Суровая северная природа

Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

 

 

Учебный год

Класс

Дорогой друг! Желаем успеха!

 

Ответы к заданиям впишите или подчеркните

 

Задание 1. Исправьте орфоэпические ошибки.

Ученикам были предложены [т̕ э]сты. _____________________________________________

Новый год начался с неприятно[ст̕ ]ей. ___________________________________________

Я сомневаюсь, уме́[ст̕ ]стимся ли мы в этом автобусе. ______________________________

Девочка не по годам ра́звита. ___________________________________________________

Докладчик выдвинул [т̕ э́]зис и убедительно доказал его. ____________________________

Праче[чʼн]ая находилась недалеко от дома. _______________________________________

(6 баллов)

Задание 2. К существительному друг подберите по 3 эпитета, характеризующие его с положительной и с отрицательной стороны.                        

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..…………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..…………………

(6 баллов)

Задание 3. Разберите слова по составу.

Конференция, консерватизм, консервы; подражание, подражать,

возражение, возражать; конспирация, конспиратор, ограниченный.

 

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..…………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..…………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..…………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..…………………

(По 1 баллу за верный разбор всего слова)

 

Задание 4. Прочитайте отрывок из стихотворения С.А. Есенина. Выпишите грамматические основы предложений. (Знаки препинания не расставлены.)

 

Хозяин твой и мил и знаменит

И у него гостей бывает в доме много

И каждый улыбаясь норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.

 

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

(По 1 баллу за каждую верно выписанную грамматическую основу.)

Задание 5. Измените предложения так, чтобы выделенные слова стали предлогами.

1. Впереди были спортсмены-лыжники.
   
2. Штормовое море бушевало вокруг.
   
3. Посредине стоит памятник поэту.
   
4. Проснувшись, я вспомнил, что произошло накануне.
   

(8 баллов)

Задание 6. Имя старухи Шапокляк известно каждому любителю кино.

А что означало слово до того, как появился фильм про Чебурашку?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

(3 балла)

Задание 7. Лингвистическая задача. Прилагательные безмозглый и промозглый – одного корня?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

(8 баллов)

Задание 8. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Орлова «Хлеб» и выпишите все числительные. Аргументируйте свой ответ.

В нём дюжина дождей и солнца суток сорок,

В нём пара сотен зорь и полдесятка гроз,

Сто тысяч в нём токов и шин машинных шорох,

Комбайнов ровный рёв и ливни синих звёзд.

…………………………………………………………………………………………………………………….…………

…………………………………………………………………………………………………………………….…………

 

(4 балла)

Задание 9. В приведённом ниже тексте раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.                                                                                                             

Суровая северная природа

Прямо от нашего горо…ка ш…рокая дорога поднимает…ся в гору падает в пусты…ые кам…нистые пр..валы змеит…ся среди скал запороше…ых снегом. (Не) обычайные дали открываются глазу. (В) низу в изгибах своих бурно стремится река. Обезображе…ые ветром деревья цепко лепят…ся на каменистой почве.

В самой форме деревьев сказывают…ся особе…ости суровой северной природы. Здесь нет ра…кидистых деревьев в тени пышных ветвей …крывающих молодую зелёную пор…сль. Жи…кие северные ели кажут…ся слабыми больными. Но (не) обыч…йная жизне…ая сила заключает…ся в этих изуродова…ых страдальцах. Силу северного ветра (не) выдержать величестве…ым великанам. С упорством отстаивают на суровой каменистой поч…ве свою ж…знь эти и…кореже…ые ветром деревья.

С горы видна (в) низу высокая плотина крепко замкнувшая стремительный бег реки. Она сооружена людьми. Но и плотина и здание станц…и и береговые красн…крышие постройки (не) нарушая суровой строгости природы как (бы) дополняют собой северный ч…десный пейза….

(По И.С. Соколову-Микитову)

(5 баллов)

Определите лексическое значение слова ПЕЙЗАЖ

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..……………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..……………………

 

(2 балла)

Задание 10. В четырёх ребусах зашифровано одно и то же слово, а в одном — другое. В каком?

 

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..……………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..……………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..……………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..……………………

 (5 баллов)

 

 

Муниципальный этап


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: