Напишите вывод по работе о роли стилистических, фонетических, орфоэпических, орфографических норм

Практическая работа № 2

Лексикология, фразеология, лексикография

Цель: повторение сведений о синонимах, антонимах, омонимах, паронимах, речевых ошибках в употреблении слов, развитие навыков работы со справочным материалом, составления связных высказываний.

Вариант

Исправьте речевые ошибки в предложениях. Объясните, в чём они заключаются.

А)Он учился в музыкальной консерватории.

Б)Они окончательно закончили работу.

В)Они накупили целую кучу памятных сувениров.

Г)Из глаз Сони беззвучно текли слёзы.

Д)Будьте осторожны при знакомстве с незнакомыми людьми.

Спишите выражения, подчеркните одной чертой выражение с прямым значением. Объясните значение фразеологизмов.

Он ел манную кашу. У него каша в голове. Ты ещё мало каши ел.

Определите значение фразеологических выражений и их происхождение. При необходимости воспользуйтесь фразеологическим словарём.

Авгиевы конюшни, Ахиллесова пята, Вавилонское столпотворение, Валаамова ослица, Варфоломеевская ночь.

4)Запишите синонимы для прилагательного свежий. Обратите внимание на то, что одно и то же прилагательное имеет разные синонимы в зависимости от того, с каким существительным оно сочетается.

Свежий воздух, свежий ветер, свежий хлеб, свежие новости, свежее решение, свежая газета.

Напишите подходящие по смыслу антонимы. Обратите внимание на то, что антонимы к прилагательным можно подобрать только в том случае, если они употреблены в сочетании с существительными.

Враг, мрак, радость, мокрое полотенце, грустная история, свежий хлеб, встретиться, забыть. Определите их вид по структуре (однокоренные или разнокоренные).

Подчеркните омонимы, определите их вид (лексические, омофоны, омоформы, омографы).

А)С ели упала шишка. Мы съели весь торт.

Б)Спортсмен натянул лук и выпустил стрелу. На огороде растёт зелёный лук.

В)Несёт меня лиса в дремучие леса.

Г)Снежное покрывало покрывало всё поле.

Д)Пироги было печь не из чего: закончилась мука. Безответная любовь – это радость и мука.

7)Объясните значение паронимов: абонент – абонемент, эффектный – эффективный, монограмма – монография.

Прочитайте текст, определите проблему, которую поднимает автор, и авторскую позицию. Согласны ли вы с автором, почему? Напишите сочинение-рассуждение по данному тексту.

Болезни речи

Подростки любят напускать на себя некоторую развязность и грубость, так как им совестно обнаружить перед товарищами лирически нежные чувства. Кроме того, юным умам наша взрослая речь часто кажется пресной и скучной. Они стремятся создать для себя свой собственный, молодёжный жаргон.

Всё это доступно моему пониманию. Одно для меня остаётся неясным: почему молодёжный жаргон чуть не сплошь состоит из пошловатых и разухабистых слов? Почему в нём нет ни силы, ни доброты, ни изящества – никаких качеств, свойственных юным сердцам? Почему сами подростки не чувствуют, что они гораздо лучше, умнее, мягкосердечнее своего языка, и что он унижает, компрометирует их?

К счастью, подобные жаргоны недолговечны. Для многих подростков этот жаргон вроде кори. Детская болезнь, не оставляющая в организме опасных следов. И хочется верить, что недалеко то время, когда молодёжи опостылеет эта дикарская речь, признак бескультурия и нравственной тупости, и они из уважения к себе сами изгонят её из своего обихода.

(По К. Чуковскому)

Напишите вывод по работе, какую роль играют синонимы, антонимы, омонимы в нашей речи.

Практическая работа № 2

Лексикология, фразеология, лексикография

Цель: повторить сведения о синонимах, антонимах, омонимах, паронимах, речевых ошибках в употреблении слов, развитие навыков работы со справочным материалом, составления связных высказываний.

Вариант

Исправить речевые ошибки в предложениях. Объяснить, в чём они заключаются.

А) Этот скрипач – настоящий юный вундеркинд.

Б)Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго.

В) В спектакле впервые дебютирует юная балерина.

Г)Наконец поднялся тамада и поднял тост за здоровье юбиляра.

Д) Вместе с Городецким сотрудничал Блок.

Спишите предложения, подчеркните одной чертой выражение с прямым значением. Объясните значение фразеологизмов.

Сапоги каши просят. Давно мы не ели каши. Такая каша заварилась!

Объясните значение фразеологических выражений и их происхождение. При необходимости воспользуйтесь фразеологическим словарём.

Перейти Рубикон, Пиррова победа, Прокрустово ложе, тридцать сребреников, яблоко раздора.

4) Запишите синонимы для прилагательного чистый. Обратите внимание на то, что одно и то же прилагательное может иметь разные синонимы в зависимости от того, с каким существительным оно сочетается.

Чистый воздух, чистые намерения, чистый спирт, чистое бельё, чистое небо, чистое стекло.

Напишите подходящие по смыслу антонимы. Обратите внимание на то, что синонимы к прилагательным можно подобрать только в том случае, если они употребляются в сочетании с существительными.

Богач, конец, гигантский город, отважная женщина, влажный климат, позволить, здороваться, грусть. Определите их вид по структуре (однокоренные или разнокоренные).

Подберите омонимы, определите их вид (лексические, омофоны, омоформы, омографы).

А) Около машины образовался снежный занос. Задумываясь, он берёт себя за нос.

Б) Он же ребёнок! Он жеребёнок!

В)Сорок сорок прилетели из леса.

Г)Новая лавка поблёскивала свежей краской, сидеть на ней было удобно. В центре села расположена мясная лавка.

Д) Русская печь – символ дома, уюта, благополучия. На праздник принято печь различные пироги.

7) Объясните значение паронимов: гуманитарный – гуманный, нетерпимый – нестерпимый, гостиная – гостиница.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: