Подростковый возраст обычно называют «переходным», т.к. в это время происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возраста переплетаются черты детства и юности. Как взрослый – он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей, как ребенок он еще ограничен своими возможностями и опытом. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков. Физическое развитие подростков характеризуется интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с половым созреванием. Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении и познавательной деятельности. Особое значение в организации учебной работы имеет внутреннее стимулирование познавательной деятельности, а также взаимоотношения в коллективе. Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей стимулирует самосознание подростка, побуждает мечты о будущем. Учитывая все возрастные особенности, необходимо обратить внимание на нравственное воспитание, проявлять чуткость к физическому развитию, а также поддерживать стремление подростков к яркой и достойной жизни, ориентируясь на этические примеры театрального искусства.
Возраст обучающихся: 11-15 лет.
Вид группы: профильная.
Состав группы: постоянный.
Особенности набора: свободный.
Срок обучения: 1 год (74 часа) 1 раз в неделю по 2 часа;
2 год (148 часов) 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы занятий: основные формы работы - комбинированные занятия, сочетающие лекциипедагога с активной практической деятельностью учащихся при выполнении творческих заданий, а также индивидуальные занятия (беседа, консультация, игра) и работа в группе над постановкой.
Контроль знаний обучающихся осуществляется путем проверки усвоенного материала, которая основана на показе и этюдов с их последующем обсуждением. Кроме этого, как форма проверки, используется устный опрос учащихся по пройденному материалу. А также проведение промежуточных и итоговых творческих показов.
Форма подведения итогов:
В конце обучения обучающиеся отчитываются на экзамене (творческом показе)
Необходимые условия для проведения занятий:
Помещение для занятий по данной программе должно иметь свободное пространство (зал для упражнений), сценическую коробку с необходимым оснащением, музыкальное оборудование, световое оборудование, реквизит, бутафорские изделия, костюмы.
Формы отслеживания результатов обучения по программе:
К концу обучения обучающиеся должны знать:
- основные принципы и особенности театрального искусства;
- основные функции режиссера;
- метод действенного анализа пьесы;
- выразительные средства режиссуры;
- основные этапы работы над пьесой.
овладеть навыками:
- организационной и репетиционной работы;
- создания эскиза декораций;
- создания музыкальной партитуры спектакля;
- самостоятельного распределения обязанностей в группе;
- подготовки сцены и технических помещений к репетициям и спектаклю.
Раздел 2. Содержание программы.
Учебно-тематический план
Первого года обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Общее кол-во часов |
Инструктаж по технике безопасности. | ||||
1. | Введение. | 2 | - | 2 |
1.1 | Основные цели и задачи курса «Спектакль: Секреты постановки» | 1 | - | 1 |
1.2. | Театр – как вид искусства. | 1 | - | 1 |
2. | Профессия – режиссер. | 4 | 2 | 6 |
2.1. | История развития режиссерской профессии. Специфические особенности творчества режиссера. | 2 | 1 | 3 |
2.2. | Функции режиссера. | 2 | 1 | 3 |
3. | Выразительные средства режиссуры. | 5 | 9 | 14 |
3.1 | Понятие – выразительные средства режиссуры. | 1 | 1 | 2 |
3.2. | Атмосфера. | 1 | 3 | 4 |
3.3. | Темпо-ритм. | 1 | 1 | 2 |
3.4. | Композиция. | 1 | 1 | 2 |
3.5. | Мизансцена. | 1 | 3 | 4 |
4. | Действенный анализ пьесы. | 2 | 18 | 20 |
4.1. | «Разведка умом». | 1 | 5 | 6 |
4.2. | «Разведка действием». | 1 | 13 | 14 |
5. | Практическая часть. | 1 | 31 | 32 |
5.1. | Работа над импровизационными этюдами. | - | 4 | 4 |
5.2 | Работа в постановках. | 1 | 27 | 28 |
Итого: | 14 | 60 | 74 |
Содержание первого года обучения.
Введение.
Основные цели и задачи курса «Основы работы над пьесой».
Принципы проведения занятий.
Пробный тренинг.
Теория. Дать учащимся понятие о целях и задачах курса, принципах проведения занятий, основных требований по освоению курса «Основы работы над пьесой».
Дать представление о принципах проведения занятий
- принцип сознательности и активности;
- принцип системности и последовательности;
- принцип партнерства;
- принцип доступности.
Практика: Проведение пробного тренинга для получения информации о возможностях обучающихся.
Форма занятия. Лекция, беседа.
Форма контроля. Устный опрос.
Театр – как вид искусства.
Синтетическая природа театрального искусства.
Теория: Дать понятие о театре – как виде искусства. Синтез искусств. Театр – как творчество единого коллектива. Актер – как носитель специфики театра. Ансамбль в спектакле – как единство всех исполнителей.
Специфические основы театрального искусства.
Теория: Дать понятие о специфических особенностях театрального искусства. Основные компоненты театрального творчества. Актер – как носитель специфики театра. Зритель – творческий компонент театра.
Основные виды сценических связей.
Теория: дать понятие об основных видах сценических связей. Автор – режиссер, режиссер – актер, спектакль – зритель.
Драматургия – основа театрального искусства.
Теория: дать понятие о «драматургии» как особом роде литературы. Драматургия – как основа театрального искусства. Знакомство с классическими произведениями драматургии.
Актер – как носитель специфики театра.
Теория: Дать основные представления об актерской профессии. Актер – как исполнитель, который доносит тему и идею произведения, используя свои данные и актерскую технику.
Действие – основной материал актерского искусства.
Теория: дать понятие о сценическом действии. Основные виды действий: психическое, физическое, словесное. Активность и сознательность действия на сцене. Оценка факта.
Форма занятия. Лекция, беседа.
Форма контроля. Устный опрос.
Профессия - режиссер.