Фонетические средства выразительности (аллитерация, ассонанс, звукоподражание)

Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2020. Средства выразительности. Теория.

Речь. Языковые средства выразительности.

Чтобы выполнить 26 задание ЕГЭ необходимо знать следующие термины:
Метафора, эпитет, гипербола, метонимия, сравнение, фразеологизм, парцелляция, параллелизм, контекстные синонимы и антонимы и другие средства выразительности речи.
Необходимо прочитать фрагмент рецензии и вставить на места пропусков нужный термин.



Алгоритм выполнения задания 26

1) Внимательно прочитайте фрагмент рецензии и задание. В формулировке задания находятся подсказки.

2) Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы, устаревшая лексика и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложений, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.

3) Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены - через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.

4) Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.

Ссылка на видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=MdxgKYiuxwg

Теория

Тропы (гипербола, литота, гротеск, ирония, метафора, метонимия, олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет)

ГИПЕРБОЛА - преувеличение.

Сто лет не виделись.
«Волны вставали горами»
«Я говорил это тысячу раз»
Это длилось целую вечность.

ЛИТОТА – преуменьшение.

Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…»

ГРОТЕСК – чрезмерное преувеличение, карикатурное искажение, которое может достигать границ фантастического.

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? (Маяковский).

ИРОНИЯ - явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде.

«Едва ли кто польстится на такую красавицу».     
«Откуда, умная, бредешь ты, голова?» Крылов. (слова лисицы ослу)

МЕТАФОРА - скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.

«Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой» (Пушкин)
«В крови горит огонь желанья» (Пушкин)
«Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов» (Блок)

МЕТОНИМИЯ - замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.

Тарелку съел;
У него бойкое перо;
Весь дом ушел;
Выпить целый самовар;

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.

«О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно?» (Тютчев)
«...Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь..» (Пушкин)

ПЕРИФРАЗ(а), ПАРАФРАЗ(а) - замена одного слова описательным выражением.

Мы едем в город на Неве.
Царь зверей сидел на камне.

СИНЕКДОХА - вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.

«...и слышно было до рассвета, как ликовал француз...» (Лермонтов).
«Все флаги в гости будут к нам» (Пушкин)

СРАВНЕНИЕ - уподобление одной ситуации другой, одного явления другому (обратите внимание на союзы: как, словно, будто, точно).

Глаза, как океаны;
Мои стихи бегут, как ручьи;

ЭПИТЕТ - эмоционально-красочное определение.

добрый ветер;
живительная влага;
робкое дыхание;
горящие глаза;




















Синтаксические средства (анафора, эпифора, антитеза, градации, инверсия, лексический повтор, оксюморон, риторический вопрос/восклицание/обращение, параллелизм, умолчание, эллипсис, парцелляция, однородные члены, вопросно-ответная форма)

АНАФОРА - единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.

«Наше оружие — наши песни, / Наше золото — звенящие голоса».
«Это – круто налившийся свист, / Это – щёлканье сдавленных льдинок, / Это – ночь, леденящая лист, / Это – двух соловьёв поединок.»
«Опять с вековой тоскою / Пригнулись к земле ковыли, / Опять за туманной рекою / Ты кличешь меня издали.»

ЭПИФОРА - повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи.

«Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?»
«Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек»
.

АНТИТЕЗА - противопоставление.

"Полюбил богатый—бедную, / Полюбил ученый—глупую, / Полюбил румяный—бледную, / Полюбил хороший—вредную"
"Прекрасна, как ангел небесный, / Как демон, коварна и зла”
"То истиной дышит в ней все, / То все в ней притворно и ложно! / Понять невозможно се, / Зато не любить невозможно"

ГРАДАЦИЯ - последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор.

«Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым.»
«Все грани чувств, все грани правды стерты: / В мирах, в годах, в часах»
«Но чернеют пламенные дали — / Не уйти, не встать и не вздохнуть»

ИНВЕРСИЯ - нарушение порядка слов в предложении.

И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин).
«Швейцара мимо он стрелой» (Пушкин)
«Над ухом шепчет голос нежный, / И змейкой бьется мне в лицо / Ее волос, моей небрежной / Рукой измятое, кольцо» (Полонский)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР - повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями.

«Это еще не сказка. Сказка только начинается.»
«Мне опостылели слова, слова, слова» (А. Тарковский)

ОКСЮМОРОН - сочетание несовместимого.

«Смотри, ей весело грустить.»
Убогая роскошь.
Горячий снег.
"Жар холодных числ" (А. Блок)
"Оптимистическая трагедия" (Вс. Вишневский)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / ВОСКЛИЦАНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ - вопрос, восклицание, обращение, не имеющие адресата.

Отчего мне так грустно, береза?
Здравствуй, солнышко!
Что за люди!

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста.

«Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.»
«Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…»

УМОЛЧАНИЕ - стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком.

«Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить…»
«А этот? Этот мне принес Тибо — / Где было взять ему, ленивцу, плуту? / Украл, конечно, или, может быть, / Там на большой дороге, ночью, в роще...» (Пушкин)
«Нет, вам красного детства не знать, / Не прожить вам спокойно и честно. / Жребий ваш... но к чему повторять / То, что даже ребенку известно.» (Некрасов)

ЭЛЛИПСИС - синтаксическое средство, основанное на пропуске одного из членов предложения.

"Татьяна ах!, а он реветь"
"Во всех окнах — любопытные, на крышах — мальчишки." (А.Н.Толстой)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - авторское членение текста.

Я! Говорю! Хватит!
Я думаю. Что вы не правы.
«Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь.»

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ - слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос.

«А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса.» (Солженицын)
«Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.»

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА - текст, представленный в виде риторических вопросов и ответов на них.

«Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.»
























Фонетические средства выразительности (аллитерация, ассонанс, звукоподражание)

АЛЛИТЕРАЦИЯ - стилистический прием, при котором повторяются согласные.

«Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума»
«Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь…» (Пушкин)

АССОНАНС - повтор гласных.

«Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела.» (ассонанс на е).
«В соседнем доме окна жолты…» (Блок)

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - воспроизведение природного звучания какими - либо напоминающими его звуками.

«Трах - так - так! — И только эхо откликается в домах...» (Блок)



Лексические средства выразительности (антонимы, синонимы, контекстные антонимы и синонимы, омонимы, паронимы, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины, книжная (разговорная, просторечная, эмоционально-экспрессивная) лексика, архаизмы, историзмы, заимствованные слова, фразеологизмы)

АНТОНИМЫ - слова, противоположные по значению.

День – ночь; умный – глупый; интересный - скучный

КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ - слова, противоположные по значению только в пределах контекста.

«Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая.»

СИНОНИМЫ - слова, различные по написанию, но близкие по значению.

«Путь» -«дорога»; «говорить» – «болтать»; «мужественный» -«смелый»

КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ - слова, близкие по значению только в пределах контекста.

"Жалобно, грустно и тоще / В землю вопьются рога… / Снится ей белая роща / И травяные луга."

ОМОНИМЫ - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова.

Ручка (инструмент для письма) – ручка (дверная);
Ласка (животное) – ласка (нежность).

ПАРОНИМЫ - однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие по значению.

Дипломат – дипломант, каменный – каменистый, абонент – абонемент.

ДИАЛЕКТИЗМЫ - слово или оборот, употребляющийся в определенной местности.

Петух – кочет, балка – овраг, свекла – буряк, кушак – пояс, голицы – рукавицы.

ЖАРГОНИЗМЫ - речь социальной группы, отличная от общего языка.

Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка), общага - общежитие

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде.

Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика).

ТЕРМИНЫ - слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике.

Суффикс, метафора, гипотенуза.

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи.

Гипотеза, генезис, адресат, аргументировать, аналогичный, дифференцировать.

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи.

Белобрысый, жвачка, грязища, работяга, многовато, этакий, ерунда.

ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА - слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служащие для резких оценок.

Вовнутрь, задаром, навряд, намедни, покамест, умаяться, навалом, ляпнуть, белиберда, артачиться, работяга, башковитый.

ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые носят оценочный характер.

Детина, бабуля, солнышко, близехонько, восхитительный, чудесный, малевать, подхалим.

АРХАИЗМЫ - устаревшее слово или оборот речи.

Очи (глаза), чело (лоб), отроковица (подросток), зерцало (зеркало), штиль (стиль), пиит (поэт).

ИСТОРИЗМЫ - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали.

Лакей, треуголка, зипун, грош, боярин, царь, волость.

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА - слова, пришедшие в русский язык из других языков.

Латте, вуаль, такси, ландшафт, либретто, соната, трюмо, афиша

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - лексически неделимые, устойчивые словосочетания.

Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу, реветь белугой, задеть за живое.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: