Особенности клезмерской музыки

Гуска Софии

 

Клезмер. Еврейские танцы.

Традиционный еврейский танец является важнейшей частью культурного наследия евреев, начиная с библейских времен, чем меня и привлекла эта тема.

В прошлом он использовался в качестве неотъемлемой части религиозных церемоний и обрядов. Традиционные танцы продолжают процветать в некоторых общинах и по сей день.

Интернет - источники:

1.  https://toldot.ru › Klezmer - Клезмер | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру,

2.  https://4dancing.ru › blogs - Традиционные еврейские танцы,

3.  https://mus.academy › articles › klez... - Клезмер: музыка, история, память — новый подход к традиции,

4.  https://ru.m.wikipedia.org › wiki - Клезмер — Википедия,

5.  https://ru.m.wikipedia.org › wiki - Еврейская культура — Википедия,

  1.  https://www.migdal.org.ua › times - Еврейский танц-класс, или фрейлехс, мицва и не только | Мигдаль,

 

 

История традиционного еврейского танца

В начале истории иудаизма, танец использовался для выражения различных эмоций. Евреи испокон веков танцевали, чтобы выразить свою радость, скорбь и любые другие эмоции, применимые к конкретному времени и событию. Некоторые из этих танцев дожили и до сегодняшних дней, например, на свадьбах часто исполняется традиционный танец в сопровождении известной клезмерской музыки.

Еврейские танцы формировались и развивались на протяжении многих веков, сочетая традиции как самих евреев, так и традиции язычников, с которыми они жили рядом. Тем не менее, свой собственный стиль и некоторые традиции — к примеру, правило, что нельзя танцевать вместе с противоположным полом на официальных мероприятиях.

Есть много различных типов традиционного еврейского танца, но в основном выделяют три самых известных жанра:

Израильский танец

Израильский танец часто считают одной из форм народного танца, который сопровождается музыкой из Израиля. Он изначально образовался во время богослужений при создании новой культуры в древнем мире, в результате сочетания разнообразных форм танца наряду с традиционными шагами. Израильский народный танец включает в себя даже балетные движения.

•Хава Нагила

Любимый израильский танец, Хава Нагила изначально был народной песней на иврите, которая означает "давайте радоваться". В отличие от многих еврейских танцев, лейтмотивом которых является вера и свобода, Хава Нагила очень популярна и в еврейских общинах, которые не настолько привержены народным традициям, как ортодоксы. Это социальный, праздничный танец, который известен по всему миру.

•Хора

Хора - это круговой танец с необычном ритмом 3/8, который изначально был придуман в Румынии. Хора часто рассматривается как самый популярный круговой танец среди евреев во всем мире. Хору очень часто можно увидеть на еврейских свадьбах, бар-мицве, а также других религиозных обрядах.

Клезмер (клейзмер) — так называли еврейских народных музыкантов, которые играли чаще всего в странствующих ансамблях («капеллах») из трех-пяти исполнителей на свадьбах, бар-мицвах, праздничных гуляньях, ярмарках. Клезмерская музыка получила распространение в местах проживания евреев в «черте оседлости». Практически исчезнув в Европе после Катастрофы, клезмерская музыка возродилась в США и Израиле. Музыкальную основу клезмерских песен чаще всего составляют скрипки, кларнеты, флейты, а также аккардеон, цимбалы и труба

Появление и развитие клезмерской музыки.

Клезмерами впервые стали называть в XIV—XV вв. музыкантов в еврейских общинах Германии и соседних стран.

В XVII веке пражские клезмеры образовали свою гильдию и сопровождали народные торжества в дни Симхат-Тора и Пурим, а также шествия несущих новый свиток Торы в синагогу.

По мере сближения быта евреев с бытом окружающих их народов в Западной и Центральной Европе центр творчества клезмеров переместился к Востоку. Искусство клезмеров наиболее ярко проявилось на Украине, в Польше, Литве, Галиции, Бессарабии в конце XVIII — первой половине XX вв.

Творчество клезмеров испытало влияние фольклора и профессионального искусства народов, живших по соседству с евреями: немцев, украинцев, поляков и особенно — румын и жителей Бессарабии, чьи народные мелодические обороты очень характерны для искусства клезмеров.

Со временем в клезмерской музыке появились жанры, соответствующие разным торжественным событиям. Основным направлением их деятельности было и остаётся по сей день музыкальное оформление хупы — обряда еврейской свадьбы. Ни одна сколько-нибудь значимая свадьба не обходилась без клезмерской музыки.

При встрече гостей клезмеры играли «Гас-нигн» («Уличный напев»), перед хупой — «Базецн ди кале» («Посажение невесты»); после хупы — «Мазл-тов» («Счастья вам»), во время свадебной трапезы — «Тиш-нигн» («Застольный напев»). Наступали танцы, и вот уже клезмеры играли «Мехутоним-танц» («Танец сватов»), «Бройгез-танц» («Танец обиды») или «Шолем-танц» («Танец примирения»), отражавшие возможные взаимоотношения породнившихся семей. Потом уже и «Шер» («Ножницы»), «Бейгеле» («Бублик»), «Фрейлехс» («Веселое»), «Хосид» («Хасид»), а также чардаши, польки, мазурки, коломейки — в зависимости от местности. Когда приходило время проводов гостей, звучали «Зайт гезунт» («Будьте здоровы») и «Добранич» (по-украински — «доброй ночи»).

Инструменты

Ведущий инструмент, обычно — скрипку, дополняли цимбалы, контрабас, кларнет, труба, флейта, барабан с тарелками. Выбор инструментов для клезмерского ансамбля был связан с его мобильностью. Музыка была необходима для различных частей свадебной церемонии, которые проходили в разных комнатах или дворах, и ансамбль должен был быстро перемещаться.

Кроме того, клезмеры были бродячими музыкантами, которые странствовали из города в город. Поэтому те инструменты, что держались в руках (кларнет, скрипка, флейта) или поддерживались ремнями, переброшенными через шею или плечи музыканта (аккордеон, барабан) были предпочтительнее тех, что ставились на пол, как виолончель, не говоря о любых клавишных инструментах, для перемещения которых потребовалось бы несколько человек.

Особенности клезмерской музыки

Клезмерам присуща экспрессивная манера игры, неожиданные ускорения или замедления темпа, внезапные импровизированные вставки в мелодию («дрейдлах»), что повышает эмоциональное воздействие их музыки.

Клезмерская музыка часто похожа на человеческий голос, который то поет, то смеется, то плачет, и это неслучайно: клезмерский стиль подразумевает имитацию канторского и паралитургического (то есть близкого по стилю к молитвенному, но молитвой не являющегося) пения.

Обычно ведущая партия предоставляется скрипке, а другие инструменты создают гармонию, ритм и контрапункт.

Музыканты

Несмотря на то, что большинство клезмеров не знали нотной грамоты и не записывали произведения (которые, как правило, сами сочиняли или импровизировали), их музыка с годами фольклоризировалась, а имена клезмеров вошли в историю еврейской музыки как имена творцов народного искусства.

Скрипач Йосл Друкер из Бердичева, прозванный Стемпеню (1822—1870 гг.), был прославленным представителем большой семьи клезмеров: его отец Шолем Берл был кларнетистом, дед Шмуэль — трубачом, прадед Файвиш — цимбалистом, прапрадед Эфраим — флейтистом. Его шурин Вольф Чернявский (1841—1930 гг.), скрипач, стал последователем и наследником Стемпеню.

Аарон Моше Холоденко из Бердичева, прозванный Педоцур (1828—1902 гг.), был известен как скрипач-виртуоз; он был одним из немногих клезмеров, знавших нотную грамоту, благодаря чему установлено авторство части его сочинений, в том числе популярной поныне «Люли» («Колыбельная»).

Среди других известных клезмеров были Исраэль Моше Рабинович из Фастова (1807 г. или 1810 г.—1900 г.), Авраам Ицхак Березовский из Смелы (1844—1888), Йехиэль Гозман (или Гойзман), прозванный Алтер из Чуднова (1846—1912).

В Иерусалиме на свадьбах и в дни Симхат-Тора в 1850—1860-х гг. играли Хаим Файфер (то есть флейтист), Черновицер (видимо, выходец из города Черновцы), Моше Пойкер (барабанщик), Хаим Шиши-Кларнетист и его два сына барабанщика. По предписанию некоторых раввинов, в пределах стен Старого города в Иерусалиме не разрешалось играть, а лишь «барабанить».

Из семей клезмеров вышли всемирно известные музыканты: композитор и педагог Михаил Гнесин (заведовавший кафедрой композиции в учрежденном его сестрами знаменитом музыкальном училище им. Гнесиных) был внуком клезмера.

В клезмерской «капелле» играл отец и первый учитель одного из величайших скрипачей XX-го века Яши Хейфеца. Основатель одесской школы скрипичного искусства Петр Столярский был сыном клезмера и в начале своей музыкальной карьеры играл в «капелле». Иоахим Стучевский, израильский композитор, виолончелист и музыкальный писатель, был сыном руководителя клезмерской «капеллы» в Ромнах Полтавской губернии.

Веками складывалось так, что молодые клезмеры учились у своих старших родственников. Но было несколько страшных периодов в истории, когда передача традиции трагически прерывалась. Катастрофа европейского еврейства уничтожила практически все клезмерские династии.

Среди многих клезмеров, погибших в годы Второй мировой войны в гитлеровских лагерях смерти, наиболее известными были Саша и Меир Ступель из Вильно, братья Таубе из Лодзи, братья Кош и Оскар Шац из Львова, Миша Шабтай из Слонима.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: