Алгоритм выполнения задания

Рекомендации по подготовке к вступительному испытанию

По обществознанию для поступающих

 на заочную и очно-заочную форму обучения

I Перечень тем для подготовки к экзамену

Общество

Понятие «общество». Общество как динамичная система. Краткая характеристика сфер (подсистем) общественного развития. Характерные черты и функции подсистем общества. Понятие «социальные институты». Взаимосвязь и взаимозависимость природы и общества. Эволюционный и революционный пути. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество. Теория общественно-экономических формаций. Теория культурно-исторических типов развития. Понятие «глобализация». Положительные и отрицательные стороны прогресса. Глобальные проблемы. Причины их появления и роста.

Духовная жизнь общества

Понятие «культура». Материальная и духовная культура. Типы культур: народная, массовая, элитарная. Наука и образование, их функции. Религия и ее признаки. Виды религий. Атеизм. Роль религии в современном обществе. Искусство и его влияние на общество

Человек

Природа человека. Науки о человеке. Человек как существо духовное. Понятия: мораль, мировоззрение, ценности. Человек в обществе: индивид, личность. Социализация личности. Понятие «деятельность». Характерные черты человеческой деятельности, отличия от активности животных. Мотивы деятельности. Потребности человека. Структура деятельности. Многообразие видов деятельности. Сознание и деятельность.

Познание

Понятие «познание». Материализм и идеализм. Агностицизм и гносеология. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Истина. Критерий истины. Заблуждение и ложь. Обыденное знание. Научное знание. Социальное знание.

Экономика

Экономика как наука и как сфера общественной жизни. Роль экономики в жизни общества. Экономический рост и развитие. Понятия: ресурсы, производство, распределение, обмен. Товарно-денежные отношения. Экономические циклы. Типы экономик. Рыночные отношения. Фирмы. Предпринимательство. Источники финансирования. Финансовые учреждения. Роль государства в современной экономике. Госбюджет. Налоги.

Социальные отношения

Социальная структура общества. Социальные общности. Теория классов и теория социальной стратификации. Социальный статус. Социальные роли. Социальная мобильность. Социальные лифты. Социализация личности. Нации и межнациональные отношения. Социальные конфликты и пути их разрешения. Семья как ячейка общества, функции семьи.

Политическая сфера

 Понятия политика и политическая деятельность. Субъекты политики. Политическое сознание и политическая идеология. Политическое поведение. Политическая система. Государство: исторические типы, формы правления, типы государственного устройства, политические режимы. Правовое государство и гражданское общество. Избирательная система: мажоритарная и пропорциональная.  Политические партии и общественныё движения.

Право

Понятие право. Источники права. Отрасли права. Правоотношения. Правонарушения: проступок и преступление. Краткая характеристика системы права РФ. Иерархия нормативных актов в РФ. Конституция РФ: статус РФ, права и обязанности граждан, высшие органы власти и управления и их функции.

II Список рекомендуемой литературы и других информационных ресурсов

1. Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для подготовки к ЕГЭ в 2018-2020 (для тренировки)

2. Учебник:Обществознание. 11 класс. Базовый уровень, под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, А.И.Матвеева. – М., Просвещение. 2018-2020

3. Учебник:Обществознание. 10 класс. Базовый уровень, под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, А.И.Матвеева. – М., Просвещение. 2018-2020

4. Любые другие учебники и учебные пособия, справочники по обществознанию.

5. Словари (экономические, философские и др.).

6. Ресурсы Интернета.

III Характеристика экзаменационной работы и некоторые рекомендации по выполнению отдельных заданий

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 30 заданий.

Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Варианты ответов пронумерованы. Абитуриент должен выбрать один или несколько ответов и внести нужные цифры в соответствующую графу бланка ответов (Уточняем, что более трех правильных ответов на задание быть не может).

  Часть 2 содержит 10 заданий, ответом на которые может быть одно или несколько слов, которые нужно вписать в бланк ответов

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 1час (60 минут).  

При выполнении заданий можно пользоваться строкой «ответ» как черновиком. Не забудьте по окончании работы перенести ответы в бланк.

Рекомендации и  примеры выполнения некоторых заданий.

Часть 1

Задание на соотношение понятий

       Первое задание теста по обществознанию направлено на определение того, как экзаменующиеся умеют соотносить видовые понятия с родовыми: в задании приводится перечень, состоящий из 5-6 понятий. Все они за исключением двух относятся к одному аспекту: например, характеризуют рыночную экономику или относятся к биологическим потребностям человека. Требуется определить те два понятия, которые не подходят к данному обобщающему признаку.

Для тех, кто хорошо владеет теоретической базой, выполнить это задание несложно – оно относится к базовому уровню сложности. В случае, если вы все сделали правильно, за него можно получить 2 балла. Очень важно внимательно прочесть само задание: в ответ нужно записывать не слова, а цифры, под которыми они даны.

Алгоритм выполнения задания

1. Внимательно читаете задание;

2. Изучаете слова, данные в перечне;

3. Вспоминаете теорию и определяем, какие из них соотносятся с указанным в задании условием, а какие – нет (в случае затруднений выбираем лишние методом исключения);

4. Записываете номера «лишних» слов в ответ.

Пример:

Далее приведен перечень характеристик. Все они, кроме двух, относятся к признакам государства любого типа. Найдите 2 характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и впишите в таблицу цифры, под которыми они даны.

1) Суверенитет; 2) наличие определенной территории; 3) приоритет прав и свобод человека; 4) право устанавливать и собирать налоги; 5) публичный характер власти 6) установление и реализация принципа разделения властей.

Для начала нужно внимательно прочесть условие: нужны признаки государства любого типа – то есть такие, которые присутствуют у демократических и у тоталитарных государств, у монархий и у республик, у федераций и у унитарных государств и так далее.

Зная теорию, мы понимаем, что без суверенитета и наличия определенной территории государство просто перестает существовать (важно помнить, что под суверенитетом понимается верховенство государственной власти). Налогообложение и сбор налогов – одна из важных функций государства, которая также не зависит от его типа. Публичный характер власти тоже является признаком всех государств, поскольку обозначает выделение аппарата управления из остального общества.

Остались признаки под номерами 3 и 6. Права и свободы граждан во многих государствах действительно являются главным приоритетом, но этого нельзя сказать о тоталитарных государствах, о диктатурах. Принцип разделения властей тоже применяется не везде, а только в правовых демократических государствах. Получается, что эти два признака «лишние». Выпишем их номера в ответ:

Ответ: 36


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: