Методы социальной работы как практической деятельности

В социальной работе на современном этапе сложилась сис­тема методов, классификации которых зависят от признаков, положенных в их основание (степень общности, сфера примене­ния, содержание и характер деятельности и др.). Анализ практи­ческой деятельности органов социальной защиты населения по­зволяет выделить три основные группы методов социальной ра­боты: социально-экономические, организационно-распоряди­тельные и психолого-педагогические.

Группа социально-экономических методов объединяет все те способы и приемы, с помощью которых специалисты соци­альной работы оказывают воздействие на материальные, нацио­нальные, семейные и другие социальные интересы и потребно­сти клиентов. Данные методы используются в форме натураль­ной и денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций; морального поощрения, санкций и др.

Отличительной чертой организационно-распорядительных методов является их прямой характер воздействия. К этой группе методов можно отнести регламентирование, нормирование и ин­структирование. Регламентирование - довольно жесткий способ организационной методики, заключающийся в разработке и вве­дении в действие различных положений, обязательных для испол­нения (приказы, инструктирование, штаты и др.). Нормирование и инструктирование являются менее жесткими способами органи­зационного воздействия. Сущность нормирования - в определе­нии и установлении нормативов в деятельности человека. Инст­руктирование в социальной работе обычно имеет форму консуль­тационной, информационной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод.

К организационно-распорядительным методам социальной ра­боты также относятся подбор и расстановка кадров, метод требова­ний, критики и самокритики, контроль и проверка исполнения.

В практике социальной работы широкое распространение получили психолого-педагогические методы. Сознание челове­ка является высшим регулятором его поведения и действий. Убеждение, как главный метод развития духовного мира лично­сти, реализуется в практике социальной работы в различных, формах (разъяснение, совет, рекомендация, положительный пример или опыт и др.). В данном случае от социального работ­ника требуется умение и способность воздействовать не только на личность, но и на окружающую его микросреду. Для этого используются социально-психологические методы воздействия (социологические исследования, наблюдение, внушение, информи­рование, гуманизация условий труда и быта, расширение возмож­ностей индивида для проявления творческих возможностей и др.).

Социальная работа в системе здравоохранения

СР в системе здравоохранения во многом определяется социальной политикой в области здравоохранения. Последняя определяется сос­тоянием здоровья населения России, которое в последние 5 лет пос­тоянно ухудшается. Это обусловлено следующими причинами [2]:

- ростом в 3,5 раза насильственных и неестественных причин смерти (убийства, самоубийства, дорожно-транспортных происшествий и др.) в основном за счет трудоспособного населения;

- значительным уровнем социально опасных и социально значимых заболеваний, как то: инфекционные болезни, туберкулез, алкоголизм, наркомания, психические расстройства, венерические болезни (заболеваемость сифилисом возросла в 35 раз, СПИДом в 15 раз, туберкулезом в 1,5 раза, уровень наркомании вырос в 5 раз);

- ростом числа хронических заболеваний (болезни органов кровообращения выросли в 2 раза);

- недостаточным уровнем охраны материнства и детства (заболеваемость новорожденных возросла в 1,6 раза, ухудшилось общее состояние здоровья детей).

Практически здоровые люди составляют в России лишь 20 % населе­ния, больные в состоянии компенсации 30 %, а в состоянии декомпен­сации 50 %. Эти показатели свидетельствуют об относительно невысо­кой эффективности системы профилактики и актуальности ее реструк­туризации. Переходный период 90-х гг. вызвал серьезные трудности в осуществлении профилактики заболеваний, особенно в укреплении здоровья населения. Здравоохранение в Российской Федерации тради­ционно ориентировано не на профилактику, а на лечение заболеваний: от 70 до 80 % выделяемых ресурсов в здравоохранении идет на стацио­нарный (госпитальный) сектор. Существующая система первичного здравоохранения не поддерживает развития профилактики и укрепления здоровья.

Отсюда следует вывод о необходимости развития профилактической медицины, в которой социальные работники должны играть не ме­нее важную роль, чем медицинские. Выполняемая ими медико-социаль­ная работа должна быть направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. Существуют два типа медико-социальной ра­боты: патогенетический и профилактический.

Патогенетическая медико-социальная работа включает в себя меро­приятия по организации медико-социальной помощи, проведение медико-социальной экспертизы, социальной работы в отдельных областях меди­цины и здравоохранения.

Профилактическая медико-социальная работа подразумевает проведе­ние мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формирова­нию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.


Профилактическая медико-социальная работа подразделяется на два вида:

1). первичная профилактика;

2).вторичная профилактика.

Задача первичной профилактики - предупреждение развития у чело­века патологических состояний. Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предус­матривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач.

Важное направление профилактической медико-социальной работы - повышение уровня медицинского образования населения, формирование у него представления о здоровом образе жизни и его значении в предуп­реждении заболеваний.

Вторым значимым направлением профилактической медико-социальной работы является выявление наиболее важных социальных факторов, ока­зывающих отрицательное влияние на здоровье человека.

Важным направлением профилактической медико-социаль­ной работы является совместная с клиентами работа по предупреждению вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем и т.п.)

Приоритетным направлением патогенетической медико-социальной работы является реабилитация больных. К задачам реабилитации относится также повышение качества жизни пациентов. Наряду с состоянием здоровья необходимо учитывать сте­пень социальной защищенности человека, оказание социальной помощи человеку, имеющему физические и психологические отклонения.

Социальная работа в медицине многообразна, что определяется многочисленностью социальных групп населения и различных патологи­ческих состояний, выраженностью нарушений функций организма, степенью утраты трудоспособности и работоспособности, а также ролью тех или иных социальных факторов в развитии заболеваний.

Социальная работа в медицине предназначена для создания и укреп­ления общественного и индивидуального здоровья, что объединяет ее с медицинской деятельностью. Однако методы, используемые ими, раз­личны.

Семья как объект социальной работы

Семья - малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. Она реализует естественные потребности своих членов; создает условия для непосредственных контактов; не имеет жестко структурированной системы взаимоотношений по вертикали; социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.

Семья находится в постоянной динамике, меняется под воздействием социально-политических условий, и силу внутренних процессов своего развития. Поэтому она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; создавая условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяя своих членов чувством любви и общности.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношения власти, авторитета. В рамках внутрисемейных отношений можно выделить как персональные (отношения между матерью и сыном), так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи отражается в ее функциях, структуре и ролевом поведении ее членов. Важнейшими функциями семьи являются репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Средняя величина семьи за последние три десятилетия сократилась, сокращение величины семьи обусловлено факторами: ростом числа малодетных семей; приростом числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденцией к отделению молодых семей от родительских (нуклеаризация); увеличением доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями.

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские льготы семьям с детьми, родителям и детям.

Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.).

Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование.

Система помощи клиенту в системе социального обслуживания

а) функция социальной помощи, которая включает: - выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;- профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства; - надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);- содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;- организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

б) функция консультирования, которая включает:- консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);- участие в подготовке молодежи к выбору профессии;- подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;- родительский медико-психологический всеобуч;

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:- социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;- медико - социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:- предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;- распространение среди населения медико - психологических, педагогических и иных знаний;- изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:- участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ; - формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

Социальное обслуживается базируется на принципах:- равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;- доступности;- добровольности;- содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;- адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;- гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;- профилактической направленности;- законности и учета международных стандартов.

Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.

Инвалиды как объект социальной работы

Инвалидность - нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, влекущее за собой полную или значительную потерю трудоспособности. Выделяют три группы инвалидности:

Лицам, полностью утратившим трудоспособность в обычных условиях устанавливается инвалидность I группы, если они нуждаются в постоянном постороннем уходе и помощи;

II группы - если они в таком уходе не нуждаются;

Инвалидность III группы устанавливается лицам, утратившим трудоспособность частично. На практике инвалиды третьей группы чаще других вступают в трудовые отношения

возрасте до 16 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Законодательство предусматривает определенную классификацию причин, вызвавших инвалидность, с каждой из которых связано наступление определенных правовых последствий:

Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп - на год. По истечении этого срока происходит переосвидетельствование, по результатам которого может быть: а) снята группа инвалидности; б) изменение (увеличение или уменьшение) группы инвалидности; в) продлен период установления инвалидности или она установлена на неопределенный срок (т.е. бессрочно). Срок переосвидетельствования не устанавливается: мужчинам старше 60 и женщинам старше 55 лет, лицам с необратимыми анатомическими последствиями и др. инвалидам в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ (ФЗ РФ от 24 ноября 95 г. №965 «О порядке признания граждан инвалидами»).

За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст.6 ФЗ «Социальная защита инвалидов»).

Социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально- психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Действующим законодательством предусмотрен перечень социальных услуг, предоставление которых осуществляется бесплатно. Такие услуги в формах, перечисленных ниже, предоставляются:

- инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход (при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для нашей области);

- инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Предоставление социальных услуг может производиться на дому, при помещении в специальное учреждение (стационар), осуществляющее постоянный уход за находящимися в нем лицами, а также в форме полустационарного обслуживания.

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

- организация питания, включая доставку продуктов на дом;

- помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

- содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

- поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

- содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

- содействие в организации ритуальных услуг;

- другие надомные социальные услуги.

Социальное обслуживание на дому осуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. Такое обслуживание предоставляется нуждающимся в нем инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющим медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для инвалидов наиболее удобных и комфортных их возрасту и состоянию здоровья условий жизни, а также оказание им медицинской и иной помощи, направленной на достижение такого состояния, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание инвалидов осуществляется в домах- интернатах, специально оборудованных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Срочное социальное обслуживание включает следующие социальные услуги из числа предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:

- разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

- обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

- разовое оказание материальной помощи;

- содействие в получении временного жилого помещения;

- организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

- организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

- иные срочные социальные услуги.

Срочное социальное обслуживание осуществляется муниципальными центрами социального обслуживания или отделениями, создаваемыми для этих целей при органах социальной защиты населения.

Так, контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг на уровне области и государства в целом в сфере социального обслуживания осуществляется органами социальной защиты населения, органами здравоохранения и органами образования в пределах их компетенции, а также министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти, государственными предприятиями, учреждениями и организациями, имеющими в своем подчинении учреждения социального обслуживания. Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг на уровне города, района осуществляется муниципальными органами социальной защиты населения, органами здравоохранения и органами образования, а также органами управления социальным обслуживанием Российской Федерации и органами управления социальным обслуживанием области.

Молодежь как объект социальной работы

Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения. Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

Молодежь выполняет особые социальные функции:

1.наследует достигнутый уровень и обеспечивает преемственность развития общества и государства, формирует образ будущего и несет функцию социального воспроизводства;

2.обладает инновационным потенциалом развития экономики, социальной сферы, образования, науки и культуры;

3.молодые люди составляют основную часть кадров силовых ведомств, отвечающих за обеспечение правопорядка и безопасности страны в целом.

Целостная и последовательная социальная работа с молодежью призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных, экономических, репродуктивных функций молодежи, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством.

Социальная работа для молодежи является принципиально новым видом деятельности в Российской Федерации. В силу этого проблема является недостаточно разработанной в нормативном плане. Проект Концепции государственной молодежной политики Российской Федерации определил социальные службы для молодежи как организации, которые независимо от организационно-правовых форм и форм собственности осуществляют мероприятия по социальной поддержке молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, содействию в социальной, психологической адаптации и социальной реабилитации, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию молодежи без образования юридического лица.

Эффективность реализации государственной молодежной политики во многом зависит от состояния ее законодательно-нормативного подкрепления. В сферу законодательно-нормативного обеспечения российской государственной социальной политики входит Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских объединений», Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. №1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. №5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. №387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации» и др.

Основными целями социальной работы с молодежью являются:

- создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;

- выявление факторов, обуславливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;

- оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;

- увеличение степени их самостоятельности, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы.

Таким образом, основными задачами социальной работы являются выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в общественной жизни.

Деятельность учреждений социального обслуживания молодежи может быть направлена на обеспечение реализации государственной молодежной политики посредством решения острых социальных проблем молодежи - по защите прав и законных интересов молодых граждан, созданию условий для решения их социальных, материальных и жилищных проблем, организации их обучения, обеспечению занятости и отдыха, формированию здорового образа жизни, а также по поддержке молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных и детских общественных объединений, содействию духовному и физическому развитию детей и молодежи, воспитанию гражданственности и патриотизма.

Учреждения социального обслуживания молодежи могут оказывать социально-психологические (профилактические, диагностические, коррекционные, профориентационные), психолого - педагогические, медико-консультационные, информационные, правовые и культурно – досуговые услуги, а также услуги, связанные с социальной адаптацией и организацией временного проживания детей и подростков.

Дети как объект социальной работы

Ребенок — лицо в возрасте до 18 лет.

Безнадзорный ребенок — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный ребенок — безнадзорный ребенок, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с:

лишением их родительских прав;

ограничением их в родительских правах;

признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях;

объявлением их умершими;

отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — система социальных, экономических, организационных и правовых мер, гарантированных органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленных на создание условий, обеспечивающих равные с другими детьми права на развитие и надлежащие условия жизни.

Дети, нуждающиеся в государственной защите — дети, родители которых неизвестны; утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя; изъятые из семьи; дети, родители которых ограничены в родительских правах или лишены их; безнадзорные, а также дети, родители которых страдают хроническими заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять их воспитание и содержание; родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими); родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы или в местах содержания под стражей, дети подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите.

Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставление детям за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающимся в учреждении среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более 23 лет имеют право на полное государственное обеспечение.

Социальные службы по обслуживанию детей — организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и граждане, осуществляющие без образования юридического лица деятельность по социальной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказывающие социально-бытовые, медико-социальные, психолого-педагогические, правовые услуги; занимающиеся социальной реабилитацией детей, обеспечением их занятости по достижении трудоспособного возраста.

Обслуживание данной категории несовершеннолетних осуществляют центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и детские приюты.

Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семьям и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения соц. обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них: Выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации.

Деятельность учреждений социального обслуживания населения, других служб и общественных объединений должна стать всеохватывающей и носить комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований.

Социальный контроль выражается в стремлении воспрепятствовать девиантному поведению, наказать девиантов или или “вернуть их в общество”. Методы социального контроля включают изоляцию, обособление, реабилитацию.

Согласно Федеральному закону “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”создана система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, это органы управления социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания населения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты для детей, социально реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы по делам молодежи, учреждения здравоохранения, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД.

Характеристика системы социальных услуг для детей и подростков

консультативная помощь (консультации по вопросам со­циально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, со­циально-правовой защиты);

· реабилитационные услуги (помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации лиц попавших в трудную жизненную ситуации;

· содержание и сущность социальной защиты детства лучше всего отражено в федеральных программах (см. пункт 2,3).

предоставление временного приюта (временный приют в специализированных учреждениях, предоставляемый отдель­ным категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации – детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолет­ним детям, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия и др.);

Система социального обслуживания населения в РФ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: