К здоровью и здоровому образу жизни

Цель - изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.

Для достижения обозначенной цели используется методика «Неоконченные предложения».

Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью.

13. Здоровый человек - это...

14. Мое здоровье...

15. Иногда я болею, потому что...

16. Когда я болею, мне помогают...

17. Когда у человека что-то болит, то он...

18. Я хочу, чтобы у меня было много здоровья, потому что...

19. Когда я думаю о здоровье, то представляю себе...

20. Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется...

21. Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал...

22. Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то...

23. Когда мои друзья болеют, то я...

24. Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю...

Между предложениями можно сделать паузу, перерыв, если ребенок устанет или начнет отвлекаться.

Результаты оформляются в таблицу:

Направленность отношения Детские суждения  (комментарии)
Отношение к здоровью 1,7  
Отношение к своемуздоровью 2, 3, 6, 12  
Отношение к болезни 4, 5, 11  
Отношение к опасным для здоровья ситуациям 10  
Направленностьжеланий о здоровье 8, 9  

 

Обработка результатов.

В последнюю графу таблицы записываются реакции ребенка, его ассоциации и мысли, которые он излагает, продолжая предложение. По характеру ответов педагог делает вывод об особенностях отношения ребенка к здоровью, понимания и интерпретации его старшим дошкольником. Обратите внимание на эмоциональность детских высказываний: этот параметр также является своего ро­да показателем отношения к здоровью, переживаний, связанных с ним.

Обработка результатов требует индивидуального подхода, учета жизненного опыта ребенка, его личностных особенностей и возможностей.

В изучении отношения к здоровью и здоровому образу жизни стар­ших дошкольников можно использовать методику «Сочини историю». Варианты тем следующие:

ü «Картина моего здоровья» (с использованием рисования);

ü «Я и мое здоровье» или «Я здоров!»;

ü «Мой друг заболел, или Письмо больному другу (подруге)»;

ü «История моего друга, который никогда не мыл руки и не чистил зубы»;

ü «Путешествие в страну Здоровье».

Контент-анализ детских высказываний направлен на понимание осознания ребенком смысла здоровья и здорового образа жизни, отношения к ним. Такой анализ позволяет выявить, сколько признаков, качеств, свойств, действий, правил здоровья и здорового образа жизни знает ребенок и как к ним относится, как понимает их. Рассказы детей позволяют сделать вывод о ценностном или отрицательно ценностном отношении дошкольников к здоровью и жизни человека, установить, понимают ли дети взаимную зависи­мость между этими понятиями. Обратите внимание на творчество ребенка в процессе сочинения истории или рассказа, так как образы здоровья, их ассоциативность и оригинальность подскажут истинность отношения ребенка к изучаемому предмету.

Так же как и с детьми младшего - среднего дошкольного возраста, хорошей иллюстрацией к отношению детей шестого, седьмого годов жизни будет наблюдение за поведением ребенка в течение некоторого времени (от нескольких дней до 1-2 недель

Результаты наблюдения также рекомендуется оформить в таблицу, составленную по аналогии с таблицами наблюдения за детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Отношение ребенка      (лет, мес)____к здоровью и ЗОЖ

(по материалам наблюдения)

 

Критерии Проявляется Не проявляется Проявляется избирательно Примечания
Устойчивость и направленность лю­бых действий и деятельности дошкольника на ценность здоровья и человеческой жизни        
Бережное, уважительное и заботливое отношение к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрос­лым, предметному миру        
Мотивация к сбережению своего здо­ровья и здоровья окружающих людей, сверстников и взрослых, общества в целом        
Свободное оперирование своими воз­можностями и верой в собственные силы в решении здоровьесберега­ющих задач        
Осознание и принятие нравственных эталонов жизнедеятельности (гуман­ности, доброты, заботы, понимания, уважения, честности, справедливо­сти, трудолюбия и др.)        
Осознание себя субъектом здоровья и здоровой жизни        

 

ОПРОСНИК

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель опросника - изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.

Раздел 1. Строение человеческого тела

Цель - изучить особенности знаний детей о строении тела человека.

Учитывая возраст дошкольников, опрос проводится с использованием пособия «Человек». Пособие раскладывается на столе, ребенок приглашается в совместную с воспитателем игру. Диагностика проводится в индивидуальном режиме. Результаты беседы заносятся в протокол, форма которого представлена в приложении 1.

 

Вопросы для детей младшего дошкольного возраста

Кто это?

Покажи, какие части есть у тела человека? Назови их («Что это?» — помогает воспитатель малышу).

Зачем человеку голова?

Что человек делает с помощью рук?

Что человек делает с помощью ног?

Зачем человеку туловище? Знаешь ли ты, что находится внутри туловища? Назови, пожалуйста (или «Давай наденем волшебные очки и посмотрим, что у нашего человечка находится внутри»).

 

                                 Образцы валеологических игр

Главная цель заключается в том, чтобы научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру, закаливать свой организм, рационально питаться…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: