Рекомендации и примеры выполнения некоторых заданий

Рекомендации по подготовке к вступительным испытаниям  

По истории для поступающих

На заочную и очно-заочную формы обучения

I Перечень тем для подготовки к экзамену

1. Древняя Русь. Восточные славяне до образования государства: расселение, занятия, социальный строй, верования. Предпосылки образования государства. Создание Киевского государства. Деятельность первых князей. Политическое и социально-экономическое развитие Руси в XI – XII вв. Культура Руси. Христианство.

Русь в период феодальной раздробленности. Причины и характерные черты периода раздробленности. Образование самостоятельных государств. Крупнейшие феодальные государства периода раздробленности (Новгородская республика, Владимиро-суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество): особенности политического и хозяйственного развития. Борьба Руси с иноземной агрессией в XIII в.

2. Образование Московского государства. Возвышение Москвы. Деятельность московских князей. Московское княжество в XVI – сер. XV вв.Иван III: внутренняя и внешняя политика. Судебник 1497 г.: дальнейшее развитие феодальных отношений. Изменения в государственно-политическом развитии.

3. Московское государство в XVI в. Василий III. Завершение объединения земель вокруг Москвы. Эволюция государственного строя. Иван IV и реформы Избранной Рады. Церковная реформа. Опричнина и её последствия. Правление царя Фёдора Ивановича. Внешняя политика России в XVI в.

4. Смутное время. Правление Бориса Годунова. Причны, характерные черты, события и люди Смутного времени. Последствие смуты.

5. Россия в XVII в. Эволюция государственно-политического строя в правление первых Романовых. Церковный раскол. Новое в социально-экономическом развитии. Соборное уложение 1649 года. Внешняя политика. Основные тенденции развития культуры.

Россия в XVIII в. Дворцовая борьба в конце XVII в. Воцарение Петра I. Предпосылки реформ. Внешняя политика Петра I. Военные реформы. Государственно-политические реформы. Социально-экономическое развитие страны в Петровскую эпоху.Социальные движения. Эпоха дворцовых переворотов: предпосылки, характерные черты, личности. Развитие культуры в XVIII веке. Царствование Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм». Государственно-политическое развитие. Крестьянская война под руководством Е. Пугачева. Внешняя политика. Внешняя политика.

6. Россия в XIX в. Царствование Александра I: государственно-политическое развитие реформы «Негласного комитета». Изменение внутриполитического курса после войны 1812 г. Попытки реформ. Декабристы. Царствование Николая I: консерватизм и реформы. Общественно-политическое движение после декабристов. Александр II: Предпосылки преобразований. Реформы 60-70х годов: их содержание, творцы, значение. Революционное движение. Контрреформы Александра III. Культура России в XIX в. Население. Промышленность. Развитие транспорта. Финансовая политика правительства. Появление монополий. Внешняя политика России в XIX в.

7. Россия до 1917г. Особенности социально-экономического развития России в 1900-1914 гг. Модернизация и реформы. Революция 1905-1907 г. думская монархия. Внешняя политика России в начале XX в. Русско-Японская война. Участие России в I мировой войне. Особенности русской культуры.

8. Революционный кризис в России 1917 – 1920 гг.. Февральская революция. События весны – осени 1917 г. Октябрь 1917 г. и установление советской власти. Гражданская война: причины, события, позиции участников. Политика большевиков в годы войны.

9. Советское государство в 20 – 40е гг. XX в. Кризис начала 20х гг. новая экономическая политика. Внутрипартийная борьба и установление тоталитарной системы в СССР. Социалистическая модернизация: индустриализация страны; коллективизация с/х; «культурная революция». Внешняя политика СССР. II Мировая и Великая Отечественная войны.

10. СССР в 50-вер. 80х гг. Особенности послевоенного развития. «Оттепель и застои» в социально-политической жизни. Социально-экономическое развитие: достижения и проблемы. Внешняя политика: от «холодной войны» к «разрядке». Советская культура в послевоенное время.

11. СССР в годы Перестройки. Крушение тоталитарной системы. Основные направления Перестройки. Успехи и недостатки. «Новое мышление» во внешней политике. События августа 1991 г. Распад СССР

12. Российская Федерация 1992 – 20… г. Становление суверенной Российской государственности. Конституция 1993 г. Рыночные реформы и российское общество. Развитие демократии. Многопартийность. Основные направления внешней политики России.

II Список рекомендуемой литературы и других информационных ресурсов

  1. Зуев М.Н. История России с древних времен до конца XX века. М., Дрофа любой год издания.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Т. История России XX в. М., любой год издания.
  3. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. История России XX в. М., любой год издания.
  4. Тренировочные тесты по подготовке к ЕГЭ по истории, любой год издания.
  5. И любые другие учебники, справочникикарты и схемы рекомендованные для изучения истории России в образовательных учреждениях.
  6.  Ресурсы Интернета.

III Характеристика экзаменационной работы и некоторые рекомендации по выполнению отдельных заданий

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 23 задания.

Часть 1 содержит 15 заданий с кратким ответом. Варианты ответов пронумерованы. Абитуриент должен выбрать один или несколько ответов и внести нужные цифры в соответствующую графу бланка ответов. (Уточняем, что более трех правильных ответов на задание быть не может).

  Часть 2 содержит 8 заданий, ответом на которые может быть одно или несколько слов.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 1час (60 минут).  

При выполнении заданий можно пользоваться строкой «ответ» как черновиком. Не забудьте по окончании работы перенести ответы в бланк.

Рекомендации и примеры выполнения некоторых заданий.

Изобилие дат, названий, имен, событий – это особенность истории. Но как все запомнить и не «растерять» до экзамена?

Существует ряд эффективных способов раскладывать всю необходимую информацию «по полочкам»:

  • Проводите аналогию, визуализируйте, чертите схемы.
  • Прорабатывайте темы только в хронологическом порядке.
  • Составляйте конспект наиболее значимых исторических событий и процессов.
  • Занимайтесь тренировочной работой с тестами онлайн  или в печатном формате

Рассмотрим некоторые виды заданий.

Часть 1

1) Задания 1,9 и 14. требуют определения последовательности исторических событий.

Задания рассчитаны на установление верного хронологического порядка событий.

Ответ дается в виде последовательность трех цифр (от самого раннего события до самого позднего).

Пример:

Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские события, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в таблицу.

1.Победа флота при Гангуте

2.Начало Великой Отечественной войны

3.Ледовое побоище

Ответ: 312

2) Задания 3,5,6,7,8,10 требуют систематизации исторической информации. Надо выбрать три верные характеристики какого-либо периода, явления, политики, и т.д. Ответ записывается в последовательности трех цифр.

Пример:

 Какие три события из перечисленных ниже связаны с реформами Александра II? Соответствующие цифры и запишите их в ответ.

  1. манифест о вольности дворянской
  2. отмена крепостного права
  3. присоединение Крыма к России
  4. повышение боеспособности армии
  5. создание института нотариусов
  6. основание Черноморского флота

Ответ: 245

3) Задания 2 и 13 рассчитаны на знание исторической терминологии, на время появления какого-либо термина. Из представленного ряда терминов, относящихся к одной эпохе, надо выбрать «лишние2 и записать в ответ соответствующие цифры.

Пример:

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям древнерусского государства. Выберите лишние термины и запишите цифры, под которыми они находятся.

1) полюдье 2) «раскольники»  3) тысяцкий  4) копейка 5) баскак  6) орда

Ответ: 24

4) Задание 4 Надо сделать выбор только одного ответа из 5 предложенных вариантов и записать соответствующую цифру в ответ.

Пример:

Появление названия «Семибоярщина» связано с процессами:

1) раздела страны на «опричнину» и «земщину»

2) восстанием С.Разина

3) Смутного времени                     

4) ордынским нашествием

5) войной с Турцией

Ответ: 3

4) Задание 15 и 23 предлагает выбрать из нескольких портретов государственных деятелей или деятелей культуры и др.в соответствии с заданием. В ответе указать соответствующие цифры и другую требуемую информацию

Пример:

Из представленных ниже изображений выберите изображения отечественных

государственных деятелей ХХ в. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)               2)    3)           4)             5)             6)

Ответ: 125

Часть 2

1) Задания 16,17 и 21 предполагают знание исторической терминологии. По определению надо назвать соответствующий термин. Ответ дается в виде слова или словосочетания.

Пример:

Запишите термин, о котором идёт речь.

 ______________ – размер дани с населения в Киевской Руси, установленный княгиней Ольгой в X в.

Ответ: урок

2) Задание 18 и 22 представляет собой фрагмент документа или исторического труда. Экзаменующийся должен указать имя автора, название документа или иную информацию соответственно вопросу.

Пример:

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя князя, при котором христианство стало официальной религией государства?

«Христианизация Руси дала мощный толчок распространению грамотности. «Книжными мужами» были князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл. Высокообразованные люди встречались в среде духовенства, в кругу богатых горожан и купечества. Об этом свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях, стенах церквей, наконец, берестяные грамоты, впервые обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде в 1951 г., а затем и в других городах …»

Ответ: Владимир I

3) Задание 19 предлагает заполнить пропуски в предложениях, повествующих о событиях Великой Отечественной войны.

Пример

Заполните пропуски в данных предложениях.

1) Советские войска перешли в контрнаступление под Москвой в ______________1941 г.

2) Коренной перелом в Великой Отечественной войне был завершен в ходе _____битвы.

3) Главными союзниками СССР по антигитлеровской коалиции были _____________.

Ответ: 1) ноябрь (ноябре) 2) Курская (Курской) 3) Великобритания, США

4) В задании 20 даны два изображения скульптуры или памятников архитектуры. Надо ответить на вопросы, связанные с этими культурными объектами.

Пример

Укажите названия исторических памятников и города, где они находятся.

1)   2)

Ответ: 1) Кремль. Великий Новгород

       2) Собор Василия Блаженного. Москва


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: