Солнце – типичная звезда

МКОУ «Новобатуринская СОШ»

                                              Еткульский район

 

УТВЕРЖДЕНО

 

                                                решением педагогического совета
                                                от ____________2020 года  протокол №

                                                Председатель ШМО _______ / Пышкина Л.А.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

Внеурочных занятий по «Астрономии»

 

Уровень образования (класс): основное общее, 10 класс     

 

Количество часов: 35              

 

Учитель:  Долапчи Сергей Михайлович

 

Программа разработана учителем физики, астрономии и информатики МКОУ «Новобатуринская СОШ» Еткульского района, Долапчи С.М. на основе учебно-методической литературы в соответствии с ФГОС основного общего образования.

 

 

Новобатурино, 2019 г.

Пояснительная записка

Астрономия занимает особое место в системе естественнонаучных знаний, поскольку затрагивает глубинные вопросы существования человека в окружающем мире. Наметившаяся тенденция исключения астрономии как отдельного предмета, её интеграция в курс физики, повышенный интерес лицеистов к изучению астрономии предполагает изучение предмета в рамках дополнительного образования.

Особенностью программы является её практическая направленность. Основной упор делается на накоплении достаточного количества разнообразных наблюдений, на основе которых устанавливается их взаимосвязь, строится научная картина мира. Работа объединения не только знакомит учащихся со звёздным небом, но и помогает им лучше понять происходящие явления, что даёт возможность, при желании, производить систематические научные наблюдения.

Программа внеурочных занятий по «Астрономии» направлена на получение знаний учащимися по предмету астрономии, предназначена для учащихся 10-х классов, рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Курс разработан на основе существующих программ учебного предмета «Астрономия».

Цель программы:

- формирование у учащихся первичных представлений о строении Вселенной, о тех небесных телах, которые её заполняют, о движении звёзд, планет и их спутников, о физических условиях на поверхностях и в атмосферах планет, о наземных и внеатмосферных, космических методах наблюдений небесных тел.

Познавательные задачи:

- прививать навыки исследовательской работы, ведения астрономических наблюдений;

- накопление достаточного количества разнообразных наблюдений, на основании которых устанавливается их взаимосвязь, строится научная картина мира;

- научить пользоваться астрономическими приборами для ведения наблюдений;

- научить решать сложные астрономические задачи.

Развивающие задачи:

- развивать положительную мотивацию к занятиям астрономией;

- развивать логическое мышление учащихся, формировать умение самостоятельной работы;

- научить, не только наблюдать, но и делать правильные выводы.

Воспитательные задачи:

- прививать любовь и интерес к изучению астрономии через внеурочные занятия по астрономии;

- воспитывать умение работать группой и самостоятельно.

Направленность - естественно-научное.


Формы работы, используемые при реализации программы:

В процессе реализации программы используются следующие формы работы с учащимися:

- теоретические занятия;

- практические занятия: ведение астрономических наблюдений;

- написание докладов и рефератов.

Ожидаемые результаты:

- участие в районной олимпиаде по астрономии;

- участие в Интернет – олимпиаде «Олимпис»;

- участие в творческих конкурсах;

- открытые мероприятия, приуроченные к юбилейным датам.

Способы определения результативности:

- анкетирование учащихся;

- дипломы участников, призёров, победителей конкурсов, научно-практических конференций, олимпиад разного уровня.

Материально-техническое обеспечение программы:

- мультимедийный курс «Открытая астрономия» (автор Н.Г. Гомулина под ред. В. Г. Сурдина);

- астрономические приборы: подзорная труба, телескоп, цифровой фотоаппарат, угломер;

- подвижные карты звёздного неба, атлас, астрономические календари, журнал «Небосвод»;

- модель небесной сферы, глобусы звёздного неба, планет Солнечной системы, таблицы.

Основания для разработки программы и период её реализации:

Программа для общеобразовательных учреждений, автор Е.П. Левитан: Физика. Астрономия. 10-11 кл. / Сост. Ю.И. Дик, В.А. Коровин. – М.: Дрофа, 2019.

Период реализации программы: 2019-2022 учебный год.

        


Место учебного курса внеурочных занятий  «Астрономия»

 в учебном плане.

В учебном плане на изучение курса внеурочных занятий «Астрономия»  в 10 классе в рамках ФГОС ООО отводится 1 час  в неделю, всего 35 часов. Курс внеурочных занятий  «Астрономия» изучается за счёт часов внеурочной деятельности.

 



Содержание курса.

Введение

Ознакомление с программой и формами проведения занятий. Роль астрономических наблюдений.

Практические занятия:

- организация проведения астрономических наблюдений небесных тел.

Звёздное небо

Небесная сфера, основные точки небесной сферы. Небесная сфера, основные точки небесной сферы. Околополярные созвездия и их наиболее яркие звёзды. Вращение небесной сферы. Изменение вида звёздного неба в течение года. Определение географической широты по астрономическим наблюдениям. Навигационные звёзды. Астрономические приборы и их роль для наблюдений.

Практические занятия:

- угловые измерения на небе;

- распознавание ярких звёзд и созвездий (без карты и с помощью карты);

- наблюдение околополярных созвездий;

- наблюдение вида зимнего звёздного неба;

- наблюдение суточного вращения небесной сферы;

- ориентировка с помощью ярких звёзд;

- определение высоты полюса мира с помощью самодельных приборов;

- нахождение на небе навигационных звёзд;

- возможности астрономических приборов, наблюдение объектов небесной сферы визуально и с помощью астрономических приборов.

    3. Движение Луны

         Обращение Луны вокруг Земли. Движение Луны по небесной сфере. Смена лунных фаз. Ориентировка по Луне. Солнечные и лунные затмения.

    Практические занятия:

- определение положения Меркурия и Венеры в утренние часы;

- наблюдение и зарисовка фаз Луны;

- наблюдение изменения положения Луны среди звёзд;

- изменение углового диаметра Луны;

- знакомство с устройством телескопа, правила пользования;

- наблюдение лунной поверхности в телескоп.

    4. Солнце и его движение

         Видимое суточное движение Солнца по небу (на географическом полюсе, на экваторе и в средних широтах). Ориентировка по Солнцу. Солнечные часы. Солнечные и лунные затмения.

    Практические занятия:

- определение времени астрономического полдня места наблюдения;

- наблюдение изменения положения Луны среди звёзд;

- наблюдение зодиакальных созвездий;

- зарисовка солнечных пятен;

- определение высоты Солнца над горизонтом;

- наблюдение за изменением высоты Солнца в течение года.

    5. Календарь    

      Календарные системы различных народов. Солнечные, лунные и солнечно-лунные календари. История календаря в России и СССР. Всемирный календарь.

        

Планета Земля

         Форма и размеры Земли. Внутреннее строение и атмосфера нашей планеты. История гелиоцентризма. Закон всемирного тяготения. Строение и состав солнечной системы. Исследование Земли и околоземного пространства с помощью ИСЗ и орбитальных комплексов. Значение космических исследований в народном хозяйстве.

    Практические занятия:

- измерение магнитного поля Земли.

       7. Планеты Солнечной системы

         Планеты земной группы. Их сходство с Землёй и отличительные особенности. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Изучение планет с помощью космических аппаратов.

    Практические занятия:

- измерение магнитного поля Земли.

       8. Малые тела Солнечной системы

Кометы, их движение и физическая природа. Метеоры и их связь с кометами. Метеорные потоки. Астероиды и метеориты.

Практические занятия:

- определение условий видимости планет с помощью астрономического календаря;

- наблюдение за движением планет на фоне звёзд и нанесение их положения на звёздную карту;

- наблюдение в телескоп фаз Венеры;

- наблюдение в телескоп поверхности Марса;

- наблюдение в телескоп поверхности Юпитера и его спутников;

- наблюдение в телескоп колец Сатурна.    

Солнце – типичная звезда

Физическая природа и строение Солнца. Современные космогонические гипотезы. Место Солнечной системы в Галактике и Вселенной.

Практические занятия:

- наблюдение солнечных пятен. Подсчёт солнечных пятен и определение числа Вульфа.

Солнечная система

Планетные системы у других звёзд.

Практические занятия:

- наблюдение в телескоп тёмных и светлых туманностей Млечного пути;

- наблюдение в телескоп галактик;

- телескопические наблюдения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: