Особенности работы концертмейстера хореографического коллектива требуют глубоких знаний музыки и хореографии, уметь свое пианистическое искусство поставить на службу танцу.
В том, как пользоваться несметным богатством музыкальной культуры, как выбирать музыкальный материал для целей и задач каждого отдельного урока, как научить детей воспринимать музыку всем сердцем и душой – лучший советчик и помощник педагогу-хореографу – концертмейстер. Именно концертмейстер знает все, что касается музыкального произведения: относительно темпов и характера исполнения музыки. Он помогает хореографу находить правильные, вытекающие из характера музыки решения.
При музыкальном оформлении, по моему мнению, педагогу не следует считать вслух на уроке, так как это притупляет музыкальное восприятие воспитанника. Считать вслух допустимо только в самом начале изучения нового упражнения. Объяснив детям, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо предоставить им возможность вслушиваться в музыку и выполнять движения сообразно музыке.
Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену ему приходит фонограмма. Но это не значит, что моя работа, как концертмейстера закончилась. Я еще раз хочу отметить, что концертмейстер – это помощник хореографа. Значит, должен до конца вместе с педагогом проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене.
В чем это заключается в моей личной практике. Я помогаю создавать эскизы костюмов, выбирать ткани. Как говориться – один ум хорошо, а два –
лучше, тем более, если вы работаете в многочисленном разновозрастном детском коллективе, то ваша помощь педагогу очень нужна. Иногда шью некоторые детали костюмов сама, а если необходимо – изготовляю реквизит. И финальная точка – подготовка воспитанников к выступлению за кулисами: переодеть, причесать, сделать макияж. Все это необходимо делать, т. к. мы работаем в системе дополнительного образования, а не профессионального, где есть целая служба костюмеров, гримеров и т.д. а здесь педагогу-хореографу, руководителю коллектива, приходиться делать все самому. И, конечно же, без помощи концертмейстера ему не обойтись.
В итоге хочется отметить, что в моем понимании профессия концертмейстера представляет собой самостоятельный вид искусства аккомпанемента.
Концертмейстер – это более широкое понятие, нежели рядовой аккомпаниатор. Если обязанности аккомпаниатора не выходят за рамки аккомпанирования, музыкального озвучивания занятия с помощью инструмента, то задачи концертмейстера включают в себя участие в решении образовательных и воспитательных задач, содействие развитию эмоционально-творческого потенциала воспитанников и формирование их эстетического вкуса.
Пианиста-концертмейстера музыканты других специализаций заменить не могут.
Концертмейстерская деятельность всегда рассматривается с практической точки зрения, особенно в хореографии. Основательные методические разработки по этому вопросу отсутствуют. Хотя я знаю, что сейчас существуют факультеты по подготовке концертмейстеров хореографии, например, при хореографическом училище им. А.Я. Вагановой. И новые специалисты этого профиля будут имеет теоретическую базу, но в наших библиотеках этого материала пока нет.
И, исходя из собственного опыта, руководствуясь тем немногим теоретическим материалом из статей, выдержек из учебных пособий по хореографии, собственной интуицией, опытом, мы, концертмейстеры хореографии, можем поделиться своими знаниями и наработками друг с другом.
Я думаю, что обобщение опыта «Особенности работы концертмейстера хореографического коллектива» поможет молодым специалистам понять специфику данного направления исполнительского мастерства в области хореографии, круг проблем и пути их решения.
Эта работа подскажет многим концертмейстерам, как расширить грани своей деятельности и занять активную позицию в формировании культурно-образовательной среды в учреждениях системы дополнительного образования.пгает понятьртмейстера является, конечно, подбор музыкального материала, создание музыкальной атмосферы занятия, ведь музыка по






