Символика вышивки на рушниках http://www.narodko.ru/ article/ornament/vieworna/ru6nik.htm

Слава, дух и имя России»

Номинация «Сценарии»

Рушник счастья

 

                                 Выполнила: Лебедева Екатерина

                                 Владимировна, ученица 8 класса

                                 Белышевской средней

                                 общеобразовательной школы              

                                 Руководитель: Береснева Надежда

                                          Михайловна, учитель

                                          русского языка и литературы,

                                              

 

606860,

Нижегородская область,

С. Белышево, 51,

МОУ Белышевская

Школа

                               

                               

                                        Белышево. 2017 год



Содержание

 «Тонко-бело полотенечко» -----------------------------------------------2

 «Хитро-мудро рукодельице»---------------------------------------------5

Залог будущего-------------------------------------------------------------10

Литература-------------------------------------------------------------------11

 

 

 

               «Тонко-бело полотенечко»

                      

И на вышивке тонкой

Расцветёт всё родное до боли –

И разлука, и детство моё, и любовь.

                                    А. Малышко

 

    Я родилась и живу в селе Белышеве Ветлужского района вместе с родителями и младшей сестрой. Здесь моя школа, друзья. Здесь живут мои бабушка и дедушка Елена Николаевна и Александр Владимирович Лебедевы. Люблю бывать у них, слушать рассказы бабушки о прошлом. Рассматриваю старые фотографии и семейные реликвии. Одна из них – старинное домотканое полотенце, ему почти 100 лет. Этот предмет заставил меня задуматься о прошлом нашей семьи и русского народа, о том, с чего начинается Родина.

     

НАША СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ

  На длинном (2,5 м) белом полотенце изо льна  вышиты крестом листья черного и цветки красного цвета. На одном конце три цветка в первом ряду, второй ряд – четыре. На другом конце наоборот: четыре цветка по краю и три во втором ряду. По семь в рядах, если сложить вышитые края, и на каждом конце полотенца. Широкая ажурная кайма, связанная крючком с зубчиками-мысиками создаёт особую красоту.

   Бабушка называет полотенце рушником. Я такого слова не знала. Подумала, это для рук, или потому что сделано вручную. Оказывается, славянский корень «руш» имеет значение  «рвать», нарушать целостность сотканного полотна (сохранились слова «рушить», «рухлядь»). Ткать люди научились раньше появления металлических ножей и ножниц. Одежду кроили, надрезая ткань острым камнем, щепкой, потом рвали руками. Получается, что рушник – это нужной длины кусок, оторванный от тканого полотна, расшитый красивыми узорами.

   Чтобы получить ткань, сеяли лён. Мне удалось побеседовать с пожилой жительницей нашего села 1935 года рождения Серовой Ниной Ивановной. Вот что она рассказала: «Лён сеяли всегда. Посеешь, прополешь, чтоб был чистый. Вырастет, зацветут голубые цветочки, всё поле, как ковёр, сделается. Потом появятся маленькие колокольчики с семенами, когда вызреют – теребят, то есть выдёргивают из земли. Вытеребят – вяжут снопы, ставят в десяточки (по 10 штук). Высохнет – околотят семена, а потом в августе или сентябре расстилали на лугах, чтобы полежало и сделалось серым, седым. Вылежится – поставят в конуса. Постоит - связывали в вязанки и складывали сушить на овинах. Вверху овина были жерди, а внизу печь топилась. На жердях сохло. Потом мяли мялкой, трепали трепалкой и чесали. После этого отделялось самое плохое волокно – куделя, или пакля, - а в руке оставалось хорошее волокно. Куделю пряли и ткали из неё грубую ткань на онучи. А из хорошего волокна пряли тонкие нити. Их помещали в ткацкий станок. В Великий пост вытканные холсты (называли их новины) клали на наст, и они делались белыми. Потом шили из них разные вещи. Лён сеяли для личных нужд, даже когда появились колхозы. У телевизора в прошлые времена никто не сидел. День работали, а ночь ткали и пряли».

Вот какие труженики были мои предки. В нашем школьном музее рассмотрела детали ткацкого станка и образцы домотканой одежды. Вроде несложное приспособление, а какие прочные и красивые ткани! Для полотенец использовали самое тонкое полотно.

  Зачем рушники украшали вышивкой? Их вешали над иконами, ими обрамляли фотографии, зеркала, окна. Были и такие, что использовались в обрядах или служили оберегами.

Обыденные рушники вышивали несколько мастериц в течение одного дня. Когда начиналась засуха или мор скота, с рушником обходили деревню, а потом его сжигали. Небольшие, скромно вышитые подорожные рушники давались тем, кто покидал родной дом. На Масленицу в благодарность за угощение хозяевам дома дарили рушник-блинник. Пасхальные рушники предназначались для выпеченных куличей.

  На родильный рушник принимали новорожденного. На крестильном ребёнка несли крестить. После из этого рушника могли сшить первую детскую рубаху, а могли хранить до свадьбы или даже до похорон. Использовали рушник в похоронно-поминальных обрядах.

         Свадебных рушников насчитывалось около 40. На родительский преклоняли колени молодожены, когда их благословляли родители. На венчальном молодые стояли под венцом в церкви. Белая чистота полотна – облако, на котором молодая пара поставляется в Царствие Небесное, чтобы получить божественное благословение брака. Союзным рушником связывали руки молодым, желая счастливого и долгого супружества. После венчания родители встречали молодых, держа свадебный каравай на

хлебосольном рушнике.
   Рушники, как и всё приданое, каждая девушка-крестьянка готовила заранее.Считалось, что, вышивая свадебный рушник, невеста вышивает своё семейное будущее, поэтому приниматься за вышивку надо было с благими мыслями и хорошим настроением, а в перерывах непременно молиться. В каждый узор закладывался определенный смысл, настроение.

. Таким образом, благодаря своей форме рушник был символом пути, жизненной дороги. Белый цвет – чистота, добро, а значит, защита от всего дурного. Это придавало рушнику оттенок святости, делало его оберегом.                  

 «Хитро-мудро рукодельице»

 

                                                                 Стежок к стежку, игла рисует

                                                                 Сложнейший колорит шитья.

                     И вышивальщица рискует

                     Уйти за грани бытия…      

                                                        Р. Наумова

    

Наш рушник вышит Ульяной Кондратьевной Мезенцевой. Это моя прапрабабушка.

У.К. БОГДАНОВА  (МЕЗЕНЦЕВА)
  По рассказам бабушки Е. Н. Лебедевой, Мезенцев Кондрат Васильевич был донским казаком. В то время часто проходили съезды казачьих дружин. В 1906-1907 году Кондрат Васильевич вместе с атаманом был на таком съезде на Урале. Там он увидел будущую жену Прасковью Степановну, полюбил её и увез на Дон. В 1918 году они умерли от тифа. Их детей: Дмитрия, Анастасию и Ульяну (1908-1966) – отдали в детский дом. Ульяну (ей было 10 лет) взяла в семью бездетная тетка Евдокия (сестра матери) и привезла в Казахстан, в посёлок Александровка. Уже лет с пяти-шести девочек сажали за рукоделие. Значит, Ульяна могла научиться вышивать ещё в родительском доме.

   Прапрабабушка вышла замуж в 1924 году за Богданова Якова Сергеевича. Был ли рушник на свадьбе Якова и Ульяны, неизвестно. Но известно, какой замечательной мастерицей была Ульяна Кондратьевна. Шила, вязала, вышивала и дочерей приучила к рукоделию.

   Среди тринадцати детей Богдановых и моя прабабка Зинаида Яковлевна. Она  родилась 15 декабря 1932 года в совхозе № 641 Актюбинской области.

    До войны Ульяна работала на ферме, Яков – столяром в колхозе. Он был хорошим мастером, дома вся мебель и посуда была сделана его руками. Часто получал заказы для других домов. Поднимать детей помогали родители Якова. Глава семьи не курил, спиртное вообще не употреблялось, даже в праздники.

   Когда Якова забрали на фронт, Ульяна осталась с девятью детками. Она с утра до вечера трудилась в колхозе. Домашнее хозяйство, младшие дети были на попечении старших. Зина зимой училась в школе, осенью и летом работала в совхозе.

З,Я, КРИВИЧ (БОГДАНОВА), ПРАБАБУШКА
  Яков вернулся с фронта. После войны родилось еще четверо детей. Держали всегда большое хозяйство: две-три коровы, овцы, кролики, птица, сажали много картошки.

   Старшие дети Надя, Валя, Михаил уехали в город учиться. Зинаида тоже хотела учиться дальше, но родители не отпустили. Отец сказал: «Зоинька (так её звали в семье), кто будет смотреть за младшими? Матери нужно помогать».

Н.Т. КРИВИЧ, ПРАДЕДУШКА
  Первая профессия Зинаиды – телефонист. Когда ей было двадцать лет, на неё обратил внимание старший преподаватель сельхозтехникума Кривич Николай Трофимович. Он посватался к Зине. Родители не хотели отдавать, потому что он до этого был женат, но развёлся, так как не было детей. И Зоя  побаивалась: старше неё, человек образованный. Но всё-таки стала его женой. Ульяна Кондратьевна, встречая молодых после регистрации брака, держала каравай хлеба на рушнике.

   В семье Кривич было четверо детей, среди них моя бабушка Елена. Зинаида Яковлевна уже после рождения детей окончила медучилище, стала фельдшером. Много лет проработала в медицине.

       Свадьбы всех дочерей сыграли в родительском доме. Молодых по традиции встречали хлебом-солью на рушнике.

СВАДЬБА БАБУШКИ И ДЕДУШКИ, З.Я. КРИВИЧ ВСТРЕЧАЕТ МОЛОДЫХ ХЛЕБОМ-СОЛЬЮ
Моя бабушка Елена Николаевна родилась в Кустанае. В 1971 году окончила школу, потом Троицкий ветеринарный институт по специальности «лабораторное дело».  Вышла замуж за Александра Владимировича Лебедева 30 августа 1975 года. На их свадебной фотографии виден тот самый рушник. Дедушка родился в 1954 году в д. Юрихе Калининского района Горьковской области. В 1958 году переехал с родителями в Казахстан. В 1976 году окончил техническое училище по специальности машинист электропоезда. Водил грузовые поезда до 1979 года на Южно-Уральской железной дороге. В 1987 году окончил Кустанайский сельхозинститут. Работал инженером-теплотехником в совхозе с 1980 до 1991 год. Бабушка после учёбы в Алма-атинском медицинском университете усовершенствования врачей работала заведующей клинико-диагностической лабораторией Тарановской районной больницы. Когда в Казахстане начались антирусские выступления, Лебедевы переехали на родину Александровича – в Ветлужский район. У них двое детей: мой папа Владимир и тетя Юлия.

 ЖЕНИХ И НЕВЕСТА – ПАПА И МАМА
                    Еще двух дочерей выдали замуж Кривичи. И снова хлеб-соль на рушнике. Лидия Николаевна (сестра бабушки) и Юрий Николаевич Величко живут в с. Белышеве. У них дружная семья, замечательные дети, уважение односельчан. Ольга Николаевна (сестра бабушки) и Сергей Николаевич Машировы  теперь живут в Челябинске. У них тоже все хорощо. Кто знает, может быть, добрые стремления и мечты Ульяны Кондратьевны, заложенные в узоры на рушнике, сбылись?

  Этот рушник передаётся в нашей семье из поколения в поколение. На нем выносили свадебный каравай, когда женились мои родители Наталья Владимировна и Владимир Александрович Лебедевы. Получается, что хлебосольный рушник «встречал» молодых на пяти свадьбах. «Какой рушник, такая и дорога» – гласит старинная пословица. Рушник принёс счастье нашему роду.  

  Хлебосольный рушник должен быть украшен богатой вышивкой. Узор не ограничивался. Пара птиц, целующихся клювиками, пожелания, деревья и цветы, чтобы жизнь молодых была усыпана счастьем, радостью. Цветы означали богатую жизнь, процветание и взаимопонимание.

  Вышивали крестом, чаще черными и красными нитями.Красный цвет – огонь, тепло, солнце, кровь, а значит, и жизнь. Красный цвет в русской народной культуре был оберегом. Вышивка красными нитками, считалось, защищает от злых сил. Не знаю, какие цветы вышила прапрабабушка. Листья вьющиеся – может, барвинок? Барвинок в вышивке означал красоту, молодость, душевную привязанность. Возможно, это какой-то другой цветок или вообще фантазия автора.  В XX веке смысловые значения узоров утрачиваются.

В орнаменте есть листья и бутоны. Они создают композицию зарождения, развития и непрерывности жизни. Такой узор вполне подходит для свадьбы.

   Моя прапрабабушка вышила рушник так, что можно сказать: ювелирная работа. Она  следила, чтобы изнанка была аккуратной. Раньше говорили: лицевая сторона для людей, а изнаночная – для Бога. Верили, что если сделать неаккуратно, то и жизнь будет, как неаккуратно вышитый рушник. Возможно, что это полотенце не предназначалось для каравая, когда вышивалось. Его выбрали для свадьбы за красоту отделки. В нем труд, терпение, старание, мечты о счастье моей прапрабабушки.

     Рушник выполнен по законам народного творчества. Трудно точно определить, по традициям какой местности он украшен. Красно-черная вышивка на белом рушнике пришла с Украины, а кружева на рушниках – русская традиция. Важно, что в  полотенце «всё родное до боли»: судьбы людей, добрые надежды, стремления. Получается, что рушник несёт в себе множество смыслов, хранит историю народного труда и нашу семейную историю.


Залог счастья

   Благодаря рушнику, сохраненному бабушкой, больше узнала о жизни родственников. Такая обычная вещь увела меня в прошлое народа и нашей семьи. Я узнала, что родина моей бабушки – Казахстан, прапрабабушки – Урал, прапрадедушки – Дон. Так от моей малой родины протянулись ниточки по всей России.

      Какой рушник – такая и дорога. Так говорили раньше. Хочется, чтобы дорога жизни новых поколений нашей семьи была прямой, чистой, а дела – красивыми и яркими, как рушник, вышитый Ульяной Кондратьевной Мезенцевой.

   Теперь бабушка подарила рушник мне.

Символ мира, любви и согласья,
Наш рушник, столетие спустя,
Как залог и пожеланье счастья

Сохраню для будущего я.   



Литература

1. Андреева И.А. Энциклопедия рукоделия. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2000.

2. Барулева Е.В. Мне дорог край родной. – Типография г. Сочи, 2013.

3.  Я познаю мир: Детская энциклопедия: История ремесел. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2000.

Интернет-источники

4.Блинова Т. «Рушники Центральной России http://sueverija.narod.ru/ Kollekcii/Rushnik/Rushnik.htm

5. Веселова Т.Л. Волшебная вышивка Кубани http://festival.1september. ru/articles/618206/

6. Википедия. http://ru.wikipedia.org

 7. Русова М. О чём расскажет нам рушник старинный? http://www.slavyanskaya-kultura.ru/blogs/rukodelie/o-chyom-raskazhet-nam-rushnik-starinyi.html

Символика вышивки на рушниках http://www.narodko.ru/ article/ornament/vieworna/ru6nik.htm  

Источники

9. Материалы школьного музея

10. Фотографии, документы из семейного архива

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: