Цель - изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.
Для достижения обозначенной цели используется методика «Неоконченные предложения».
Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью.
13. Здоровый человек - это...
14. Мое здоровье...
15. Иногда я болею, потому что...
16. Когда я болею, мне помогают...
17. Когда у человека что-то болит, то он...
18. Я хочу, чтобы у меня было много здоровья, потому что...
19. Когда я думаю о здоровье, то представляю себе...
20. Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется...
21. Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал...
22. Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то...
23. Когда мои друзья болеют, то я...
24. Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю...
Между предложениями можно сделать паузу, перерыв, если ребенок устанет или начнет отвлекаться.
Результаты оформляются в таблицу:
Направленность отношения | № | Детские суждения (комментарии) |
Отношение к здоровью | 1,7 | |
Отношение к своемуздоровью | 2, 3, 6, 12 | |
Отношение к болезни | 4, 5, 11 | |
Отношение к опасным для здоровья ситуациям | 10 | |
Направленностьжеланий о здоровье | 8, 9 |
Обработка результатов.
В последнюю графу таблицы записываются реакции ребенка, его ассоциации и мысли, которые он излагает, продолжая предложение. По характеру ответов педагог делает вывод об особенностях отношения ребенка к здоровью, понимания и интерпретации его старшим дошкольником. Обратите внимание на эмоциональность детских высказываний: этот параметр также является своего рода показателем отношения к здоровью, переживаний, связанных с ним.
Обработка результатов требует индивидуального подхода, учета жизненного опыта ребенка, его личностных особенностей и возможностей.
В изучении отношения к здоровью и здоровому образу жизни старших дошкольников можно использовать методику «Сочини историю». Варианты тем следующие:
ü «Картина моего здоровья» (с использованием рисования);
ü «Я и мое здоровье» или «Я здоров!»;
ü «Мой друг заболел, или Письмо больному другу (подруге)»;
ü «История моего друга, который никогда не мыл руки и не чистил зубы»;
ü «Путешествие в страну Здоровье».
Контент-анализ детских высказываний направлен на понимание осознания ребенком смысла здоровья и здорового образа жизни, отношения к ним. Такой анализ позволяет выявить, сколько признаков, качеств, свойств, действий, правил здоровья и здорового образа жизни знает ребенок и как к ним относится, как понимает их. Рассказы детей позволяют сделать вывод о ценностном или отрицательно ценностном отношении дошкольников к здоровью и жизни человека, установить, понимают ли дети взаимную зависимость между этими понятиями. Обратите внимание на творчество ребенка в процессе сочинения истории или рассказа, так как образы здоровья, их ассоциативность и оригинальность подскажут истинность отношения ребенка к изучаемому предмету.
Так же как и с детьми младшего - среднего дошкольного возраста, хорошей иллюстрацией к отношению детей шестого, седьмого годов жизни будет наблюдение за поведением ребенка в течение некоторого времени (от нескольких дней до 1-2 недель
Результаты наблюдения также рекомендуется оформить в таблицу, составленную по аналогии с таблицами наблюдения за детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Отношение ребенка (лет, мес)____к здоровью и ЗОЖ
(по материалам наблюдения)
Критерии | Проявляется | Не проявляется | Проявляется избирательно | Примечания |
Устойчивость и направленность любых действий и деятельности дошкольника на ценность здоровья и человеческой жизни | ||||
Бережное, уважительное и заботливое отношение к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру | ||||
Мотивация к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, сверстников и взрослых, общества в целом | ||||
Свободное оперирование своими возможностями и верой в собственные силы в решении здоровьесберегающих задач | ||||
Осознание и принятие нравственных эталонов жизнедеятельности (гуманности, доброты, заботы, понимания, уважения, честности, справедливости, трудолюбия и др.) | ||||
Осознание себя субъектом здоровья и здоровой жизни |
ОПРОСНИК
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель опросника - изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.
Раздел 1. Строение человеческого тела
Цель - изучить особенности знаний детей о строении тела человека.
Учитывая возраст дошкольников, опрос проводится с использованием пособия «Человек». Пособие раскладывается на столе, ребенок приглашается в совместную с воспитателем игру. Диагностика проводится в индивидуальном режиме. Результаты беседы заносятся в протокол, форма которого представлена в приложении 1.
Вопросы для детей младшего дошкольного возраста
Кто это?
Покажи, какие части есть у тела человека? Назови их («Что это?» — помогает воспитатель малышу).
Зачем человеку голова?
Что человек делает с помощью рук?
Что человек делает с помощью ног?
Зачем человеку туловище? Знаешь ли ты, что находится внутри туловища? Назови, пожалуйста (или «Давай наденем волшебные очки и посмотрим, что у нашего человечка находится внутри»).
Образцы валеологических игр
Главная цель заключается в том, чтобы научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру, закаливать свой организм, рационально питаться…