Право пациента на получение правдивой информации

Взаимоотношения врача и пациента с давних времен представляют собой достаточно сложный и неоднозначный процесс. С одной стороны, пациент имеет исключительное право распоряжаться своим телом и душой, здоровьем и состоянием, а с другой — врач является тем квалифицированным специалистом, который имеет возможность помочь пациенту (именно помочь, а не выполнить набор действий над безучастным пациентом), исправить болезненное состояние, достичь улучшения самочувствия или полного выздоровления.

Существуют следующие модели взаимоотношений врача и пациента:

•патерналистская (врач дает указание пациенту поступить именно так, а не иначе);

•либерационная (врач сообщает пациенту информацию о заболевании, оставляя за ним право выбора конкретного метода лечения);

•технологическая (врач и пациент ориентируются на показания диагностической аппаратуры);

• интерпретационная (врач беседует с пациентом, разъясняя суть его заболевания).

КОДЕКС ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКИ

СТАТЬЯ 16. Взаимоотношения врача и пациента должны строиться на основе взаимного доверия и взаимной ответственности. Пациент - активный участник процесса лечения.

СТАТЬЯ 17. Пациент имеет право на свободный выбор врача, на получение от врача полной информации о состоянии своего здоровья, о предлагаемых методах обследования и лечения, об их преимуществах и недостатках, а также о степени риска. При разногласиях с врачом пациент может обратиться к руководителю учреждения, в комиссию по врачебной этике, а также в другие органы управления и общественные объединения, занимающиеся вопросами защиты прав пациентов.

Вся обязательная информация, необходимая пациенту для принятия решения о медицинском вмешательстве, условно объединяется в четыре блока:

1. Информация об исходном состоянии здоровья, прогнозе для здоровья и жизни пациента:

– об основном заболевании, по поводу которого обратился пациент;

– о сопутствующих заболеваниях, общем состоянии, возрасте, переносимости лекарств и реакции организма.

2. Информация о вариантах необходимого и возможного медицинского вмешательства (обследования, лечения, реабилитации):

– о вариантах лечения;

– о предлагаемом методе как наиболее подходящем для этого пациента в данной ситуации;

– об эффективности предлагаемого метода, проценте осложнений и неудач;

– о вероятности непредвиденных обстоятельств и действий врача;

– о степени необходимости и срочности оказания медицинского вмешательства.

3. Информация о правах и обязанностях пациента:

– о необходимости обязательного выполнения назначений и рекомендаций медицинского персонала;

– о правах и обязанностях пациента во время и после лечения.

4. Информация об учреждении:

– о медицинском учреждении и лечащем враче(наличии лицензии, сертификата, стажа работы, врачебной категории, ученой степени);

– об обязанностях и ответственности медицинского учреждения и медицинских работников в отношении пациента.

Прежде чем оказывать пациенту какую-либо медицинскую помощь, врач должен выяснить:

1)согласен ли пациент сам получать информацию о состоянии своего здоровья;

2)в полном или неполном объеме пациент согласен получать эту информацию;

3)определить круг лиц, которым пациент разрешает предоставлять информацию о себе;

4)определить круг доверенных лиц, которым пациент предоставляет право принимать решение об обследовании и лечении в ситуации, когда он сам будет не в состоянии выразить свою волю.

В случае недееспособности пациента все эти вопросы необходимо обсуждать с законным его представителем.

Конфиденциальность и общение с родственниками пациента.

Специфика взаимоотношений врачей с родственниками пациентов

Общение с родственниками пациентов занимает существенную часть времени работы врача. Нельзя считать это время потраченным напрасно, поскольку после завершения лечения больной возвращается в семью и от настроя родных во многом зависят степень его адаптации, возможность долго сохранять достигнутый эффект. Благоприятные отношения в семье могут помочь выздоровлению, так же как напряженные - свести весь успех лечения на нет. Нередко сами родные нуждаются в поддержке и психологической коррекции, оказать такую поддержку - долг врача.

Взаимоотношения врача с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками.

Отношения «Медицинский работник-родственники (и близкие) пациента»

•Необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность;

•Лицам ухаживающим за тяжелобольными разъяснять правильность выполнения процедур и манипуляций;

•Беседовать только в пределах своей компетенции;

•Отвечать на вопросы спокойно, неторопливо.

Ситуации, при которых медицинский работник вправе передать известную ему информацию третьим лицам. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» (Статья 46. Предоставление информации о состоянии здоровья пациента. Врачебная тайна).

КОДЕКС ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКИ

СТАТЬЯ 24. Врач обязан сохранять конфиденциальность своего общения с пациентом и не может разглашать врачебную тайну даже после смерти пациента, он также должен препятствовать разглашению такой информации иными лицами.

Врач может сообщать сведения о состоянии здоровья пациента его близким родственникам, если это обусловлено необходимостью лечения или ухода за ним и не осуществляется против воли пациента, а также органам здравоохранения и правоохранительным органам в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: