Организационный момент

Дети и воспитатель одеты в народные костюмы.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами вспомним, как люди жили давным-давно. Давайте три раза обернёмся вокруг себя и окажемся в старине глубокой (дети делают три поворота вокруг себя под русскую народную мелодию, в это время открывается занавес, за ним «изба»).

Воспитатель приглашает детей в «избу»:

Дай Бог тому, кто к нашему дому, -

Дорогим гостям, милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытием,

И здоровьицем!

Усаживайтесь, гости дорогие! (Дети садятся на лавки у печки).

Беседа.

Воспитатель:

Наша изба ровна, тепла.

Домом жить – не лукошко шить.

Домом жить – не развеся уши ходить.

Домом жить – обо всём тужить.

Дом вести – не лапти плести.

Ребята, расскажите мне, где раньше жили русские люди, как называлось их жилище?

Предполагаемые ответы детей: Раньше люди жили в деревнях, в избах.

Воспитатель: Где строили избу, как, из чего?

Предполагаемые ответы детей: Избы строили на пригорке, возле реки. Рубили избы при помощи топора, без гвоздей. Чаще всего строили из сосны, ели. Избу строили «лицом» к дороге или реке. Крышу украшали причелиной. Над окнами крепили наличники, а сами окна закрывались ставнями. Всё украшали узорами.

Воспитатель: А почему окна назвали «окнами»?

Предполагаемые ответы детей: Потому что люди считали, что дом – живой, а окна – это его глаза, раньше глаза называли очами, око - глаз.

Воспитатель: Давайте рассмотрим наше окно (подходят к макету окна, называют элементы). Скажите, что можно было узнать по ставням?

Предполагаемые ответы детей: Если открыты ставни – значит хозяева дома, уже встали, а закрыты – значит, ещё спят, или куда-то ушли.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем и ставни, и наличники, и полотенце, и причелину украшали резьбой?

Предполагаемые ответы детей: Люди вырезали разные знаки, чтобы сберечь свой дом от злых сил.

Воспитатель: Какими основными знаками украшали избу?

Предполагаемые ответы детей: Круг, треугольник, ромб с точкой, волнистая линия, цветы, конь, ёлочка.

Воспитатель: Подумайте, какой знак был самый любимый на Руси, возьмите бумагу и нарисуйте его. (Дети берут бумагу, рисуют маркерами). Назовите его, что он обозначал? (Круг – солнце). Почему солнце больше всего почитали на Руси?

Предполагаемые ответы детей: Солнце – это сила, жизнь. Без солнца всё может погибнуть на Земле, и растения, и животные. Раньше люди считали солнце – оберегом.

Воспитатель: Да, в старину люди думали, что можно уберечь себя от бед и болезней с помощью оберегов. Давайте, тоже защитим наши избы от болезней.
Игровое упражнение «Укрась избу». Дети украшают шаблоны «изб» геометрическими фигурами. Давайте пожелаем добра нашей избе:

Живи, изба, здорово, живи богато!

Дай тебе, Боже, что и нам тоже:

Мерку жита, кусок сала,

Корец яиц, да и этого мало.

Жить – поживать, да добра наживать!

Без зла и без вихря, без всякого лиха,

Чтоб было тепло, чтоб было светло,

Чтоб своё водилось, да и нам хватило! (Воспитатель произносит вместе с детьми).

Но люди стремились всегда сберечь не только свой дом, но и здоровье, своё и родных. Что значит быть здоровыми?

Предполагаемые ответы детей: Быть сильными, крепкими. Здоровые люди улыбаются, у них хорошее настроение.

Воспитатель: Как вы думаете, почему так важно беречь здоровье?

Предполагаемые ответы детей: Когда мы здоровые - мы весёлые, у нас есть силы делать добрые дела.

Воспитатель: Что помогает нам быть здоровыми? (Ответы детей). А раньше люди большое значение придавали одежде, чтобы сберечь здоровье. Вспомним, какую одежду носили раньше на Руси.

Рассматривание карточек «Народный костюм». Дети называют предметы мужского и женского костюмов (смотри словарную работу).

Воспитатель: Для чего везде вышивка?

Предполагаемые ответы детей: Для защиты от бед и несчастий.


Рассматривание костюмов на детях.

Воспитатель: Покажите, где у вас рукав, горловина, подол. Почему их так назвали? Какой они формы? Всё представляет собой круг. И в одежде круг оберегал человека от бед, все вышивки как бы шли по кругу. Ещё одним важным элементом костюма был пояс. Давайте сплетём пояски.

Игровое упражнение «Плетём поясок»

Дети делятся на группы по 4 человека. Один ребёнок – «молодец» держит в руках брусок, к которому прикреплены три разноцветные ленты, длиной 1 м каждая. Трое детей берут ленты за свободные концы, натягивают на уровень груди и становятся полукругом напротив «молодца». Ребёнок, который является крайним справа, первым пробегает под лентами и становится в центре полукруга. Затем под лентами бежит крайний слева и становится рядом с первым ребёнком. Движение происходит по схеме плетения косы из трёх нитей. Игра продолжается, пока не будут сплетены пояса. Готовые пояски завязываются на «молодцев».

Воспитатель: Вот какие пояса мы сплели! На что они похожи, когда их повязали на ребят?

Предполагаемые ответы детей: На круг, на солнышко.

Воспитатель: Поэтому пояс и был очень важен, так как он тоже представлял собой круг, служил оберегом.

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Как вы думаете, как раньше оберегали детей? Какие предметы делали для них мамы и бабушки?

Предполагаемые ответы детей: Игрушки.

Воспитатель: Из чего делали игрушки?

Предполагаемые ответы детей: Из глины, из дерева, из ниток.

Воспитатель: Какие вы знаете глиняные игрушки? Деревянные?

Предполагаемые ответы детей: Филимоновские, дымковские, матрёшки.

Воспитатель: А кого обычно изображали?

Предполагаемые ответы детей: Петушка, уточку, барыню, коня.

Воспитатель: Когда дарят игрушки?

Предполагаемые ответы детей: На праздники.

Воспитатель: Какой праздник приближается?

Предполагаемые ответы детей: Новый год, Рождество.

Воспитатель: Давайте сделаем игрушки – обереги для своих родных.

Воспитатель показывает образец тряпичной куклы. Дети работают за столами, используя схемы. По окончании работы воспитатель предлагает украсить ель тряпичными куклами.

Итог.

Воспитатель: Чтобы куклы принесли нам и нашим родным в Новом году добро и здоровье, защитили от бед, дружно заведём хоровод, развеселим честной народ!

Хоровод «Сею, вею, посеваю…» (Дети водят хоровод вместе с воспитателем вокруг ели).

Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!

На телят, на жеребят и на маленьких ребят.

Кабы нам колядок на недель десяток!

Здравствуйте! С Новым годом!

Со всем родом! Чтобы здоровы были!

Много лет вы жили!

Воспитатель: Какой же праздник без угощения? (Угощает детей леденцами). Давайте пожелаем друг другу:

Веселись, душа, играй,

Вовсе зла не поминай!

Приходите, кто с добром,

Мы всегда вас в гости ждём!

Примечание:

Продуктивную деятельность можно варьировать с учётом регионального компонента: роспись дымковских, филимоновских игрушек, скручивание соломенных кукол, лепка из солёного теста и так далее. На фотографии представлены образцы кувадок, которые доступны для изготовления детьми старшего дошкольного возраста.


 

Заключение

 

Народная игра, как воспитательное средство, привлекательна тем, что она прививает ребенку такие народные традиции как: трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Благодаря этому воспитатель может ненавязчиво приобщить детей к народной культуре, этике, поведенческим нормам. Именно поэтому в народных играх используются устоявшиеся прибаутки, подвижные и развивающие элементы, которые интересны детям разного возраста.

Используя народные игры как инструмент развития, необходимо выполнять следующие задачи: Познакомить детей с народными праздниками, их историей. Привить желание хранить и передавать народные традиции. Способствовать развитию творческих и организаторских способностей, инициативы. Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.

Многовековая история культуры традиционных русских оберегов неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Они пришли к нам из глубины времен, как память о наших предках. Знакомя детей с таким видом народного творчества мы, прежде всего, раскрываем мир творческих возможностей русского народа, помогаем детям изучить разнообразие русских народных традиций воспитывать добрые, нежные чувства к русскому народному творчеству.

 

 


 

Список использованной литературы

 

1. Бабынина, Т.Ф. Традиции национальных культур: учебно-метод. пособ./ Т.Ф. Бабынина - Казань: РИЦ Школа, 2003. – 188 с.

2. Батурина, Г.И. Народная педагогика в современном учебновоспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): учебнометод. пособ./ Г.И. Батурина, Г.Ф. Кузина. - М.: Школьная пресса, 2003. – 144 с.

3. Богуславская З. М., Смирнов Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста/ Щ.М. Богуславская, Е.О. Смирнов. -  М., 1991 г.

4. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду.: учебно-метод. пособ./ И.Г. Гаврилова.– СПб.: Детство-Пресс – ПРЕСС, 2008. – 160 с.

5. Куприна, Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством: учебно-метод. пособ./ Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.Н. Корепанова. СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 304 с.

6. Левицкая М. Народные подвижные игры/ М. Левицкая - СПб, Издательство Политехнического университета, 2008 г.

7. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры/ А.Н. Леонтьев- М.: Просвещение, 1989 г. - 320 с.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: