Роль франчайзинга в развитии сферы услуг

Развитие сферы услуг в условиях жесткой конкуренции требует использования современных инструментов, таких как франчайзинг. На данный момент франчайзинг является прогрессивной и эффективной формой ведения бизнеса, так как дает возможность быстро внедрять новые идеи в бизнес-процессы. Поэтому ее изучение как инструмента развития сферы услуг является актуальным. Принято считать, что франчайзинговые компании - это в основном малый бизнес, однако технология франчайзинга все чаще используется относительно крупными компаниями, которые в условиях недостатка инвестиций, вызванного оттоком иностранного капитала из России, используют франчайзинг как форму развития бизнеса. Так же франчайзинг обладает и другим преимуществом -он позволяет решить проблему снижения эффективности управления путем роста числа филиалов и подразделений. Выступая в качестве франчайзера, средние компании получают дополнительные филиалы без необходимости самоорганизации полного цикла их эксплуатации и обслуживания. В более глубоком понимании франчайзинг - это договорная форма бизнеса, при которой франчайзер - продавец франшизы, предоставляет независимому франчайзи - покупателю лицензию на использование торговой марки, систему управления бизнесом, продажу товаров и услуг от ее имени, распространение продукции или услуг на определенной, ранее согласованной территории, при условии сохранения оригинальных технологий производства и внутренних операций.

Большинство крупных российских компании сталкиваются с множеством проблем при развитии сетевого бизнеса:

- нехватка собственных средств для эффективного развития;

- длительный и трудоемкий процесс получения кредита;

- сложность выхода на мировой рынок капитала.

В связи с этим, многие сетевые компании стали привлекать инвестиции юридических и физических лиц с помощью франчайзинга, как одного из способов привлечения финансирования.

В сфере услуг франчайзинг является успешной международной стратегией. Для повышения конкурентоспособности, предприятия сферы услуг используют конверсионный франчайзинг, когда предприятие присоединяется к франшизной сети соответствующего профиля, тем самым конкурирующие предприятия становятся партнерами

Наиболее распространён сервисный франчайзинг, который используют организации общественного питания. Открываемое заведение идет под конкретной маркой соответствующей стандартам фирменного стиля, технологии обеспечивают соблюдение заданной технологии производства. Также такая стратегия предпочтительна для предприятий, оказывающих послепродажное сервисное обслуживание товара (магазины техники, имеющие диагностические центры). Франчайзинг позволяет делегировать процесс оказания сервисных услуг франшизодержателю.

Механизм развития франчайзинговой сети выглядит следующим образом. На основе определения регионов развития и стратегии управления персоналом разрабатывается территориальная стратегия, определяется соотношение собственных предприятий и держателей франшиз. Далее определяются критерии поиска покупателя франшизы, а также условия франшизы: срок действия договора, размер оказываемых франчайзи услуг и соотношение вступительного взноса и вознаграждения за использование франшизы.

Перед началом реализации стратегии осуществляются 2 этапа:

1) Допроектный этап состоит в оценке готовности предприятия к внедрению стратегии франчайзинга. Ее осуществление должно основываться на изучении особенности отрасли. Для того, чтобы данная стратегия была эффективной, сервисное предприятие должно обладать следующими свойствами: положительная репутация, узнаваемость марки, стабильная доходность бизнеса, качественные бизнес-процессы и стандарты, высокий профессионализм сотрудников.

2) Разработка системы предполагает формирование бизнес- франчайзинга. Система характеризуется тремя видами взаимодействия франчайзера и франчайзи: субфранчайзинг и корпоративный франчайзинг. При субфранчайзинге главный франчайзи имеет право переуступить франшизу другим лицам. Корпоративный франчайзинг предполагает, что главный франчайзи руководит деятельностью не какой-то одной фирмой, а целой сетью фирм с использованием наемных менеджеров. В отличие от субфранчайзера, функция основного франчайзи ограничивается открытием новых предприятий, в то время как субфранчайзер осуществляет обучение, поддержку и контроль франчайзи.

Выделим основные стратегии развития компании на основе реализации франчайзинга и цели, преследуемые компанией при реализации различных стратегий (табл. 1).

Наименование стратегии Цели реализации стратегии Область преминения
Заманивание Максимально возможное увеличивание количес-тва торговых точек за минимальное время Предприятиями общественного питания на начальном этапе соз-дания сети
Тиражирование успеха Создание обширной сбытовой сети. Важно достичь экономии от масштабов, путем увеличения числа франчайзи достигается окупаемость затрат на разработку системы и управленческие расхо-ды Предприятия, представляющие массовые стандартизируемые услуги
Плата за бренд Дальнейшее развитие бренда Предприятиями, зарекомендовавшими себя среди клиентов
Снятие сливок Увеличение сети с жестким контролем над соблюдением стандартов Предприятия сферы коммерческой медицины, а так же специализированных автоцентров обслуживающих владельцев автомобилей класса люкс

Таблица 1. Цели реализаций стратегий франчайзинга

На последних этапах производственного цикла продукта сервисные услуги выступают предпочтительной статьей дохода, поэтому использование франчайзинга является стратегически оправданным решением. С его помощью предприятия, осуществляющие деятельность в сфере услуг, реализуют несколько преимуществ:

- расширение спектра предоставляемых услуг;

- разработка и реализация маркетинговых акций по продвижению услуг;

- коммерциализация интеллектуальной собственности, касающейся технологии;

- увеличение стоимости сервисной компании;

- оптимизация ключевых процессов, идущих в процессе оказания услуг;

- обретение конкурентных преимуществ в издержках, сервисе и нормах обслуживания;

- расширение рынка услуг без дополнительных инвестиций.

 

Развитие франчайзинга в России способствует инновационному развитию компаний, внедрению новых технологий, расширению сферы услуг, появлению новых видов услуг и товаров, увеличению рабочих мест, повышению конкурентоспособности и качества услуг. Требования, предъявляемые франчайзером, способствуют развитию возможностей для предпринимателей, изменению профессиональных навыков и совершенствованию производства, что приводит к внедрению инноваций.

Франчайзинговые сети выступают в качестве каналов трансфера инноваций, в которых компания-франчайзер выступает разработчиком инноваций, а компания-франчайзи является их потребителем.

Таким образом, франчайзинг является ускорителем развития предприятий сферы услуг. Франчайзинг доказал свою эффективность во многих странах мира, поэтому данная форма ведения бизнеса может стать одним из эффективных инструментов инновационного развития предприятий малого и крупного бизнеса в России.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: