История возникновения франчайзинга ,его формы и виды

Автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ, ФИНАНСОВ, ПРАВА И ТЕХНОЛОГИЙ»

 

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА, СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ТУРИЗМА

 

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ И ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Сервисная деятельность»

на тему «Роль франчайзинга в развитии сферы услуг»

Направление подготовки

 43.03.01 Сервис

Выполнила студент группы 296

Евдокимов М.В.

Научный руководитель:

к.э.н., доцент Танина А.В.

 

Гатчина

2020


Содержание

 

 

Введение. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В СФЕРЕ УСЛУГ. 6

1.1 История возникновения франчайзинга,его формы и виды.. 6

1.2 Роль франчайзинга в развитии сферы услуг. 10

1.3 Договор коммерческой концессии и лицензионный договор как юридическая основа развития франчайзинга. 15

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФРАНЧАЙЗИНГА.. 21

2.1 Франчайзинг сети ресторанов общественного питания «Столовая №1»: анализ практики. 21

2.2 Рекомендации по реализации франшизы «Столовая №1». 29

Заключение. 31

Список использованной литературы.. 33

 

 

 


     Введение

В настоящий момент стать предпринимателем – легко, но вот удержаться на плаву – весьма тяжело. Люди задаются вопросом: почему у некоторых из предпринимателей бизнес развивается очень быстро, а других не может сдвинуться с мертвой точки? Каждый хотел бы быть в числе первых и научиться вести дела так, чтобы предприятие приносило стабильный, хороший доход. Идеальной формой предпринимательской деятельности может стать франчайзинг, поскольку любая франчайзинговая система строится исключительно на успешном бизнесе.

В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов Российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.

Сегодня можно встретить аптеки, кафе, магазины известных брендов, не только в Санкт-Петербурге, Москве и других больших городах, но так же и в совсем малых городах России.Это говорит о том, что с каждым годом франчайзинг в РФ развивается все больше и больше.

Он выступает как особый вид коммерческой деятельности, когда индивидуальный предприниматель или небольшое коммерческое предприятие договаривается с крупной фирмой о том, что этот предприниматель или предприятие будет вести свои коммерческие операции под именем такой фирмы или под торговой маркой либо оказывать свои услуги под ее фирменным знак

 

Многие предприимчивые люди хотели бы стать владельцами собственного бизнеса и успешно его развивать, но большинству это просто не по силам. Поэтому очень результативным становится франчайзинг, он позволяет с минимальным риском успешно заниматься предпринимательской деятельностью.

Целью курсовой работы является изучение развития франчайзинга в сфере услуг, его форм,видов,юридической основы и рекомендации по реализации самой франшизы в городе Сочи.

Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:

-Рассмотреть теоретические основы франчайзинга

-Проанализировать деятельность компании «Столовая№1» в Санкт-Петербурге

-Разработать рекомендации по реализации франшизы






ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В СФЕРЕ УСЛУГ

История возникновения франчайзинга,его формы и виды

Франчайзинг – это система взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, в рамках которой одна сторона (правообладатель) передает второй (партнеру) возможность за плату пользоваться его брендом, товарной маркой или отлаженной бизнес моделью. В результате выигрывают обе компании: франчайзер получает паушальный взнос и ежемесячные платежи-роялти, а франчайзи начинает бизнес, пользуясь чужим опытом в новой для себя сфере.

Корни франчайзинга уходят в Средневековье. Франчайзинг с тех пор прошел долгий путь развития. Это становление происходило не просто в разных странах, но и в различных исторических, экономических, социальных, психологических и правовых условиях. Именно поэтому понятие франчайзинга, его основных элементов в разных странах понималось и понимается несколько иначе, что является, безусловно, своеобразным барьером в сотрудничестве между франчайзером и франчайзи из разных стран. В средневековой Англии король предоставлял знати различные права, например, собирать налоги на определенной территории в обмен на необходимые властям услуги. Гражданам давались разрешения (франшиза) продавать товары на рынках, участвовать в ярмарках. И в наши дни в Великобритании еще продолжают действовать древние франшизы, предоставляющих их владельцам права на содержание рынков, проведение ярмарок, содержание паромов и мостов. Таким образом с древних времен власть делегировала часть своих полномочий в обмен на капитал или требуемые услуги, тем самым веками закладывая фундамент современного франчайзинга.


 

По оценкам экономистов, прототип современного франчайзинга – система, выстроенная Исааком Зингером, основателем одноименного бренда швейных машинок. В 1850-х гг. он столкнулся с проблемой: продукция производилась в больших объемах, на нее устанавливались конкурентные цены, но у компании не было сервисных центров для обслуживания техники во многих регионах США. Чтобы исправить эту проблему, Зингер,начиная с 1851 года подписывал контракты с фирмами-партнерами, по которым тем передавалось исключительное право реализовывать изделия, произведенные франчайзером, во всех штатах США и организовывать их сервисное обслуживание. Эта мера позволила сделать швейные машинки бренда самыми распространенными в мире.

Первые модели тиражирования успешных бизнес-схем, организованные в привычном для современных предпринимателей варианте, появились в 1920-х гг. и получили название «товарный франчайзинг». Их создатели – оптовые поставщики продукции Drugstores, Spar, Ben Franklin. Они заключали договоры с небольшими розничными магазинами, по которым те имели право на закупки по льготным ценам, использование торговой марки, но не теряли свою независимость.

После Великой Депрессии история франчайзинга получила новое развитие – этим бизнес-инструментом заинтересовались нефтеперерабатывающие фирмы. Крупные игроки рынка заключали с малыми предпринимателями договоры, согласно которым те открывали сетевые бензоколонки на условиях аренды. Краеугольным камнем стало основание компании МакДоналдс Рэем Кроком. Она начала продавать франчайзи (мелким предпринимателям) не просто бренд, а продуманный механизм ведения бизнеса. В соглашениях с партнерами прописывались мельчайшие детали, вплоть до требований к цвету столов в заведении.


 

Наиболее интенсивное развитие франчайзинга в Европе и США наблюдалось в 1960-1970-хх годах. Одновременно с этим на рынке стали появляться мошенники – фирмы, продающие франшизы-пустышки. Рост количества обманутых франчайзи привел к ужесточению нормативного регулирования в отрасли, возникновению Международной Ассоциации франчайзинга и региональных регулирующих организаций.

Сегодня франчайзинговые компании представлены в 70 секторах экономики. Лидерами по развитию этого бизнес-инструмента признаются США, Япония, Англия, ФРГ, Франция и Канада. В 2019 году франшиза остается одним из наиболее популярных способов для начала собственного бизнеса.

Форма франчайзинга определяет условия франшизы, закрепляя обязанности между франчайзером и франчайзи. Согласно международной классификации выделяют 5 форм франчайзинга:

1)Прямой франчайзинг. Подразумевает заключение договора франчайзинга с одной компанией, без права передачи франшизы. Франчайзи ограничен определенной территорией.

2) Последовательный франчайзинг. Данная форма франчайзинга позволяет заключать несколько договоров франчайзинга и, следовательно, выдавать несколько франшиз. Однако франчайзер выдает франшизы по мере того, как франчайзи фактически доказывает, что функционирование предприятия осуществляется согласно установленным договором условиям.

3) Распределение (развитие) территории. Суть формы франчайзинга заключается в закреплении за разработчиком определенной территории, в пределах которой он может заключать договора от имени главной компании.


 

4) Субфранчайзинг отличается тем, что франчайзер вместе с заключением договора предоставляет франчайзи часть своих прав, например, право продажи франшизы третьим лицам. Охват территории при этом, значительно больше, чем при прямом или последовательном франчайзинге. Передача прав также свидетельствует о переходе ответственности за развитие территории франчайзи. Доход от оплаты франшизы и роялти субфранчайзи распределяется между франчайзером и франчази.

5) Мастер-франчайзинг имеет сходство с субфранчайзингом, поскольку при данной форме франчайзер также передает франчайзи свои права и обязанности. Однако мастер-франчайзинг подразумевает полное делегирование главной компании своих полномочий. При этом франчайзи получает полное право создавать предприятия и продавать франшизу третьим лицам. Для субфранчайзи дочерняя компания будет исполнять все функции самого франчайзера.

Среди выделенных форм франчайзинга наиболее медленному освоению рынка соответствует прямой франчайзинг, наиболее агрессивными методами завоевания рынка, остаются субфранчайзинг и мастер-франчайзинг.

Согласно виду деятельности предприятия, принято выделять следующие виды франчайзинга: товарный, производственный, франчайзинг услуг или сервисный, деловой.

1) Под товарным франчайзингом понимают передачу прав на продажу и последующие обслуживание товаров, которые производит франчайзер. Как правило, товар носит определенную маркировку, позволяющую определить выпускающую компанию.

2) При производственном франчайзинге, происходит передача технологии производства определенного вида продукции. Сырье также предоставляет франчайзер.

3) Сервисный франчайзинг характеризуется высоким уровнем обслуживания, когда предоставляемый бренд создал имидж сочетания высокого качества и быстроты выполнения услуг.

4) Наибольший интерес представляет франчайзинг бизнес-формата (деловой), поскольку франчайзер передает право как на использование бренда, так и технологию, по которой ведется бизнес. При этом франчайзи становится частью корпорации, и ведение бизнеса ведется по единой методологии.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: