Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
Учебный год
Класс
Дорогой друг! Желаем успеха!
Ответы к заданиям впишите или подчеркните |
Задание 1. Исправьте орфоэпические ошибки.
Ученикам были предложены [т̕ э]сты. _____________________________________________
Новый год начался с неприятно[ст̕ ]ей. ___________________________________________
Я сомневаюсь, уме́[ст̕ ]стимся ли мы в этом автобусе. ______________________________
Девочка не по годам ра́звита. ___________________________________________________
Докладчик выдвинул [т̕ э́]зис и убедительно доказал его. ____________________________
Праче[чʼн]ая находилась недалеко от дома. _______________________________________
(6 баллов)
Задание 2. К существительному друг подберите по 3 эпитета, характеризующие его с положительной и с отрицательной стороны.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..…………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..…………………
|
|
(6 баллов)
Задание 3. Разберите слова по составу.
Конференция, консерватизм, консервы; подражание, подражать,
возражение, возражать; конспирация, конспиратор, ограниченный.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..…………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..…………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..…………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..…………………
(По 1 баллу за верный разбор всего слова)
Задание 4. Прочитайте отрывок из стихотворения С.А. Есенина. Выпишите грамматические основы предложений. (Знаки препинания не расставлены.)
Хозяин твой и мил и знаменит
И у него гостей бывает в доме много
И каждый улыбаясь норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(По 1 баллу за каждую верно выписанную грамматическую основу.)
Задание 5. Измените предложения так, чтобы выделенные слова стали предлогами.
1. | Впереди были спортсмены-лыжники. |
2. | Штормовое море бушевало вокруг. |
3. | Посредине стоит памятник поэту. |
4. | Проснувшись, я вспомнил, что произошло накануне. |
(8 баллов)
Задание 6. Имя старухи Шапокляк известно каждому любителю кино.
А что означало слово до того, как появился фильм про Чебурашку?
|
|
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(3 балла)
Задание 7. Лингвистическая задача. Прилагательные безмозглый и промозглый – одного корня?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(8 баллов)
Задание 8. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Орлова «Хлеб» и выпишите все числительные. Аргументируйте свой ответ.
В нём дюжина дождей и солнца суток сорок,
В нём пара сотен зорь и полдесятка гроз,
Сто тысяч в нём токов и шин машинных шорох,
Комбайнов ровный рёв и ливни синих звёзд.
…………………………………………………………………………………………………………………….…………
…………………………………………………………………………………………………………………….…………
(4 балла)
Задание 9. В приведённом ниже тексте раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Суровая северная природа
Прямо от нашего горо…ка ш…рокая дорога поднимает…ся в гору падает в пусты…ые кам…нистые пр..валы змеит…ся среди скал запороше…ых снегом. (Не) обычайные дали открываются глазу. (В) низу в изгибах своих бурно стремится река. Обезображе…ые ветром деревья цепко лепят…ся на каменистой почве.
В самой форме деревьев сказывают…ся особе…ости суровой северной природы. Здесь нет ра…кидистых деревьев в тени пышных ветвей …крывающих молодую зелёную пор…сль. Жи…кие северные ели кажут…ся слабыми больными. Но (не) обыч…йная жизне…ая сила заключает…ся в этих изуродова…ых страдальцах. Силу северного ветра (не) выдержать величестве…ым великанам. С упорством отстаивают на суровой каменистой поч…ве свою ж…знь эти и…кореже…ые ветром деревья.
С горы видна (в) низу высокая плотина крепко замкнувшая стремительный бег реки. Она сооружена людьми. Но и плотина и здание станц…и и береговые красн…крышие постройки (не) нарушая суровой строгости природы как (бы) дополняют собой северный ч…десный пейза….
(По И.С. Соколову-Микитову)
(5 баллов)
Определите лексическое значение слова ПЕЙЗАЖ
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..……………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..……………………
(2 балла)
Задание 10. В четырёх ребусах зашифровано одно и то же слово, а в одном — другое. В каком?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..……………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..……………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..……………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..……………………
(5 баллов)
Муниципальный этап