Поступающие в ремонт зубчатые колеса и шестерни имеют следующие виды дефектов:
1. износ рабочего профиля всех зубьев, скол части зуба или нескольких зубьев полностью;
2. наличие трещин в венце, спице и ступице;
3. вмятины на торцах зубьев;
4. износ или смятие отверстия шпоночного паза или шлицев в ступице.
Те же дефекты наблюдаются у звездочек цепных передач и червячных колес.
Для выбора способа ремонта зубчатых колес и звездочек их условно разделяют на следующие виды:
1. быстроходные и тихоходные;
2. сырые и термически обработанные;
3. с мелким и крупным зубом.
К быстроходным относятся колеса и шестерни, работающие с окружной скоростью 6-10 м/сек; к тихоходным - 2 м/с.
Зубчатые колеса с мелким зубом и термически обработанные не восстанавливаются, а заменяются новыми, за исключением тех, у которых износ толщины зуба не выходит за пределы допустимого.
Если при ремонте заменяется одно зубчатое колесо, то следует заменить и второе колесо, даже если износ того колеса не превысил допустимого значения, иначе новое колесо будет издавать повышенный шум в передаче, однако, если разность диаметров зубчатых колес отличается более чем в 2 раза, то значительному износу подвергается меньшее колеса, поэтому его целесообразно заменить новым, если пара зубчатых колес работает при односторонней нагрузке, то зубчатое колесо не заменяют новым, а меняют их рабочие стороны.
|
|
Зубчатые колеса с крупным модулем и большим диаметром подвергают ремонту, восстанавливая поверхности зубьев сваркой или наплавкой.
В отдельных случаях для таких зубчатых колес выполняют отдельные профили зубьев, после чего их сваривают со ступицей колеса и ведут обработку по наружному диаметру.
У крупномодульных колес и колес большого диаметра трещины в венце, спице или ступице обычно заваривают.
Ремонт зубчатых блоков выполняют путем замены одной или двух шестерен, которые изготавливают заново, а затем блок выполняют сборным.
Червячные колеса после износа зубчатого венца ремонтируют путем стачивания его, изготовлением нового составного червячного колеса.
В цепных передачах наибольшему износу подвергаются поверхности зубьев звездочек и элементов цепей.
Звездочки ремонтируют аналогично зубчатым колесам, а цепи ремонтируют путем изготовления отдельных звеньев вместо поврежденных.