ГАПОУ СМПК
Методические рекомендации для педагогов - психологов по профилактике и преодолении школьной дезадаптации детей.
Студентка группы ДО27
Янтурина Эльза
г.Стерлитамак.
2020
Аннотация
Методические рекомендации включают характеристику процесса школьной адаптации первоклассников, анализ феномена дезадаптации и основных направлений ее профилактики и преодоления.
В помощь учителю предлагаются методики диагностики школьной адаптированности первоклассников; адаптационные игры и упражнения.
Н.П. Бадьина
Доцент кафедры психологии ИПК и ПРО Курганской области, кандидат психологических наук
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области
Пояснительная записка
Проблема школьной дезадаптации первоклассников является в настоящее время весьма актуальной для системы образования, поскольку, по данным различных исследований, трудности адаптации к школьной жизни в этот период испытывают от 25% до 30% детей.
Может использоваться учителями начальных классов в целях преодоления психологических проблем учащихся, оптимизации психологического климата в классных коллективах, формирования у первоклассников личностных свойств, являющихся залогом дальнейшего успешного обучения в школе.
В зависимости от отношения ребенка к школе, динамики и результата усвоения учебного материала, участия в общественной жизни, социального статуса в коллективе и др. параметров А.Л. Венгер (1992) выделяет три уровня адаптированности первоклассника:
─ высокий: предполагает положительное отношение ребенка к школе, адекватную реакцию на предъявляемые требования, глубокое и полное усвоение материала, прилежность, внимательность, выполнение поручений без внешнего контроля, самостоятельное выполнение учебной работы, благоприятный социальный статус в коллективе;
─ средний: характеризуется в целом положительным отношение ребенка к школе (ее посещение у ребенка не вызывает отрицательных эмоций), пониманием и усвоением учебного материала при подробном наглядном изложении, проявлении сосредоточенности и внимательности при внешнем контроле взрослого, добросовестным выполнением общественных поручений, вполне благополучным социальным статусом;
─ низкий: отличается отрицательным или индифферентным отношением к школе, доминированием подавленного настроения, жалобами на нездоровье, фрагментарным усвоением учебного материала, отсутствием способности самостоятельно работать с учебником, нарушением дисциплины, нерегулярной подготовкой к урокам, необходимостью постоянного внешнего контроля со стороны взрослого, отсутствием желания выполнять общественные поручения, отсутствием друзей в классе. Указанные трудности, безусловно, являются признаками школьной дезадаптации.
Таким образом, школьная дезадаптация зачастую рассматривается как наиболее низкий, неблагоприятный уровень школьной адаптированности, обусловленный нарушением адаптационного процесс
Признаки дезадаптации первоклассников, выделенные различными авторами, можно объединить в четыре группы:
1.Неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка (педагогический, когнитивный компонент);
2.Нарушения эмоционально личностного отношения к тому (тем), что (кто) имеет отношение к школе, учебе; формирование в связи с этим неблагоприятных личностных черт (психологический, эмоционально оценочный, личностный компонент);
3.Систематически повторяющиеся нарушения требований к поведению в процессе обучения и в школьной среде (социальный, поведенческий компонент);
4.Возникновение соматической и нервно психической патологии (медицинский, физиологический компонент, отклонения в здоровье).
Профилактика школьной дезадаптации ориентирована на учащихся разных категорий и имеет своей целью предотвращение ухудшения здоровья (физического и психологического), которое может быть спровоцировано началом школьного обучения. В рамках профилактики дезадаптации представляются наиболее важными три направления:
1) валеологическая организация учебно воспитательного процесса;
2) мероприятия оздоровительного цикла;
3) обеспечение психологического комфорта и коррекция психологических трудностей учащихся.
1)Валеологическаяорганизация учебно воспитательного процесса предполагает разработку и внедрение организационно - педагогических и санитарно - гигиенических условий, позволяющих обеспечить распределение учебной нагрузки, труда и отдыха в течение дня, недели, четверти и учебного года с учетом возрастных анатомо - физиологических особенностей детей.
На основании перечисленных закономерностей работоспособности должна распределяться учебная нагрузка. Так, начало учебного дня, недели, четверти, года должно быть облегченным, т.к. продуктивность деятельности в это время снижена. В середине учебного дня, недели, четверти, года допускаются максимальные нагрузки, факультативные занятия, кружковая работа. По окончании периода высокой работоспособности нагрузки снижаются.
Составление ежедневного расписания необходимо осуществлять в начальном звене на основе шкалы трудности предметов, разработанной В.И. Агар ковым. На этой шкале каждому предмету присваивается определенный балл (от 1 до 9) в зависимости от сложности восприятия его учеником (табл.1).
Валеологизации образовательного процесса в 1 классе способствует также отсутствие домашних заданий, сокращение уроков до 35 минут, введение третьего урока физкультуры.
Кроме того, учитель 1 класса на первом родительском собрании про водит ознакомление с режимом дня первоклассника, организацией его труда, отдыха, свободного времени после школы.
2) В процессе профилактики дезадаптации первоклассников большое значение имеют организационно педагогические мероприятия оздоровительного цикла.
Основу указанных мероприятий составляет использование здоровье сберегающих технологий, представляющих собой комплекс различных видов воздействия на учащихся в ходе учебно - воспитательного процесса, основной целью которого является формирование, сохранение и укрепление их здоровья. Здоровье сберегающие технологии нацелены на профилактику и коррекцию нарушений зрения, осанки, профилактику переутомления, поддержание у учащихся положительного психоэмоционального состояния и т.д. Здоровье сберегающие технологии используются на уроках и переменах.
Поддержание психоэмоционального и психофизиологического со стояния в ходе учебно - воспитательного процесса в рамках здоровье сберегающих технологий осуществляется путем воздействия звуком, светом, цветом, за пахом и т.д. Распространены и эффективны методики аромотерапии, музыкотерапии, цветотерапии.
Для профилактики утомления и переутомления учащихся и укрепления их здоровья используются физкультминутки (кратковременные серии физических упражнений, используемых для активного отдыха). Физкультминутки включают обычно 3 - 5 физических упражнений, могут сопровождаться музы кой, содержать элементы самомассажа и другие средства, помогающие восстановить активную работоспособность.
Для учащихся 1 класса рекомендуется проводить физкультминутки при первых признаках утомления, невнимательности, растормаживания двигательной сферы (1- 2 в течение урока по 3 - 4 минуты).
3) Важнейшим аспектом профилактики нарушений адаптационного процесса является обеспечение атмосферы психологического комфорта.
Большое значение в создании психологического комфорта учащихся в период адаптации имеет целенаправленная и грамотная работа учителя, которая включает
1) формирование благоприятного социально - психологического климата в детском коллективе;
2) выработку правильного отношения к ошибкам (за ошибки не ругают, «на ошибках учатся», их разбирают и исправляют);
3) создание для каждого ребенка ситуации успеха;
4) развитие мотивации обучения и познавательных интересов первоклассников, что является важным условием профилактики скуки, отвращения к учебе, пресыщенияи др. направления.
Кроме того, степень психологической комфортности в школе и особенности учебной деятельности первоклассника зависят от качества его общения с учителем. Эмоциональная поддержка детей (одобрение, поощрение, похвала), уверенность учителя в их возможностях являются непременным условием благоприятной адаптации в начальной школе.
Заключение
Для профилактики школьной дезадаптации следует представлять наиболее важными три направления:
1) валеологическая организация учебно - воспитательного процесса;
2) мероприятия оздоровительного цикла;
3) обеспечение психологического комфорта и коррекция психологических трудностей учащихся.






