлений в работе педагогов ДОУ - подготовка, организация и проведение экологических праздников и развлечений для детей дошкольного возраста. Цель таких праздников - посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, к истории, культуре страны, созданной трудом родных и близких людей. На современном этапе формирования экологического сознания - одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает страна и вся планета. Решения этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста. Организация, подготовка и проведение экологических праздников и развлечений с детьми дошкольного возраста является важной педагогической задачей.

Подготовка к экологическому празднику или развлечению можно разбить на несколько этапов:

1 этап. Разработка сценариев, включая разнообразные методы и приемы, формы проведения. При составлении сценария на экологическую тему надо соблюдать общие правила: начало должно быть ярким и торжественным; сюжет, в котором отражается основная идея праздника, должен развиваться так, чтобы эмоциональный подъем шел по возрастающей; обязательно должно быть запланировано вручение подарков, что всегда усугубляется эмоциональное состояние ребенка (подарки следует раздавать быстро, без суеты); все должно быть рассчитано так, чтобы праздник не задерживался по “техническим причинам”; длительность праздника - 30 минут для детей младших групп и 40-45 минут для старших детей, не больше. Длительные праздники утомляют детей, что приводит к капризам и слезам.

В проведении экологического праздника нужно правильно подобрать сценарий.Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.

Очень любимы детьми всех возрастных группподвижные игры. В раннем возрасте и младших группах это игры с подражательными движениями. Дети очень любят игры «Солнышко и дождик», «Лохматый пёс», «Воробушки и автомобиль». В старшем возрасте это будут игры с правилами. Детям нравятся: «Хитрая лиса», «Мышеловка», «Гуси-гуси», «Лиса и куры».

2. Обсуждение сценариев, распределение ролей, где уточняются обязанности членов коллектива, избирается ведущий.

3. Индивидуальная работа с ведущим. Это самая ответственная роль. У ведущего должна быть хорошая литературная речь, чтобы он был эмоциональным и находчивым, умел шутить, непосредственно, общаться с детьми и, что особенно важно, был искренним, веселым, естественным и жизнерадостным. Ведущий заранее обдумывает размещение детей (где будут сидеть, переодеваться) и атрибутов. Ведущий не только должен знать хорошо программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Праздник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы - все это утомляет ребят, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально - физиологической нагрузки.

4. Подготовка атрибутов. Подготовка к праздникам и развлечениям вызывает у детей и взрослых радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех участников.

5. Оформление музыкального зала. Оно должно отвечать содержанию праздника, быть художественным, т.е. развивать у детей художественно эстетический вкус, а также создавать у всех радостное настроение и предвосхищать событие, т.е. вызывать интерес к ним. В соответствии с темой экологического праздника оформляется и музыкальный зал, либо другое помещение.Оформление детского сада должно способствовать созданию праздничного настроения и развитию художественно-эстетического вкуса у детей.К изготовлению оформления и атрибутов можно привлечь детей старшего возраста. В зале можно организовать выставку. Например, выставки

● рисунков «Береги лес от огня»,

● поделок из овощей и фруктов «Что нам осень принесла»,

● кормушек «Птичий городок»,

● веночков «Красивый веночек для мамы».

Все экспонаты готовятся заранее детьми вместе с родителями.

6. Подбор музыкальных произведений.

7. Репетиции с персонажами.

После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

Эффективному проведению праздника способствуют:

- объединение всех его составных частей вокруг главной цели;

- отбор художественного материала на экологическую тему;

- выбор эмоционально-выразительных средств;

- подбор исполнителей;

- коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции - это событийно - значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

       Акции - это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности. Выбор данной формы работы не случаен, так как:

акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;

акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;

акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:

в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;

акции - это «игра - всерьез» результаты акции значимы для детей и взрослых;

обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

Принципы при организации:

Осмысленность. Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.

Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки.

Разумность. Если акция связана с уборкой леса, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.

Системность. Последовательность - обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

 Гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: