Образовательно-просветительская работа с семьями

Учитывая весь накопленный в отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии опыт по данному вопросу, работа с родителями школьников с ОВЗ может включать два направления: 1) образовательно-просветительская работа с родителями и 2) психолого-педагогическое сопровождение семей (рис. 1).

Отечественная специальная педагогика имеет богатый опыт просветительской работы специалистов с родителями своих подопечных, представленный в научно-методическом наследии Л.Н. Грабарова, Е.К. Грачевой, В.П. Кащенко, И. В. Маляревского и многих других. Этот опыт нашел свое продолжение и в предлагаемом нами подходе. Он включает деятельность многих специалистов, в помощи которых нуждается семья ребенка с нарушениями развития.

Образовательно-просветительское направление — это первая исторически сложившаяся форма работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с отклонениями в развитии. В нашем подходе это направление не несет основной нагрузки, од-

Рис. 1. Модель организации психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья

нако выполняет очень важную подготовительную (пропедевтическую) функцию.

Целями образовательно-просветительского направления являются:

— установление гармоничных отношений между персоналом специального учреждения и семьями воспитанников;

— повышение психолого-педагогической компетентности родителей детей с отклонениями в развитии.

В рамках образовательно-просветительского направления родители знакомятся с разнообразной полезной информацией, получают элементарные психолого-педагогические знания об особенностях развития, обучения и воспитания их ребенка в семейных условиях на определенных этапах его жизни. У родителей формируются предпосылки к осознанию потребности понимания и принятия особенностей развития ребенка (его дефекта), потребности формирования умения адекватно с ним взаимодействовать.

Перед специалистами в работе с родителями воспитанников в данном направлении стоят следующие задачи:

— формирование мотивации у родителей на установление гармоничных отношений с проблемным ребенком;

— формирование мотивации у родителей к сотрудничеству со специалистами учреждения, в котором оказывается помощь ребенку;

— развитие у родителей потребности к повышению своего культурного уровня и психолого-педагогической грамотности.

Сообщение родителям разнообразной информации об особенностях развития их ребенка определяет и необходимость включения в образовательно-просветительское направление деятельности специалистов различных профилей. В зависимости от специфики осуществляемой помощи выделяются следующие функциональные блоки: административно-информационный, медицинский, педагогический, социально-правовой поддержки, психологический.

Следует отметить, что основной формой организации работы с родителями в этом направлении является групповая: проведение семинаров, консультаций, лекций, собраний, круглых столов и др. Одновременно, в зависимости от потребностей, взаимодействие может организовываться и в индивидуальной форме (индивидуальные беседы «специалист — родитель»; беседы втроем «специалист — ребенок — родитель»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: