С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы

 

1. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой» Учебное пособие. Издание 6. – М.: «Советский композитор», 1992.   2. Андреева М.П. Конорова Е.В. «Первые шаги в музыке» Методическое пособие. – М.: «Советский композитор», 1991.   3. Ваганова А.Я. «Основы классического танца». Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2001.   4. Виноградов О., Боярчиков Н., Мессерер А., Сергеев К., Кондратьева М., Семенов В., Комлева Г. Концертмейстер в балете – профессия или место работы. //Советский балет. М., «Известия», 1988. № 2.   5. Гурьянова Л.Е. Основы ритмики, хореографии и современного бального танца. Программа для преподавателей дошкольных учреждений дополнительного образования и школ эстетического и физического воспитания. – Пермь, 2001.   6. Звездочкин В.А Классический танец. Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений искусств и культуры. – Ростов н/Д: «Феникс». Серия «Учебники и учебные пособия», 2003.   7. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1977.   8. Константиновский В. «Учить прекрасному» - М.: «Молодая Гвардия», 1973.   9. Мироедова М.И. Перспектива профессионального роста концертмейстера хореографии. //Дополнительное образование, 2000. № 9.   10. Музыкальная палитра. Журнал. Выпуски № 3 (6), 2001 г., №4 (25), 2005 г., № 5 (26), 2005 год.   11. Смирнов М. Решение в наших руках. Архипова М. Есть реальные результаты. И еще раз о профессии концертмейстер балета. //Советский балет. М., «Известия», 1989. № 1.   12. Шабалина Т.Л. «Профессиональный рост концертмейстера хореографии». Обобщение педагогического опыта. – Кирово-Чепецк, 2006.       П Р И Л О Ж Е Н И Е Упражнения, игры, занятия Метроритм: 1) прохлопывание ритмических рисунков имен, фамилий воспитанников, затем на карточках найти ритмические имена друг друга; 2) прохлопывание простейших ритмических рисунков музыки руками, затем ногами; 3) игра «Эхо» - прохлопывание простейших ритмических рисунков по показу педагога, затем по показу самих детей; 4)   прохлопывание ритма стихов, например: Шел, шел без дорог.                  Шесть котят есть хотят. Где шел - там и лег.                    Дай им каши с молоком - До весны пролежал,                   Пусть лакают языком. А потом побежал.                       Потому что кошки не едят из ложки. 5)   прохлопывание небольших музыкальных произведений на 2\4, 3\4, 4\4. Паузы: Игра «Здравствуй, друг». Дети стоят по кругу, в руках одного -игрушка. Звучит музыка, воспитанники передают игрушку по кругу. Музыка прекращается - игрушка «замирает» в руках одного из детей. Музыка звучит снова - игрушка двигается по кругу. Во время этой игры также развивается внимание, умение как останавливаться с окончанием музыки, так и начинать движение с началом музыки. А еще можно вводить изменение темпа в музыке, следовательно, дети передают игрушку быстрее или медленнее - развивается умение слышать изменение темпа музыки и в соответствии с ней двигаться. Сильные и слабые доли: 1) Чередование хлопков рук с ударами ног. Во время исполнения музыкального произведения на сильную долю хлопаем, на слабую - топаем. То же самое можно использовать для определение размера музыки, начала такта - дети двигаются по кругу под музыку. Во время движения хлопают на сильную долю. 2)      Игра «Умный платочек». Дети стоят по кругу, в руках одного - платочек. Во время музыки передаем платочек следующему на сильную долю. Игра развивает внимание и ощущение сильной доли в музыке. По мере усвоения - добавляем еще 2-3 платочка, чтобы одновременно работали несколько человек.   Музыкальные регистры: Игра «Кто живет в лесу». Концертмейстером проигрывается три музыкальных фрагмента: 1-й - в высоком регистре - это птички, 2-й - в среднем регистре - это лисы; 3-й - в нижнем - медведи. Далее дети закрывают глаза, а концертмейстер играет ту или другую музыку, а воспитанники отгадывают, кто живет в лесу. Строение музыкальной фразы: «Лужа» - воспитанники двигаются под музыку по кругу со словами: «Вокруг лужи обойду, ну, а в центр ее ступлю» - на окончание музыкальной фразы, на слова «ступлю» дети прыгают в центр круга.. • «Мост» - во время этого упражнения так же развивается понятие последнего такта фразы. Воспитанники маршем идут по кругу: «Я иду, иду, иду. Скоро до реки дойду. Если мостик сломан там - перепрыгну реку сам». На слово «сам» дети делают перескок. • «Снежинки» - под музыку вальса (хорошо подходит «Вальс»/ми минор/ А. Грибоедова) дети кружатся, танцуют как снежинки. На окончание музыкальных фраз «снежинки опускаются на землю», т.е. приседают. Поначалу концертмейстер акцентирует окончание фраз замедлением. После того, когда воспитанники хорошо усвоят - играет без замедлений. Темп: 1) ходьба и бег в разных темпах; 2) выдерживание основного темпа - движение продолжаем при остановке музыки; 3) игра «Солнышко и дождик» - для этой игры можно использовать две разные мелодии, а лучше выбрать одну универсальную, которая будет хорошо восприниматься как в медленном, так и в быстром темпе. Первая — спокойная шаговая - двигаемся, протягивая руки к «Солнцу», «растем» под лучами солнца. Вторая - быстрая - «Дождик» - бежим под музыку. Чередуем, и сообразно предлагаемому музыкальному фрагменту дети должны правильно выполнять заданные движения. Игра развивает не только восприятие различного темпа, но и вырабатывает внимание. 4) игра «День и ночь» - принцип почти такой же, как в предыдущей игре. Под веселую музыку (лучше польку) дети танцуют, играют, словом изображают «День». С приходом «Ночи» все замирают - «спят». Кроме понятия темпа, развития внимания, у воспитанников есть возможность проявить свою фантазию, включить воображение.   Список произведений, рекомендуемых для слушания музыки Педагог должен систематически знакомить своих учеников с самыми разными произведениями. Слушание музыки учит детей понимать ее, обога­щает запас музыкальных впечатлений, развивает художественный вкус и тем самым способствует более успешному овладению искусством игры на фор­тепиано. Музыкальный материал должен подбираться педагогом таким образом, чтобы ученик мог сопоставить, сравнить произведения контрастного характера или, наоборот, найти отличительные черты в близких по содержанию пьесах. Рекомендуется примерный список произведений для слушания. Марши; С. Прокофьев. Марш. Соч. 65 № 10 (Детская музыка). Р. Шуман. Марш. Соч. 68 № 2 (Альбом для юношества). П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Соч. 39 № 5 (Детский альбом). А. Гречанинов. Марш. Соч. 98 № 3 (Детский альбом). Г. Свиридов. Веселый марш. (Альбом пьес для детей, № 10). Д. Шостакович. Марш. Соч. 39 № 1 (Детская тетрадь). Танцы; П. Чайковский. Полька. Соч. 39 № 14. М. Глинка. Полька («Калинка». Альбом начинающего пианиста, 1984). А. Гречанинов. Мазурка. Соч. 98 № 13. П. Чайковский. Мазурка. Соч. 39 № 10: Вальс. Соч. 39 № 8. А. Гречанинов. Вальс. Соч. 98 № 15. С. Прокофьев. Вальс. Соч. 65 № б. Д. Шостакович. Вальс. Соч. 69 № 2; Вальс-шутка. (Танцы кукол, № 5). П. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица»; Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро» (Балеты-сказки П. Чайковского. Переложение для фортепиано Н. Адлер. М., 1978). Э. Григ. Халлинг (Норвежский танец). Соч. 38 № 4 (Лирические пьесы, тетрадь II). Старинные танцы; И. С. Бах. Менуэт, Полонез, Волынка (Из нотной тетради А.-М. Бах). Л. Моцарт. Бурре (Хрестоматия для ф-но. I кл. ДМШ). Л. Бетховен. Экосез (Музыка для детей, вып. 2).  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: