ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ.
Тема изучается в течение 3 часов, практическое занятие состоит из 5 частей: введение, обсуждение вопросов по теме занятия, контроль усвоения темы, самостоятельная работа, заключительная часть занятия.
3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ:
Основой медицинской деонтологии является оптимизация оздоровительного процесса, что достигается не только совершенствованием средств и методов лечебной практики, но и безусловным выполнением медицинскими работниками своего долга на основе высокого профессионализма. Таким образом, в медицинской деонтологии ключевым понятием является профессиональный долг, следовательно, деонтология – это учение о долге. Центральной фигурой в деонтологии является личность врача. Врач в своей деятельности не может руководствоваться ничем иным кроме глубоких знаний, нравственных принципов, чувства гражданского долга перед больным и обществом. Идеал специалиста и человека, к которому каждый врач должен быть устремлен, предполагает ряд обязательный характерных свойств и особенностей.
|
|
4. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: усвоить основные этические принципы взаимоотношений медицинских работников и пациентов.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: формирование высоко профессиональной, разносторонне развитой и нравственно зрелой личности.
5. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
• познакомить студентов с понятием медицинской деонтологии;
• составить общее понятие у студентов об этике отношений в системе «врач-пациент»;
• познакомить студентов с моральными действиями врача в условиях зависимости от него пациента.
ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ.
Студент должен знать:
• предпосылки зарождения исторических моделей взаимоотношений врача и больного;
• понятия и основные формы сотрудничества врача и пациента;
• пути разрешения конфликтов;
• причины допущения врачебных ошибок.
Студент должен уметь:
• характеризовать современную медицинскую деонтологию;
• характеризовать проблемы психологических отношений в медицинских коллективах;
• разрешать конфликты, возникающие в медицинском коллективе.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН.
1. Понятие «деонтология».
2. Определение понятия «ятрогения».
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
1. Профессиональный долг и ответственность, честь и достоинство врача.
2. Основные модели взаимоотношений в системе «врач-пациент».
3. Морально-психологические особенности общения врача с пациентом. Противоречие между эмоциональным состоянием пациента и рациональным поведением врача.
4. Моральный климат медицинского коллектива: проблемы корпоративности, демократич-ности и субординации.
|
|
5. Партнерство, личная ответственность, забота о профессиональном авторитете врача. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине. Коллегиальность, врачебный консилиум.
6. Конфликты в медицинском коллективе. Отрицательные и положительные последствия конфликтов, пути разрешения.
7. Ятрогении. Причины и классификация врачебных ошибок.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Профессиональный долг и ответственность, честь и достоинство врача.
МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ (греч. deon – должное, logos – учение) – учение о должном в медицине, прежде всего, о профессиональном долге, обязанностях и нормах поведения медицинских работников. Наряду с моральными нормами, регулирующими медицинскую деятельность в целом, в медицинской деонтологии фиксируются и особые нормы и стандарты, применительно к той или иной сфере медицинской практики (деонтология в хирургии, акушерстве и гинекологии, педиатрии и т.д.)
Деонтология предписывает медицинскому работнику:
· исполнять свой профессиональный долг перед пациентами и обществом – все свои знания и умения направлять на укрепление и сохранение здоровья и жизни пациентов;
· добросовестно относиться к выполнению своих профессиональных обязанностей – оказывать медицинскую помощь, уважительно и гуманно относиться к пациентам, постоянно повышать уровень своих профессиональных знаний;
· стремиться к реализации принципов и норм медицинской профессии в своей практической деятельности – не причинять вред, проявлять сострадание, быть справедливым, сохранять врачебную тайну.
Деонтология также предполагает право медицинских работников на защиту своей профессиональной чести и достоинства.
Современная медицинская деонтология определяет:
· моральные аспекты взаимоотношений врач – пациент и их специфику в педиатрии, онкологии, психиатрии, акушерстве и гинекологии и др.;
· моральные аспекты взаимоотношений между врачом и близкими пациента;
· моральные аспекты взаимоотношений в медицинском коллективе (между коллегами, врачом и средним, младшим медицинским персоналом);
· моральные аспекты врачебных ошибок и ятрогении;
· права пациента и их нормативное регулирование.
Особенности долга в медицинской этике
Первостепенная роль долга в профессии врача обусловлена ценностью здоровья и жизни людей. Требования врачебной морали всегда носили явно выраженный категорически-императивный характер. Поэтому иногда всю медицинскую этику обозначают термином «медицинская деонтология», подчеркивая тем самым значение профессионального врачебного долга — теснейшего переплетения обязанностей врача по отношению к больному, коллегам и обществу в целом.
Врачебный долг заключается в выполнении врачом всех требований, связанных с его работой и достижением главной цели — успеха в лечебной деятельности и оздоровлении больного, в независимости от условий и времени оказания медицинской помощи, от состояния врача и его отношения к личности больного. Врач должен всегда оказать медицинскую помощь, индивидуально и вдумчиво подходить к каждому больному, быть внимательным и заботливым, проявлять при этом максимум творческой активности.
Исполнение врачебного долга связано с рядом этических проблем:
• врачу необходимо выяснить, в чем конкретно заключается его долг как врача и человека; в случае расхождения попытаться их совместить, руководствуясь не только моральным кодексом, но и собственной совестью,
• профессиональный врачебный долг категорически запрещает проведение научно необоснованных экспериментов на живых людях (в том числе над заключенными, безнадежно больными, умственно неполноценными) даже с их согласия;
|
|
• новые, научно обоснованные, но еще не допущенные к всеобщему применению методы диагностики, профилактики, лечения и лекарственные средства могут применяться врачом по отношению к больному лишь при соблюдении основных принципов биоэтики', их несоблюдение при апробации, испытании нового медицинского метода или средства, не связанного с излечением больного, или несущего в себе слишком большой риск, делает эксперимент неправомерным и безнравственным;
• долг врача — приходить на помощь прежде всего тем, кто в ней нуждается в первую очередь, независимо от его социального происхождения; предпочтение собственного интереса или желание избежать беспокойства и риска — это нарушение морально-этического долга врача, независимо от причины такой поступок признается аморальным и непростителен для врача.
Высшим проявлением профессионального долга врача является соблюдение принципа гуманизма, добросовестное выполнение своих обязанностей по отношению к больному. Прямое нарушение профессионального долга — черствое, формальное отношение врача к больному человеку, поскольку вера больного в успех лечения, доверие его к медицинскому персоналу играют часто не меньшую роль в выздоровлении, чем применение новейших лекарств и оборудования. Академик В.М. Бехтерев подчеркивал, что если больному после разговора с врачом не становится легче, это не врач. Врач призван психотерапевтическими методами — словом ободрения, утешения, успокоения, чутким отношением — тактично и умело мобилизовать физические и душевные силы больного на борьбу с его болезнью.