Автономия беременной женщины и право эмбриона на жизнь

ТЕМА: Этические и правовые аспекты репродукции человека.

ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ.

Тема изучается в течение 3 часов, практическое занятие состоит из 5 частей: введение, обсуждение вопросов по теме занятия, контроль усвоения темы, самостоятельная работа, заключительная часть занятия.

3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ: Отношение человечества к возникновению жизни является одним из главных аспектов отношения к жизни вообще. Обесценивание человеческой жизни в современном обществе ярко проявляется в проблеме абортов, которую медицина пытается решить при помощи контрацепции. Однако, проблема абортов, тесно взаимосвязанная с культурой остается актуальной. Контрацепция (особенно гормональная) также оказывается небезопасной для здоровья и активно влияет на нравы общества, фактически провоцируя сексуальную революцию и гендерные проблемы.

Обратной стороной обесценивания человеческой жизни является ее переоценивание, что проявляется в стремлении бесплодных родителей, во что бы то ни стало, родить «своего» ребенка, что, по сути, является желанием любить в своих детях самого себя, то есть эгоизмом. Параллельно с этим усугубляются проблемы медицинской генетики, которая дает возможность ученым-евгеникам осуществлять научно обоснованный искусственный отбор человека.

Даже просто перечисление этических проблем, порожденных развитием медицины в области зачатия и рождения детей, указывает на опасность бесконтрольного использования человечеством этих знаний. В связи с этим, несомненно, актуальным является изучение данных проблем студентами медицинских вузов для формирования осознанной этической позиции в отношении данных областей медицинской науки.

4. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: формирование у студентов осознанной этической позиции в отношении достижений современной биомедицинской науки в области зачатия, создания жизни и рождения.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: формирование высоко профессиональной, разносторонне развитой и нравственно зрелой личности.

5. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

• понять суть современных технологий искусственного зачатия, рождения, и дать им этическую оценку;

• изучить историю, классификацию, технологию абортов, выяснить этические, культурные, экономические, юридические и другие аспекты этого явления

ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ.

Студент должен знать:

• представления о ценности жизни в христианской антропологии;

• философский, естественнонаучный, религиозный, правовой, биоэтиче-ский подходы к определению начала человеческой жизни;

• основные моральные позиции по отношению к искусственному аборту;

• этику новых репродуктивных технологий;

• этико-правовое регулирование новых репродуктивных технологий в Республике Беларусь.

Студент должен уметь:

• определять медицинские и социальные показания к абортам;

• оценить автономию беременной женщины и право эмбриона на жизнь;

• обосновывать риск при выборе диагностической процедуры в плане пренатальной диагностики;

• вести контроль над воспроизводством;

• применять на практике Закон Республики Беларусь «О вспомогатель-ных репродуктивных технологиях»

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН.

1. Философия смысла жизни.

2. Представления о ценности жизни в христианской антропологии.

3. Понятие пренатальной диагностики.

4. Планирование беременности.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1. Автономия беременной женщины и право эмбриона на жизнь.

2. Основные моральные позиции по отношению к искусственному аборту:

• консервативная;

• умеренная;

• либеральная.

3. Аборты по медицинским и социальным показаниям. Аборт и религиозная мораль. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» (Статья 27. Искусственное прерывание беременности).

4. Проблема обоснованного риска при выборе метода пренатальной диагностики. Моральные проблемы контрацепции. Принудительная и добровольная стерилизация.

5. Моральные проблемы использования эмбриональных стволовых клеток.

6. Этические проблемы репродуктивных технологий. Технологизация процессов воспроизводства человека. Искусственная инсеминация.

7. Экстракорпоральное оплодотворение. Манипулирование эмбрионами, проблема «лишних» эмбрионов.

8. Суррогатное материнство. Закон Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях».

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Автономия беременной женщины и право эмбриона на жизнь.

Аборт (лат. abortus – выкидыш) – всякое преждевременное прекращение беременности, естественное (самопроизвольное) или искусственное (намеренно вызванное).

Вопрос об искусственном аборте такой же древний, как и история всего человечества. Если говорить о веке минувшем, то можно отметить либерализацию законодательств многих стран по вопросу разрешения медицинских абортов («Abortion Act» от 17 октября 1967г. в Великобритании, или «Roe versus Wade» Верховного суда США от 22 января 1973 г., провозгласивших, «плод не является юридической личностью» – т.е. не защищен Конституцией).

Дискуссия о моральном праве на прерывание беременности имеет глубокую историю. Отношение врачей к практике искусственного аборта нашло отражение, в частности, в Клятве Гиппократа. Среди многочисленных медицинских манипуляций он специально выделяет и обещает: «Я не вручу никакой женщине абортивного пессария». Гиппократ считал искусственное прерывание беременности несовместимым с врачебной профессией. Аристотель говорил: «Если в браке зарождаются дети вопреки ожиданию, то плод может быть изгнан прежде, чем он начнет чувствовать и жить». Цицерон же считал, что: «...женщина должна быть наказана за изгнание плода, если она крадет у республики предназначенного для нее гражданина...». В императорском Древнем Риме аборт широко практиковался и не считался позорным. С возникновением христианства аборт стал отождествляться с убийством человека. В средние века наказание за искусственный аборт было особенно суровым. Согласно своду германских законов «Каролина» (XVI в.), производство аборта каралось смертной казнью. Смертная казнь за аборт была введена в России в 1649, но, столетие спустя, отменена.

Актуализация моральной проблематики искусственного аборта во многом связана с широким её обсуждением зарубежными и отечественными специалистами по биоэтике.

Моральные проблемы аборта находятся в центре внимания ведущих ученых.

Так, И.А. Шамов (2005) полагает, что запрет аборта нарушает множество этических положений. Во-первых, нарушаются фундаментальные права матери иметь столько детей, сколько она желает. Во-вторых, нарушается право матери на охрану своего здоровья – нежеланная беременность во много раз увеличивает риск потери здоровья или даже смерти матери. В-третьих, сказано ведь: «Права личности выше прав общества». Никакие соображения о необходимости увеличения численности нации не может быть реализовано за счет прав женщины.

И.В. Силуянова (2008) замечает, что на фоне социально-психологических факторов весьма условным выглядит психоэмоциональный мотив аборта – «стыд за грех», «страх позора», который скорее сохраняется в государствах с устойчивой религиозной культурой, хотя говорить о подлинно религиозных мотивах подобных поступков, естественно, неуместно. Мотивы психоэмоционального уровня наполняются новым содержанием: боязнь общественного мнения, приспособление к социально-бытовым стандартам. Один из них – организационная структура здравоохранения, предусматривающая существование специальных направлений, обеспечивающих производство абортов, разработку медицинских методик искусственного аборта, анестезиологическое обеспечение операции, подготовку специальных медицинских кадров. Современная технологическая комфортность искусственного прерывания беременности, его общедоступность, бесплатность – не только благоприятные условия производства, но и гарантия устойчивого воспроизводства практики аборта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: