Здоровьесберегающая компетентность ребенка (лет, мес.)

(по материалам наблюдения)

 

Критерии Проявляется Не ппроявляется Проявляется избирательно Примечания
Применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении игровой задачи;        
Актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в игровой ситуации;        
Решение игровой задачи, которое содействует сохранению здоровья;        
Автономность, самостоятельность решения.        

Протокол наблюдения

За проявлениями здоровьесберегающей компетентности

Детей младшего и среднего дошкольного возраста

В повседневной жизнедеятельности

 

Ф. И. О. ребенка Культурно- гигиенические умения и навыки Безопасность поведения на улице и в группе детского сада Ситуации общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми Ситуации, угрожающие собственному здоровью или здоровью сверстников
         
         
         

 

Оформление протокола может происходить по каждому критерию отдельно. Для этого используйте условные обозначения, например первые буквы выделенных критериев и индекс его проявления:

ü применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в жизни - П+ или П-;

ü актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в конкретной жизненной ситуации - дополнительный + или?;

ü решение задачи, содействующее сохранению здоровья, — Р+ или Р—;

ü У самостоятельность решения — С+ или С—.

Неоднозначное проявление критерия может сопровождаться значком «?», например П?, но обратите внимание, что неопределенность проявления может наблюдаться в отношении только первых двух критериев. Два последующих критерия или проявляются или не проявляются — промежуточного варианта быть не может!

Таким образом, наличие валеологической компетентности у ребенка сопровождается аббревиатурой П++Р+С+, некомпетентность — П-Р-С- или П??Р-С-

Для изучения здоровьесберегающей компетентности детей старшего дошкольного возраста также целесообразно использовать дидактические игры, направленные на решение ребенком задач:

ü здорового образа жизни и безопасного поведения;

ü разумного поведения в непредвиденных ситуациях;

ü оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

 

Критерии оценки здоровьесберегающей компетентности старшего дошкольника:

ü применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении игровой дидактической задачи;

ü быстрота актуализации здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении игровой дидактической задачи;

ü решение игровой задачи, которое содействует сохранению здоровья;

ü автономность, самостоятельность решения.

Исходя из них компетентному ребенку присуще самостоятельное применение здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении здоровьесберегающих задач. Быстрота актуализации знаний свидетельствует об устойчивости здоровьесберегающей компетентности старшего дошкольника.

Результаты наблюдения фиксируются воспитателем в протоколе, образец которого был представлен ранее.

Педагогу необходимо организовать опрос родителей своих воспитанников, чтобы определить причины, например, недостаточно глубоких знаний ребенка, его некомпетентности.

Рекомендуемые вопросы для опросника, позволяющего изучить особенности культуры здоровья семьи, приведены в анкете для родителей

ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Цель - изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.

Для достижения обозначенной цели используется методика «Неоконченные предложения».

Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью.

1. Здоровый человек - это...

2. Мое здоровье...

3. Иногда я болею, потому что...

4. Когда я болею, мне помогают...

5. Когда у человека что-то болит, то он...

6. Я хочу, чтобы у меня было много здоровья, потому что...

7. Когда я думаю о здоровье, то представляю себе...

8. Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется...

9. Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал...

10. Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то...

11. Когда мои друзья болеют, то я...

12. Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю...

Между предложениями можно сделать паузу, перерыв, если ребенок устанет или начнет отвлекаться

 

Результаты оформляются в таблицу:

Направленность отношения Детские суждения (комментарии)
Отношение к здоровью 1,7  
Отношение к своемуздоровью 2, 3, 6, 12  
Отношение к болезни 4, 5, 11  
Отношение к опасным для здоровья ситуациям 10  
Направленность желаний о здоровье 8, 9  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: