Клезмерские традиции в классической музыке

Интонация и элементы клезмерской музыки претворены в оркестровой сюите «Еврейский оркестр на балу у городничего» (1929) Михаила Гнесина, фортепианном трио «Клезмерская свадебная музыка» (1955) Иоахима Стучевского. Мотивы музыки клезмеров использовал Сергей Прокофьев в «Увертюре на еврейские темы» (1919), Дмитрий Шостакович в фортепьянном трио «Памяти Соллертинского». В произведениях Леонарда Бернштайна, Аарона Копланда, Джорджа Гершвина звучат клейзмерские интонации как последние нити, связывающие их с еврейством.

 

После Катастрофы

После уничтожения европейского еврейства и еврейских местечек, чья жизнь неразрывно была связана с клезмерами, клезмерская музыка стала постепенно возрождаться в США. В середине 80-х в Америке начался так называемый «еврейский Ренессанс». Один за другим в США начали появляться высококлассные коллективы («клезмер-бэнды»). Потомки тех самых клезмеров, что эмигрировали в начале XX-го века в Америку, не дали ашкеназской культуре кануть в небытие. Они возложили на себя большую ответственность, взявшись возрождать из пепла окончательно утраченную, казалось, культуру европейских евреев.

В Америке начали появляться так называемые «клезкемпы» — своеобразные лагеря, куда могли приехать и приобщиться к еврейской музыке все желающие исполнять клезмерскую музыку. Набрав силу в Америке, возрождение идишкайта перекинулось в Европу.

Вскоре во многих европейских странах появились клезмерские капеллы, а в конце восьмидесятых, после более чем полувекового перерыва, — даже и на территории СССР. Сначала в Казани образовался клезмерский коллектив «Симха», а в Самаре — «Алия». К середине девяностых в странах бывшего Советского Союза насчитывалось свыше полутора десятков профессиональных клезмер-бэндов.

В 1996-м году произошло событие, ставшее отправной точкой для образования большого количества клезмерских коллективов, состоящих из совсем ещё молодых музыкантов — «Клезфест в Петербурге», настоящий семинар по изучению клезмерской музыки. В 1999 году аналогичный фестиваль появился в Киеве. Из года в год на эти фестивали в качестве участников съезжаются лучшие клезмеры стран СНГ и ближнего зарубежья.

Клезмерская музыка в Израиле

В Израиле музыка клезмеров получила название «Нигуней Мерон» («Мелодии горы Мерон») из-за своей связи с традиционным паломничеством к могиле раби Шимона бар Йохая в Лаг ба-Омер. Эти мелодии отличаются от обычного клезмерского репертуара влиянием музыкального фольклора нееврейского населения Эрец-Исраэль (арабов, друзов, турок).

С 1988 года ежегодно в августе на севере Израиля, вблизи горы Мерон, в необыкновенно живописном городе Цфат — городе с удивительной историей, архитектурой и атмосферой — проходит ежегодный фестиваль клезмерской музыки — музыки, затрагивающей самые сокровенные струны еврейской души.

Еврей, живущий сегодня, может выбирать: ассимилироваться ли ему, заимствовав у соседей обычаи, привычки, мировоззрение, культуру — в том числе танцы, или сохранить свои, унаследованные от предков.

Наши предки вовсе не лили слез по поводу того, что им нельзя многого из того, что можно австрийцам, чехам или русским, они не делали из этого драмы, зная, что у них есть свои ответы на те же вопросы — как житейские, так и культурные, — и руководствовались этими ответами, между прочим, с большим успехом. Для них не было никакой потери в том, что никто из них не танцевал, скажем, вальс, шимми, самбу или ча-ча-ча. Зато веселиться до упаду, от души они умели не хуже, чем самые продвинутые ди-джеи нашей пестрой эпохи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: