Взаимоотношения врача и пациента с давних времен представляют собой достаточно сложный и неоднозначный процесс. С одной стороны, пациент имеет исключительное право распоряжаться своим телом и душой, здоровьем и состоянием, а с другой — врач является тем квалифицированным специалистом, который имеет возможность помочь пациенту (именно помочь, а не выполнить набор действий над безучастным пациентом), исправить болезненное состояние, достичь улучшения самочувствия или полного выздоровления.
Существуют следующие модели взаимоотношений врача и пациента:
•патерналистская (врач дает указание пациенту поступить именно так, а не иначе);
•либерационная (врач сообщает пациенту информацию о заболевании, оставляя за ним право выбора конкретного метода лечения);
•технологическая (врач и пациент ориентируются на показания диагностической аппаратуры);
• интерпретационная (врач беседует с пациентом, разъясняя суть его заболевания).
КОДЕКС ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКИ
СТАТЬЯ 16. Взаимоотношения врача и пациента должны строиться на основе взаимного доверия и взаимной ответственности. Пациент - активный участник процесса лечения.
|
|
СТАТЬЯ 17. Пациент имеет право на свободный выбор врача, на получение от врача полной информации о состоянии своего здоровья, о предлагаемых методах обследования и лечения, об их преимуществах и недостатках, а также о степени риска. При разногласиях с врачом пациент может обратиться к руководителю учреждения, в комиссию по врачебной этике, а также в другие органы управления и общественные объединения, занимающиеся вопросами защиты прав пациентов.
Вся обязательная информация, необходимая пациенту для принятия решения о медицинском вмешательстве, условно объединяется в четыре блока:
1. Информация об исходном состоянии здоровья, прогнозе для здоровья и жизни пациента:
– об основном заболевании, по поводу которого обратился пациент;
– о сопутствующих заболеваниях, общем состоянии, возрасте, переносимости лекарств и реакции организма.
2. Информация о вариантах необходимого и возможного медицинского вмешательства (обследования, лечения, реабилитации):
– о вариантах лечения;
– о предлагаемом методе как наиболее подходящем для этого пациента в данной ситуации;
– об эффективности предлагаемого метода, проценте осложнений и неудач;
– о вероятности непредвиденных обстоятельств и действий врача;
– о степени необходимости и срочности оказания медицинского вмешательства.
3. Информация о правах и обязанностях пациента:
– о необходимости обязательного выполнения назначений и рекомендаций медицинского персонала;
|
|
– о правах и обязанностях пациента во время и после лечения.
4. Информация об учреждении:
– о медицинском учреждении и лечащем враче(наличии лицензии, сертификата, стажа работы, врачебной категории, ученой степени);
– об обязанностях и ответственности медицинского учреждения и медицинских работников в отношении пациента.
Прежде чем оказывать пациенту какую-либо медицинскую помощь, врач должен выяснить:
1)согласен ли пациент сам получать информацию о состоянии своего здоровья;
2)в полном или неполном объеме пациент согласен получать эту информацию;
3)определить круг лиц, которым пациент разрешает предоставлять информацию о себе;
4)определить круг доверенных лиц, которым пациент предоставляет право принимать решение об обследовании и лечении в ситуации, когда он сам будет не в состоянии выразить свою волю.
В случае недееспособности пациента все эти вопросы необходимо обсуждать с законным его представителем.
Конфиденциальность и общение с родственниками пациента.
Специфика взаимоотношений врачей с родственниками пациентов
Общение с родственниками пациентов занимает существенную часть времени работы врача. Нельзя считать это время потраченным напрасно, поскольку после завершения лечения больной возвращается в семью и от настроя родных во многом зависят степень его адаптации, возможность долго сохранять достигнутый эффект. Благоприятные отношения в семье могут помочь выздоровлению, так же как напряженные - свести весь успех лечения на нет. Нередко сами родные нуждаются в поддержке и психологической коррекции, оказать такую поддержку - долг врача.
Взаимоотношения врача с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками.
Отношения «Медицинский работник-родственники (и близкие) пациента»
•Необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность;
•Лицам ухаживающим за тяжелобольными разъяснять правильность выполнения процедур и манипуляций;
•Беседовать только в пределах своей компетенции;
•Отвечать на вопросы спокойно, неторопливо.
Ситуации, при которых медицинский работник вправе передать известную ему информацию третьим лицам. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» (Статья 46. Предоставление информации о состоянии здоровья пациента. Врачебная тайна).
КОДЕКС ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКИ
СТАТЬЯ 24. Врач обязан сохранять конфиденциальность своего общения с пациентом и не может разглашать врачебную тайну даже после смерти пациента, он также должен препятствовать разглашению такой информации иными лицами.
Врач может сообщать сведения о состоянии здоровья пациента его близким родственникам, если это обусловлено необходимостью лечения или ухода за ним и не осуществляется против воли пациента, а также органам здравоохранения и правоохранительным органам в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.