Правила групповой работы

1.Внимательно слушать инструкции.

 2.Чётко выполнять указания.

 3.Быть наблюдательными.

 4.Аккуратно работать с веществами и оборудованием.

 5.По наблюдениям сделать выводы.

Любое исследование предполагает различные методы изучения. Это, прежде всего метод наблюдения. Вооружившись лупой, рассмотрите верхний слой.

—Какого он цвета? Сделайте вывод.

—Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

– Что вы в ней видите? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)
– Как вы думаете, из какого слоя взяли образец почвы?
Опыт 1.

– Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. (1 ложку)
– Что вы видите? (из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух) – Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.





Опыт 2.

– Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем. (на столе)
– Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)
– Положите на лоток почву. Откуда взялась вода? (Была в почве)
– Сделайте вывод. (В почве есть вода)

Опыт 3.

– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная).
– Это о чем говорит? (Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина)

Опыт 4.

– Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
– Это сгорает перегной – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы.
– Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
– Что доказал этот опыт?
– Итак, что еще содержится в почве? (Перегной).
Вывод: в почве содержится перегной.

Опыт 5.

– Возьмем воду из стакана, в котором находилась почва и профильтруем её.
– Поместим несколько капель воды на стекло.
– Подержим над огнем стекло. Вода исчезла.
– Как называется этот процесс? (испарение)
– Что останется на стекле после испарения воды? (Белый налет)
– Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле после ее выпаривания?
– Правильно, это соли – питательные вещества, необходимые растениям.
– Минеральные соли часто видны в цветочных горшках.  
Вывод: соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием, микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

– Какой вывод сделаем?
– Что входит в состав почвы? (В состав почвы входят микробы).
Но всякую ли землю можно назвать почвой?

Нет почвенного слоя в Арктике и Антарктиде, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.

—Как образуется почва?

IV. Рассказ учителя: Образование почвы начинается только с появлением на Земле живых существ. Твердые породы в природе разрушаются, получается рыхлый слой из камушков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же самые неприхотливые лишайники селятся на таких почвах, под действием бактерий образуется перегной Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя. Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и другие, так повышается плодородие почвы.

Работа с учебником стр.65. Прочитайте и ответьте на вопросы:

—Какое значение имеет почва для растений и животных?

—Какие животные живут в почве?

—Почву часто называют домом для животных.  Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов, зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца для размножения. Учёные установили, что дождевые черви — одни из главных почвообразователей.

—Итак, кто участвует в образовании почвы?

Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли, живые организмы (микробы).                          

— Что из этого необходимо растениям?

— Вы видели, что у многих растений корни уходят глубоко в землю. Корни дышат воздухом, который находится в почве. Из почвы растения берут воду. Вместе с водой растение получает минеральные соли. Это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Солей в почве мало. Но их запас постепенно пополняется благодаря перегною.                                                        

- С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.

- Как вы можете прокомментировать этот рисунок?           

- Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

VI. Физкультминутка.


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: