Тема 1.3 Регулирование и проверка режимов работы электрических машин и аппаратов

Основные понятия и термины по теме: номинальный режим, режим холостого хода, тормозные режимы работы электрических машин; двигательный и генераторный режим работы машин постоянного и переменного тока; параллельная работа электрических машин и трансформаторов.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Режимы работы электрических машин и трансформаторов

2. Режимы работы электрических аппаратов

3. Двигательный режим работы электрических машин

4. Генераторный режим работы электрических машин

5. Регулирование основных параметров электрических аппаратов

6. Параллельная работа трансформаторов

Краткое изложение теоретических вопросов:

Режимы работы электрических машин и аппаратов

Нагрев конкретной электрической машины зависит от режима ее работы, т. е. от соотношения длительности периодов работы и пауз между ними или периодов работы с полной и частичной нагрузкой, от частоты включения машины и характера протекания переходных процессов. Для различных режимов работы электрических машин ГОСТ устанавливает следующие термины.

Практически неизменная нагрузка машины — нагрузка, при которой отклонение тока и напряжения якоря и мощности машины от заданного режима не превышает + 3 %, а тока возбуждения и частоты - не более ±1%.

Практически неизменная температура охлаждающей среды — температура охлаждающей газообразной среды, изменяющаяся в течение одного часа не более чем на 1 °С, или температура охлаждающей жидкой среды (при непосредственном охлаждении), изменяющаяся в течение 1 ч не более чем на 0,5 "С.

Практически установившаяся температура частей электрической машины — температура, изменение которой в течение 1 ч не превышает 1 °С при условии, что нагрузка машины и температура охлаждающей среды остаются практически неизменными.

Практически повторяющаяся температура какой-либо части электрической машины при повторно-кратковременных или перемежающихся режимах работ — температура в конце рабочего периода или в конце паузы, изменение которой от одного рабочего периода к другому не превышает 2°С в течение 1 ч работы машины при условии, что нагрузка машины во время рабочих периодов, продолжительность включения, продолжительность нагрузки и пауз, а также температура охлаждающей среды остаются практически неизменными.

По времени включения машины, соотношение продолжительности работы и пауз, а также по характеру изменения нагрузки режимы работы электрических машин подразделяют на продолжительный, кратковременный, повторно-кратковременный и перемежающийся.

Продолжительным режимом (условное обозначение S1) называют режим, при котором время работы машины при практически неизменных нагрузке и температуре охлаждающей среды достаточно для нагрева всех ее частей до практически установившейся температуры. Режим характеризуется неизменными потерями (рис. 3.2, а) в течение всего времени работы машины.

Кратковременным режимом работы (S2) называют режим, при котором периоды неизменной нагрузки чередуются с периодами отключения машины (рис. 3.2,6), причем за время работы температура частей машины не успевает достигнуть установившегося значения, а за время пауз (отключения машины) машина охлаждается до практически холодного состояния, т. е. до практически установившейся температуры, отличающейся от температуры охлаждающей среды не более чем на 1 °С. Установленная ГОСТ длительность периодов работы в данном режиме — 10, 30, 60 и 90 мин. Она должна быть указана в условном обозначении режима работы, например S2 —30 мин, S2 — 60 мин.

Повторно-кратковременный режим отличается от кратковременного регламентированными продолжительностью включения под неизменную нагрузку и продолжительностью периодов отключения (пауз), причем время работы машины всегда меньше времени, необходимого для нагрева ее частей до установившейся температуры, а время пауз меньше необходимого для остывания машины до практически холодного состояния.

Режимы работы трансформатора

1. Режим холостого хода. Данный режим характеризуется разомкнутой вторичной цепью трансформатора, вследствие чего ток в ней не течёт. По первичной обмотке протекает ток холостого хода, главной составляющей которого является реактивный ток намагничивания. С помощью опыта холостого хода можно определить КПД трансформатора, коэффициент трансформации, а также потери в сердечнике (т.н. «потери в стали»).

2. Режим нагрузки. Этот режим характеризуется работой трансформатора с подключенными источником в первичной и нагрузкой во вторичной цепи трансформатора. В вторичной обмотке протекает ток нагрузки, а в первичной — ток, который можно представить как сумму тока нагрузки (пересчитанного из соотношения числа витков обмоток и вторичного тока) и ток холостого хода. Данный режим является основным рабочим для трансформатора.

3. Режим короткого замыкания. Этот режим получается в результате замыкания вторичной цепи накоротко. Это разновидность режима нагрузки, при котором сопротивление вторичной обмотки является единственной нагрузкой. С помощью опыта короткого замыкания можно определить потери на нагрев обмоток в цепи трансформатора («потери в меди»). Это явление учитывается в схеме замещения реального трансформатора при помощи активного сопротивления.

В двигательном режиме к зажимам электродвигателя подводится электрическая энергия, преобразуемая им в механическую. Создаваемый при этом вращающий момент принято считать положительным, так как направление момента совпадает с направлением вращения.

При работе электродвигателя в тормозном режиме к валу подводится механическая энергия, которая машиной преобразуется в электрическую. Создаваемый при этом вращающий момент будет отрицательным, так как он препятствует вращению машины.

Любой электродвигатель может работать в любом из этих режимов при определенных условиях. При работе в двигательном режиме к валу электродвигателя приложены два момента: момент, развиваемый электродвигателем, и момент, создаваемый приводимым в движение механизмом. Последний называют статическим моментом или моментом сил сопротивления на валу электродвигателя. В дальнейшем момент, развиваемый в двигательном режиме, будем называть вращающим, а момент, развиваемый в генераторном режиме, — тормозным.

Вращающий момент любого электродвигателя, прямо пропорционален магнитному потоку и току в обмотке якоря (ротора). Статический момент, создаваемый приводимым механизмом, определяет нагрузку электродвигателя и может быть положительным и отрицательным. Статический момент положи­телен, когда его направление совпадает с направлением движе­ния, и отрицателен, когда он направлен против движения. В первом случае статический момент называется движущим, а во вторам — моментом сопротивления.

Отрицательные статические моменты создаются силами тре­ния, силами сопротивления резанию, сжатию, растяжению и скручиванию неупругих тел, а также силой тяжести при подъе­ме груза. Положительные статические моменты создаются на валу электродвигателя силой тяжести при спуске груза. Ста­тический момент может также состоять из нескольких слагае­мых, имеющих разные знаки. Например, при спуске груза си­ла тяжести создает положительный статический момент, а сила трения будет создавать отрицательный статический момент. Знак результирующего статического момента будет зависеть от величины первого и второго слагаемых.

Параллельная работа трансформаторов допускается, если: группы соединения обмоток трансформаторов одинаковы; одинаковы напряжения как первичных, так и вторичных обмоток, т. е. коэффициенты трансформации равны или различаются не более чем на ± 0,5 %; напряжения КЗ отличаются не более чем на ± 10 %; произведена фазировка трансформаторов.

В системах электроснабжения промышленных предприятий во многих случаях эксплуатации электрооборудования возникает необходимость параллельной работы трансформаторов.

Трансформаторы должны допускать параллельную работу в следующих сочетаниях: двухобмоточных между собой, трехобмоточных между собой на всех трех обмотках, а также двухобмоточных с трехобмоточными, если эксплуатирующей организацией предварительным расчетом установлено, что ни одна из обмоток параллельно соединенных трансформаторов не нагружается выше ее нагрузочной способности на тех ответвлениях и в тех режимах, в которых предусматривается параллельная работа.

При включении на параллельную работу трансформаторов с различными коэффициентами трансформации напряжения на зажимах их вторичных обмоток будут различными. Разность вторичных напряжений вызывает прохождение уравнительных токов.

 

Практические занятия

- Выполнение различных способов торможения для различных электродвигателей.

- Включение асинхронного двигателя в генераторный режим работы.

- Включение силовых трансформаторов на параллельную работу.

Задания для самостоятельного выполнения

Определите назначения и применения электрических машин специального назначения

Изучите конструкцию измерительных трансформаторов тока и напряжения.

Составьте схемы включения трансформаторов тока и напряжения.

Форма контроля самостоятельной работы:

- устный опрос, проверка конспекта и таблиц, составление презентаций.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Что произойдет с трансформатором, если его включить в сеть постоянного напряжения той же величины?

1) Ничего не произойдет.                                   2) Может сгореть.

3) Уменьшится основной магнитный поток. 4) Уменьшится магнитный поток рассеяния первичной обмотки

2. На что влияет ЭДС самоиндукции первичной обмотки трансформатора?

1) Увеличивает активное сопротивление первичной обмотки.

2) Уменьшает активное сопротивление первичной обмотки.

3) Уменьшает ток первичной обмотки трансформатора.

4) Увеличивает ток вторичной обмотки трансформатора.

5) Увеличивает ток первичной обмотки трансформатора.

3. Какой из асинхронных двигателей одинаковой мощности имеет большую скорость холостого хода?

1) Однофазный.   2) Двухфазный. 3) Трехфазный.     4) Конденсаторный.

4. Рабочей обмоткой машин постоянного тока является:

1) обмотка якоря               2) обмотка возбуждения

3) обмотка ротора            4) обмотка статора

5. При соединении обмоток силового трансформатора звездой, линейное напряжение:

1) больше фазного в 3 раза                   2) они равны

3) больше фазного в √3 раз                  4) меньше фазного в 3 раза

6. В каком режиме работают асинхронные электродвигатели подъемно-транспортных механизмов

1) кратковременный 2) продолжительный 3) повторный 4) повторно-кратковременный

7. Что происходит в якоре генератора постоянного тока при нагрузке?

1) Индуктируется ЭДС.

2) Механическая энергия преобразуется в электрическую путем индуктирования ЭДС и тока в якорной обмотке.

3) Электрическая энергия преобразуется в механическую путем воздействия электромагнитных сил на проводники с током, находящиеся в магнитном потоке.

4) Возникает электромагнитная сила.

5) Индуктируется ЭДС и возникает электромагнитная сила

8. В каком режиме работает измерительный трансформатор напряжения?

1) В режиме холостого хода.    2) В режиме близком к режиму холостого хода.

3) В номинальном режиме.      4) В режиме короткого замыкания.

5) В режиме близком к режиму короткого замыкания.

9. Как называется перевозбужденный синхронный двигатель, работающий в режиме холостого хода и подключаемый параллельно активно-индуктивной нагрузке?

1) Компенсатор.                            2) Индуктивный компенсатор.

3) Емкостной компенсатор.      4) Синхронный компенсатор.

 

 


 

Тема 1.4 Регулирование частоты вращения, пуска и торможения электрических машин

Основные понятия и термины по теме: особенности и способы пуска электрических машин; переходные процессы при пуске трансформаторов; динамическое, генераторное торможение и торможение против включением электрических машин; регулирования частоты вращения электрических машин.

 

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Пусковые свойства и способы пуска двигателя постоянного тока и переменного тока.

2. Включение силовых трансформаторов в сеть

3. Определение групп обмоток силовых трансформаторов

4. Особенности пуска асинхронного двигателя с фазным ротором

5. Способы торможения двигателя постоянного тока

6. Способы регулирования частоты вращения двигателя постоянного тока.

7. Способы регулирования частоты вращения асинхронного двигателя

Краткое изложение теоретических вопросов:

Пусковые свойства двигателей.

При пуске ротор двигателя, преодолевая момент нагрузки и момент инерции, разгоняется от частоты вращения п = 0 до п. Скольжение при этом меняется от sп = 1 до s. При пуске должны выполняться два основных требования: вращающий момент должен бить больше момента сопротивления (Мвр>Мс) и пусковой ток Iп должен быть по возможности небольшим.

В зависимости от конструкции ротора (короткозамкнутый или фазный), мощности двигателя, характера нагрузки возможны различные способы пуска: прямой пуск, пуск с использованием дополнительных сопротивлений, пуск при пониженном напряжении и др. Ниже различные способы пуска рассматриваются более подробно.

Прямой пуск. Пуск двигателя непосредственным включением на напряжение сети обмотки статора называется прямым пуском. Схема прямого пуска приведена на рис. 3.22. При включении рубильника в первый момент скольжение s = l, а приведенный ток в роторе и равный ему ток статора

максимальны (см.п.3.19 при s=1). По мере разгона ротора скольжение уменьшается и поэтому в конце пуска ток значительно меньше, чем в первый момент. В серийных двигателях при прямом пуске кратность пускового тока kI = IП / I1НОМ = (5,…,7), причем большее значение относится к двигателям большей мощности.

Рис. 3.22

Значение пускового момента находится из (3.23) при s = 1:

Пусковой момент близок к номинальному и значительно меньше критического. Для серийных двигателей кратность пускового момента     МП/ МНОМ = (1.0,…,1.8).

Приведенные данные показывают, что при прямом пуске в сети, питающей двигатель, возникает бросок тока, который может вызвать настолько значительное падение напряжение, что другие двигатели, питающиеся от этой сети, могут остановиться. С другой стороны, из-за небольшого пускового момента при пуске под нагрузкой двигатель может не преодолеть момент сопротивления на валу и не тронется с места. В силу указанных недостатков прямой пуск можно применять только у двигателей малой и средней мощности (примерно до 50 кВт).

Пуск при включении добавочных резисторов в цепь статора.

Перед пуском выключатель (пускатель) находится в разомкнутом состоянии и замыкается выключатель Q1.При этом в цепь статора включены добавочные резисторы RДОБ. В результате обмотка статора питается пониженным напряжением U1n = U1НОМ – InRДОБ. После разгона двигателя замыкается выключатель Q2 и обмотка статора включается на номинальное напряжение U1НОМ. Подбором RДОБ можно ограничить пусковой ток до допустимого. Следует иметь в виду, что момент при пуске, пропорциональный U21П, будет меньше и составляет (U1П / U1НОМ)2 номинального. Важно отметить, что при этом способе пуска значительны потери в сопротивлении RДОБ(RДОБI21n). Можно вместо резисторов RДОБ включить катушки с индуктивным сопротивлением ХДОБ, близким к RДОБ.Применение катушек позволяет уменьшить потери в пусковом сопротивлении.

           

 

Автотрансформаторный пуск. Кроме указанных способов можно применить так называемый автотрансформаторный пуск.

Перед пуском переключатель S устанавливается в положение 1, а затем включается автотрансформатор и статор питается пониженным напряжением U1П. Двигатель разгоняется при пониженном напряжении и в конце разгона переключатель S переводится в положение 2 и статор питается номинальным напряжением U1ном.

Если коэффициент трансформации понижающего трансформатора n, тогда ток I на его входе будет в n раз меньше. Кроме того, пусковой ток будет также в n раз меньше, т.е. ток при пуске в сети будет в n2 раз меньше, чем при непосредственном пуске.

Этот способ, хотя и лучше рассмотренных в п.3.14.7, но значительно дороже.

Пуск двигателя с фазным ротором.

Пуск двигателя с фазным ротором осуществляется путем включения пускового реостата в цепь ротора, как это показано на рис.3.30. Начала фаз обмоток ротора присоединяются к контактным кольцам и через щетки подключаются к пусковому реостату с сопротивлением Rp.

Приведенное к обмотке статора сопротивление пускового реостата Rp рассчитывается так, чтобы пусковой момент был максимальный, т.е. равен критическому. Так как при пуске скольжение sП = 1, то sП = 1 = sК, равенство МП = М Пmaх = МК будет обеспечено. Тогда.

В момент пуска рабочая точка на механической характеристике находится в положении а, а при разгоне двигателя она перемещается по кривой 1, соответствующей полностью включенному реостату. При моменте, соответствующем точке е, включается первая ступень реостата и момент скачком увеличивается до точки b – рабочая точка двигателя переходит на кривую 2; в момент времени, соответствующей точке d, выключается вторая ступень реостата, рабочая точка скачком переходит в точку с и двигатель выходит на естественную характеристику 3 и затем в точку f. Реостат закорачивается, обмотка ротора замыкается накоротко, а щетки отводятся от колец.

hello_html_m2a8bccbe.png

Таким образом, фазный ротор позволяет пускать в ход асинхронные двигатели большой мощности при ограниченном пусковом токе. Однако этот способ пуска связан со значительными потерями в пусковом реостате. Кроме того, двигатель с фазным ротором дороже двигателя с короткозамкнутым ротором. Поэтому двигатель с фазным ротором применяется лишь при больших мощностях и высоких требованиях к приводу.

 

 

Регулирование скорости вращения электродвигателей постоянного тока

Из уравнения скоростной характеристики электродвигателей постоянного тока следует, что их скорость можно регулировать:

а) изменением сопротивления якорной цепи R при помощи реостата в цепи якоря;

б) изменением магнитного потока возбуждения Ф (при помощи реостата в цепи возбуждения);

в) изменением величины напряжения U, подводимого к двигателю (за счет применения специальных схем включения).

1. Электродвигатели с параллельным возбуждением

Регулирование скорости вращения изменением сопротивления в цепи якоря. Как видно из механических характеристик, вводя дополнительное сопротивление в цепь якоря, можно регулировать скорость вниз от номинальной скорости двигателя, представленной естественной характеристикой. Жесткость характеристик уменьшается по мере увеличения добавочного сопротивления. Диапазон регулирования скорости не превышает 2: 1, т. е. предел регулирования равен 50% вниз от основной скорости.

Настоящий способ регулирования скорости может быть легко осуществлен, однако он имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих его применение: значительные потери энергии в регулировочном реостате; диапазон регулирования скорости непостоянен и зависит от нагрузки; невозможность регулирования при малых нагрузках.

В отличие от пускового реостата регулировочный реостат должен быть рассчитан на длительную работу при полном токе нагрузки, поскольку он оказывается включенным не только кратковременно во время пуска, но и во время работы двигателя на заданной скорости.

Регулирование скорости вращения изменением тока возбуждения (величины магнитного потока). Из рассмотрения механических характеристик видно, что, вводя дополнительное сопротивление в цепь возбуждения, можно регулировать скорость вращения двигателя вверх от номинальной его скорости. Жесткость механических искусственных характеристик при этом мало изменяется. Диапазон регулирования скорости для регулируемых таким методом двигателей составляет от 1,5: 1 до 4: 1. Обычно в каталогах указывается величина максимально допустимого числа оборотов двигателя. Данный способ регулирования скорости является одним из наиболее простых и экономичных, что определяет его широкое применение.

2. Электродвигатели с последовательным возбуждением

Регулирование скорости вращения изменением сопротивления в цепи якоря. Как видно из механической характеристики двигателя, вводя дополнительное сопротивление в цепь якоря, можно регулировать скорость вниз от номинальной скорости двигателя. Жесткость характеристики уменьшается по мере увеличения дополнительного сопротивления. Диапазон регулирования скорости не превышает 2:1, 3:1 и зависит от нагрузки.

Регулирование скорости рассмотренным методом связано с большими потерями энергии в регулировочном реостате, но несмотря на это, данный способ находит применение в крановых установках и электротележках ввиду своей простоты. Указанные механизмы работают со значительными перерывами, что уменьшает потерю энергии на нагрев сопротивлений реостатов.

 

Регулирование скорости вращения изменением магнитного потока возбуждения. Для двигателей с последовательным возбуждением применяются два основных способа регулирования скорости изменением магнитного потока Ф, а именно, путем шунтирования либо обмотки возбуждения, либо обмотки якоря.

При шунтировании обмотки возбуждения реостатом Яш часть тока, проходящего по якорю двигателя, ответвляется в реостат, вследствие чего величина тока в обмотке возбуждения, а следовательно, и магнитного потока, создаваемого ею, уменьшается и скорость двигателя возрастает. При уменьшении величины сопротивления шунтирующего реостата искусственные скоростные характеристики располагаются выше естественной характеристики. Таким образом, регулирование скорости этим методом происходит в сторону ее повышения по отношению к номинальной скорости. Предел регулирования скорости вращения двигателя не поевышает 2: 1 при условии постоянства мощности. При постоянном нагрузочном моменте диапазон регулирования еще ниже.

 

При уменьшении величины сопротивления шунтирующего реостата увеличивается ток, протекающий по обмотке возбуждения, вследствие чего искусственные скоростные характеристики двигателя располагаются ниже естественной характеристики. При переходе скорости вращения за пределы отрицательных моментов двигатель не отдает энергии в сеть, но работает генератором на шунтирующее сопротивление, так как э. д. с. двигателя не может быть больше приложенного напряжения сети. Таким образом, регулирование скорости этим методом происходит в сторону понижения по отношению к номинальной скорости. Возможен диапазон регулирования скорости (4—5): 1. Регулирование скорости шунтированием обмотки якоря применяется в тех случаях, когда необходимо получить характеристики на низких скоростях, более жесткие, чем при реостатном регулировании. Этот метод регулирования скорости сопровождается значительной потерей энергии в шунтирующем реостате. Он находит применение в электроприводах, требующих получения низких скоростей на короткое время.

 

Лабораторные работы

- Исследование способов пуска трехфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором

- Исследование схемы управления двигателем постоянного тока

- Исследование схемы управления электродвигателем с фазным ротором

- Исследование нагрузочных диаграмм электродвигателя

- Регулирование частоты вращения электродвигателей различными способами

 

Задания для самостоятельного выполнения

Определите основные требования, предъявляемые к электрическим машинам и аппаратам согласно ПУЭ.

Изучите конструкцию измерительных трансформаторов тока и напряжения.

Форма контроля самостоятельной работы:

- устный опрос, проверка конспекта и таблиц, составление презентаций.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Какой рисунок соответствует работе асинхронной машины в режиме электромагнитного тормоза?

                         n1 n1 n1n2< n1n2>n1n2

 

рис. 1 Mэм Mэм Рис. 2 Рис.3 Mэм

2. Выберите электрическую схему коллекторной машины постоянного тока с параллельным возбуждением.

 

А)                          Б)           В)                      Г)    

3. Выберите электрическую схему коллекторной машины постоянного тока с независимым возбуждением.

                                                     

А)                              Б)                                 В)                                          Г)

 

4. Выберите электрическую схему коллекторной машины постоянного тока с последовательным возбуждением.

       
 

 

5. На что влияет явление близости двух параллельных проводников с одинаковыми направлениями токов?

1) Увеличивает электродинамические силы между проводниками.

2) Уменьшает электродинамические силы между проводниками.

3) Электродинамические силы остаются без изменения

6. Почему пусковой момент асинхронного двигателя при введении реостата в фазный ротор увеличивается?

1) Увеличивается индуктивное сопротивление ротора.

2) Увеличивается активное сопротивление ротора.

3) Увеличивается активная составляющая роторного тока. 4) Уменьшается роторный ток.

7. Что происходит в якоре генератора постоянного тока при нагрузке?

1) Индуктируется ЭДС.

2) Механическая энергия преобразуется в электрическую путем индуктирования ЭДС и тока в якорной обмотке.

3) Электрическая энергия преобразуется в механическую путем воздействия электромагнитных сил на проводники с током, находящиеся в магнитном потоке.

4) Возникает электромагнитная сила.

5) Индуктируется ЭДС и возникает электромагнитная сила

8. Почему номинальный момент асинхронного двигателя при введении реостата в фазный ротор уменьшается при том же скольжении?

1) Увеличивается сопротивление ротора.

2) Увеличивается активное сопротивление ротора.

3) Уменьшается активная составляющая роторного тока.

4) Уменьшается роторный ток.

5) Увеличивается индуктивное сопротивление ротора.

9. Что нужно сделать, чтобы изменить направление вращения трехфазного асинхронного двигателя с фазным ротором?

1) Изменить схему соединения статорной обмотки.

2) Изменить схему соединения роторной обмотки.

3) Поменять местами два линейных провода двигателя на клеммах трехфазной сети.

4) Изменить схемы соединения статорной и роторной обмоток

 

Тема 1.5 Выбор и наладка различных схем управлением электроприводом

Основные понятия и термины по теме: электрические аппараты электроприводов; информационные устройства электропривода; преобразовательные устройства электроприводов; проверка работы разомкнутых и замкнутых схем управления электропривода от двигателя постоянного и переменного тока; выбор электродвигателей для различных схем электропривода.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Электрические аппараты управления электроприводов

2. Электрические аппараты защиты электроприводов

3. Исполнительные асинхронные двигатели

4. Исполнительные шаговые двигатели

5. Вентильные двигатели переменного и постоянного тока

6. Исполнительные устройства электропривода

7. Преобразовательные устройства электропривода

8. Импульсное управление электропривода

9. Выбор и наладка электрических аппаратов электропривода

10. Проверка правильности сборки схем управления электропривода

11. Выбор электродвигателя для разомкнутых и замкнутых схем управления электропривода

Краткое изложение теоретических вопросов:

Аппараты ручного управления электропривода

К электрическим аппаратам ручного управления относят рубильники, переключатели, выключатели, пакетные выключатели и контроллеры. Рубильники и переключатели предназначены для периодического (редкого) включения (отключения)— коммутации (от одноименного латинского слова — изменение, перемена) силовых электрических цепей напряжением до 500 В при силе номинального тока до 500 А.

Пакетные выключатели и переключатели предназначены для периодической коммутации силовых и управления вспомогательных электрических цепей при силе номинального тока до 360 А. Пакетный выключатель состоит из пакетов (отсюда и его название), собранных на основании, закрытых крышкой и стянутых шпильками. Каждый пакет выполнен из изолятора, на котором закреплены неподвижные контакты с винтами. Внутри изолятора установлены подвижные контакты с фибровыми искрогасящими шайбами. Через центральные отверстия пакетов проходит валик квадратного поперечного сечения, имеющий на конце рукоятку и предназначенный для поворота подвижных контактов. В корпусе выключателя встроено заводное устройство с пружиной, обеспечивающее поворот валика на углы, кратные 1/2 рад, и мгновенное переключение контактов вне зависимости от скорости поворота рукоятки. Наличие заводного устройства и фибровых искрогасящих шайб исключает возникновение дуги при размыкании контактов. Для крепления пакетного выключателя предусмотрены кронштейны. Кнопки управления предназначены для коммутации электрических цепей управления контакторов, магнитных пускателей, реле и звуковых сигналов при номинальном токе до 5 А, но при большом числе включений. Кнопка управления состоит из двух пар контактов с одним или двумя контактными мостиками, смонтированными на общем основании и создающими один замыкающий и один размыкающий контакты. Контакты переключают нажатием на толкатель, удерживаемый пружиной в исходном (верхнем) положении. Кнопки управления различают по величине: малогабаритные и нормальные и по форме толкателя: с нормативным или грибовидным толкателем. Кнопки управления с нормальным толкателем, нажимаемым пальцем руки, применяют самостоятельно либо объединяют в общем корпусе или на панели, образуя кнопочный аппарат (станцию, пульт) для управления электроталью или кран-балкой. В зависимости от назначения кнопок головки толкателей снабжены соответствующими надписями, например «Пуск», «Стоп» и др., а также окрашены в соответствующие цвета. Кнопку с грибовидным толкателем, нажимаемым ладонью руки, применяют для экстренного отключения линейного контактора защитной панели, мгновенного разрыва цепей управления и быстрой остановки крана, в связи с чем ее называют аварийным выключателем. Кнопки с ножным управлением (рис. 79, в) применяют для коммутации цепей управления электроприводами кранов, когда руки крановщика заняты на основных аппаратах управления.

Контроллер (от одноименного английского слова — управитель) — электроаппарат с большим числом контактов, коммутирующий силовые электрические цепи. Контроллер предназначен для одновременного переключения нескольких электрических цепей: силовых, возбуждения и управления электроприводом для осуществления пуска, регулирования рабочей скорости, электрического торможения, остановки и реверсирования механизма крана.

И сполнительные асинхронные двигатели

По конструктивному оформлению исполнительные двигатели представляют собой асинхронные машины с двухфазной обмоткой статора, выполненной так, что магнитные оси ее двух фаз сдвинуты в пространстве относительно друг друга не угол 90 эл. град.

Одна из фаз обмотки статора является обмоткой возбуждении и имеет выводы к зажимам с обозначение ми C1 и С2. Другая, выполняющая роль обмотки управления, имеет выводы, присоединенные к зажимам с обозначениями У1 и У2.

К обеим фазам обмотки статора подводят соответствующие переменные напряжения одинаковой частоты. Так, цепь обмотки возбуждения присоединяют к питающей сети с неизменным напряжением U, а в цепь обмотки управления подают сигнал в виде напряжения управления Uу (рис. 1, а, б, в).

Рис. 1. Схемы включения асинхронных исполнительных двигателей при управлении: а - амплитудном, б - фазовом, в - амплитудно-фазовом.

В результате этого в обеих фазах обмотки статора возникают соответствующие токи, которые благодаря включенным фазосдвигающим элементам в виде конденсаторов или фазорегулятора сдвинуты относительно друг друга во времени, что приводит к возбуждению эллиптического вращающего магнитного поля, которое вовлекает короткозамкнутый ротор во вращение.При изменении режимов работы двигателя эллиптическое вращающееся магнитное поле в предельных случаях переходит в переменное с неподвижной осью симметрии или в круговое вращающееся, что сказывается на свойствах двигателя. Пуск, регулирование скорости и остановка исполнительных двигателей определяются условиями формирования магнитного поля путем амплитудного, фазового и амплитудно-фазового управления.

 

Иногда кроме конденсатора в цепи обмотки возбуждения предусматривают еще конденсатор в цепи обмотки управления, что компенсирует реактивную намагничивающую мощность, снижает потери энергии и улучшает, механические характеристики асинхронного исполнительного двигателя.

При всех способах управления скорость ротора регулируют изменением характера вращающегося магнитного поля, а перемену направления вращения ротора осуществляют изменением фазы напряжения, подведенного к зажимам обмотки управления, на 180°.

Выбор структуры системы управления электропривода производиться с учетом требований задания на электропривод. Основными требованиями к электроприводу являются:

- поддержание заданной скорости вращения ЭП (с учетом требуемого диапазона регулирования скорости),

- величина токоограничения при упоре,

- ускорение ЭП при пуске.

Для управления ЭП используются два типа систем управления - разомкнутая и замкнутая. Разомкнутая система управления имеет низкую точность и ограниченный диапазон регулирования. Для расширения диапазона регулирования и повышения точности используются замкнутые системы регулирования. Идея замкнутых систем сводится к тому, что в системе автоматически компенсируются воздействие возмущающих факторов и угловая скорость или момент двигателя могут с большей точностью поддерживаться на требуемом уровне.

Для осуществления автоматического регулирования необходимо измерить сигнал обратной связи, затем этот результат в виде напряжения сравнить с заданным в виде напряжения с значением регулируемой величины и направить результат сравнения регулируемому объекту. Обычно энергии регулируемого органа бывает недостаточно для воздействия на регулирующий орган, поэтому возникает необходимость в применение усилительного устройства. Перечисленные элементы (измерительный орган, усилитель и регулирующий орган) входят в устройство регулятора, осуществляющего процесс регулирования.

Таким образом, система автоматического регулирования состоит из регулируемого объекта и регулятора, реагирующего на изменение регулируемой величины.

Ограничение момента, развиваемого приводом, до требуемого значения с определенной точностью может произойти, например, при снижение ЭДС преобразователя, питающего якорь двигателя постоянного тока независимого возбуждения. Автоматически это выполняется при соответствующей обратной связи. В данном случае целесообразно применить отрицательную обратную связь по току, которая вступает в действии при достижении током (или моментом при Ф=const) заданного значения.

Для управления электроприводом принимаем двухконтурную схему с внешним контуром регулирования скорости и внутренним подчиненным контуром регулирования тока якоря двигателя.

 

В качестве внутреннего контура принимаем контур регулирования тока якоря. Он применяется, если требуется обеспечить:

- ограничение тока якоря допустимым значением при перегрузках электропривода;

- пуск или торможение электропривода с максимально возможным темпом;

- дополнительную коррекцию во внешнем контуре регулирования скорости.

В качестве внешнего контура принимаем контур регулирования скорости. В структурную схему входят: двигатель постоянного тока, тиристорный преобразователь, регуляторы тока и скорости, датчики обратных связей тока и скорости.

Практические занятия

- Сборка узлов схем управления электропривода на бесконтактной аппаратуре

- Сборка реверсивной схемы управления трехфазного асинхронного двигателя с фазным ротором

- Выполнение пусконаладочных работ с аппаратами управления электропривода

- Выполнение пусконаладочных работ с аппаратами защиты

- Проверка правильности сборки разомкнутых схем управления электропривода

- Проверка правильности сборки замкнутых схем управления электропривода.

Задания для самостоятельного выполнения

Определите наиболее эффективные способы улучшения коммутации в машинах постоянного тока

Составьте таблицу «Технические характеристики электродвигателей постоянного тока»

Форма контроля самостоятельной работы:

- устный опрос, проверка конспекта и таблиц, составление презентаций.

 

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль

Перечень точек рубежного контроля

Охват тем

Форма контроля№1

 

Тема 1.1. Назначение, классификация и конструкция электрических машин и аппаратов зачёт

№2

Тема 1.2. Регулирование физических процессов в электрических машинах и аппаратах зачёт

№3

Тема 1.3 Регулирование и проверка режимов работы электрических машин и аппаратов зачёт

№ 4 Тема 1.4. Регулирование частоты вращения, пуска и торможения электрических машин зачёт

 

Промежуточный контроль по дисциплине

Вопросы к дифференцированному зачету

Перечень теоретических заданий:

1. Почему сердечник трансформатора выполняют из электротехнической стали?

1) Для уменьшения тока холостого хода.

2) Для уменьшения намагничивающей составляющей тока холостого хода.

3) Для уменьшения активной составляющей тока холостого хода.

4) Для улучшения коррозийной стойкости

2. Как обозначаются начала первичной обмотки трехфазного трансформатора?

1) a, b, c           2) x, y, z      3) A, B, C         4) X, Y, Z

3. На каком законе электротехники основан принцип действия трансформатора?

1) На законе электромагнитных сил. 2) На законе Ома.

3) На законе электромагнитной индукции. 4) На первом законе Кирхгофа.

5) На втором законе Кирхгофа

 

4. Что произойдет с трансформатором, если его включить в сеть постоянного напряжения той же величины?

1) Ничего не произойдет. 2) Может сгореть.

3) Уменьшится основной магнитный поток.

4) Уменьшится магнитный поток рассеяния первичной обмотки

5. Что преобразует трансформатор?

1) Величину тока.           2) Величину напряжения.

3) Частоту.                      4) Величины тока и напряжения

6. На что влияет ЭДС самоиндукции первичной обмотки трансформатора?

1) Увеличивает активное сопротивление первичной обмотки.

2) Уменьшает активное сопротивление первичной обмотки.

3) Уменьшает ток первичной обмотки трансформатора.

4) Увеличивает ток вторичной обмотки трансформатора.

5) Увеличивает ток первичной обмотки трансформатора.

7. Что произойдет с током первичной обмотки трансформатора, если нагрузка трансформатора увеличится?

1) Не изменится.             3) Уменьшится. 2) Увеличится.            4) Станет равным нулю.

 

8. Изменится ли магнитный поток в сердечнике трансформатора, если во вторичной обмотке ток возрос в 3 раза:

1) Увеличится в 3 раза.    3) Не изменится

2) Уменьшится в 3 раза. 4) Уменьшится в 9 раз         5) Увеличится в 9 раз.

9. На что влияет ЭДС самоиндукции вторичной обмотки трансформатора?

1) Увеличивает активное сопротивление вторичной обмотки.

2) Уменьшает активное сопротивление вторичной обмотки.

3) Уменьшает ток вторичной обмотки трансформатора.

4) Увеличивает ток первичной обмотки трансформатора.

5) Уменьшает индуктивное сопротивление вторичной обмотки трансформатора.

10. Как передается электрическая энергия из первичной обмотки автотрансформатора во вторичную?

1) Электрическим путем.                                          2) Электромагнитным путем.

3) Электрическим и электромагнитным путем. 4) Как в обычном трансформаторе.

 

11. Какой рисунок соответствует работе асинхронной машины в режиме электромагнитного тормоза?

12. Какой из асинхронных двигателей одинаковой мощности имеет большую скорость холостого хода?

1) Однофазный. 2) Двухфазный. 3) Трехфазный. 4) Конденсаторный.

13. Во сколько раз уменьшится пусковой ток трехфазного асинхронного двигателя при соединении фаз в звезду вместо треугольника?

1) 2 2) 2 3) 3 4) 3

14. Электрическая машина в которой частота вращения магнитного поля статора и ротор вращается с одинаковой частотой, называется?

1) асинхронная        2) машина постоянного тока  3) синхронная  4) трансформатор

15. Рабочей обмоткой машин постоянного тока является:

1) обмотка якоря      2) обмотка возбуждения

3) обмотка ротора  4) обмотка статора

16. При работе трансформатора какие потери считают переменными:

1) электрические  2) холостого хода  3) механические    4) магнитные

17. Причины искрения на коллекторе вызванные при возникновении напряжения между смежными коллекторными пластинами называются:

1) механические 2) коммутационные 3) потенциальные 4) компенсационные

18. При соединении обмоток силового трансформатора звездой, линейное напряжение:

1) больше фазного в 3 раза           2) они равны

3) больше фазного в √3 раз          4) меньше фазного в 3 раза

19. В каком режиме работают асинхронные электродвигатели подъемно-транспортных механизмов?

1) кратковременный                2) продолжительный

3) повторный                            4) повторно-кратковременный

20. Согласно действующим стандартам, если допустимая степень искрения в паспорте машины не указана, то при номинальной нагрузки она не должна превышать:

1) степень 1 1/2;     2) степень 1 1/4;        3) степень 1         4) степень 2

21. Выберите электрическую схему коллекторной машины постоянного тока с параллельным возбуждением.

22. Выберите электрическую схему коллекторной машины постоянного тока с независимым возбуждением.

Выберите электрическую схему коллекторной машины постоянного тока с последовательным возбуждением

23. Какое определение якорной обмотки наиболее близко к реальному представлению?

1) Разомкнутая система проводников, уложенная по определенной схеме, и соединенная с коллекторными пластинами и щетками.

2) Совокупность секций, коллекторных пластин и щеток.

3) Замкнутая на себя система проводников, уложенных по определенной схеме, соединенная с внешней сетью с помощью коллектора и щеток.

4) Совокупность проводников, припаянная к коллекторным пластинам, имеющая электрическое соединение со щетками.

24. Как уменьшить искрение щеток в коллекторных машинах постоянного тока малой мощности?

1) Сдвигом щеток с геометрической нейтрали.

2) Постановкой дополнительных полюсов.

3) Постановкой компенсационной обмотки.

4) Сдвигом щеток и постановкой дополнительных полюсов.

5) Постановкой дополнительной и компенсационной обмоток.

25. Для чего служит коллекторно-щеточный узел в генераторе постоянного тока?

1) Для электрического соединения якорной обмотки с сетью.

2) Для механического выпрямления переменного тока в постоянный.

3) Для преобразования постоянного тока в переменный ток в проводниках обмотки якоря.

4) Для механического выпрямления переменного тока в постоянный и электрического соединения якорной обмотки с сетью.

5) Для преобразования постоянного тока в переменный ток в проводниках обмотки якоря и электрического соединения последней с сетью.

26. Из каких основных частей состоит коллекторная машина постоянного тока?

1) Полюсы, ярмо, болты, коллекторные пластины, щетки.

2) Станина, ярмо, обмотка возбуждения, болты, коллектор, щетки.

3) Обмотка возбуждения, якорная обмотка, щетки.

4) Индуктор, якорь, коллектор, щеточный узел.

27. Что происходит в якоре генератора постоянного тока при нагрузке?

1) Индуктируется ЭДС.

2) Механическая энергия преобразуется в электрическую путем индуктирования ЭДС и тока в якорной обмотке.

3) Электрическая энергия преобразуется в механическую путем воздействия электромагнитных сил на проводники с током, находящиеся в магнитном потоке.

4) Возникает электромагнитная сила.

5) Индуктируется ЭДС и возникает электромагнитная сила.

 

29. Выберите правильный ответ, характеризующий контактор:

1) Это электрический аппарат (ЭА) с контактами.

2) Это ЭА, предназначенный для включения и отключения электрической цепи.

3) Это ЭА, предназначенный для отключения электрической цепи при перегрузке.

4) Это аппарат с дистанционным управлением для многократных включений и отключений электрической нагрузки.

5) Это электромагнит с контактами.

30. Что такое геркон?

1) Это герметизированный контакт.

2) Это магнитоуправляемый контакт.

3) Это контакт из плоских ферромагнитных пружин с инертным газом, управляемый собственным или внешним магнитным потоком.

31. На что влияет явление близости двух параллельных проводников с одинаковыми направлениями токов?

1) Увеличивает электродинамические силы между проводниками.

2) Уменьшает электродинамические силы между проводниками.

3) Электродинамические силы остаются без изменения

32. Какая величина имеет наибольшее значение при расчете электромагнита переменного тока?

1) Активное сопротивление обмотки. 2) Индуктивное сопротивление обмотки.

3) Потери в стали сердечника.            4) Противо ЭДС.

33. На что влияет явление поверхностного эффекта?

1) Увеличивает активное сопротивление проводника.

2) Уменьшает активное сопротивление проводника.

3) Увеличивает магнитный поток проводника.

4) Уменьшает магнитный поток проводника.

34. Какой плавкий предохранитель защищает электрическую цепь от токов перегрузки и короткого замыкания?

1) Открытый. 2) Закрытый. 3) Засыпной. 4) Инерционный. 5) Жидкометаллический

35. В каком плавком предохранителе лучше гасится электрическая дуга?

1) Открытый. 2) Закрытый. 3) Засыпной. 4) Инерционный. 5) Жидкометаллический.

36. Какой плавкий предохранитель многоразового применения?

1) Открытый. 2) Инерционный. 3) Закрытый. 4) Засыпной. 5) Жидкометаллический.

37. Какие вставки наиболее предпочтительны для плавких предохраните-лей?

1) Медные. 2) Серебряные. 3) Алюминиевые 4) Золотые 5) Цинковые.

38. Какую роль выполняет механизм свободного расцепления автоматическом выключателе (АВ)?

1) Помогает включать АВ при нормальном режиме работы цепи.

2) Помогает выключать АВ при коротком замыкании цепи.

3) Организует жесткую или нежесткую связь между приводом и главным рычагом АВ.

4) Помогает выключать АВ при понижении напряжения.

5) Помогает выключать АВ при аварийном режиме работы цепи.

39. Какую роль играют электромагнитные, термомагнитные, полупроводниковые и другие расцепители в автоматическом выключателе (АВ)?

1) Помогают включать АВ при нормальном режиме работы цепи.

2) Помогают выключать АВ при нормальном режиме работы цепи.

3) Помогают выключать АВ при коротком замыкании цепи.

4) Помогают выключать АВ при понижении напряжения.

5) Помогают выключать АВ при аварийном режиме работы цепи.

40. В какой последовательности замыкаются разрывные и главные контакты в автоматическом выключателе при его включении?

1) Сначала разрывные, потом главные контакты.

2) Сначала главные, потом разрывные контакты.

3) Разрывные и главные контакты одновременно.

41. Как отключают тиристорный пускатель?

1) Кнопкой в цепи включающего тиристора.

2) Шунтированием включающего тиристора.

3) Закрытием включающего тиристора противотоком предварительно заряженного конденсатора.

42. Что понимается под электродинамической стойкостью электрического аппарата (ЭА)?

1) Механическая износоустойчивость.

2) Электрическая износоустойчивость.

3) Максимальная электродинамическая сила, действующая на подвижную часть ЭА.

4) Максимальная электродинамическая сила, действующая на силовые контакты ЭА.

5) Максимально допустимый ток короткого замыкания.

43. Какой командоаппарат имеет большее количество контактов?

1) Кнопка. 2) Путевой выключатель. 3) Блокировочный выключатель. 4) Контроллер.

44. Какую роль выполняют большие контакты в контакторе?

1) Коммутируют цепь управления. 2) Коммутируют силовую цепь.

3) Коммутируют цепи управления и силовую.

45. Какие дугогасительные камеры наиболее эффективны?

1) С широкой щелью.                2) С узкой щелью.

3) Многократные щелевые.    4) Лабиринтные.

46. Для чего нужна система магнитного дутья в контакторе?

1) Для охлаждения электрической дуги.   2) Для гашения электрической дуги.

3) Для разрыва силовой электрической цепи.

4) Для удлинения длины дуги под воздействием электромагнитной силы от взаимодействия тока дуги с магнитным полем обмотки системы.

5) Для разрыва электрической цепи управления контактором.

47. Что такое позистор?

1) Это терморезистор из сегнетоэлектрических растворов на основе титананита бария с положительным температурным коэффициентом сопротивления.

2) Это терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления.

3) Это терморезистор, имеющий две ветви зависимости сопротивления от температуры, соответствующие разным температурным коэффициентам сопротивления, пересечение которых соответствует предельной температуре нагрева, при которой защищаемое электрооборудование отключается.

48. Для чего нужна дугогасительная камера в контакторе?

1) Для охлаждения электрической дуги.

2) Для гашения электрической дуги.

3) Для удлинения длины дуги под воздействием электромагнитной силы.

4) Для удлинения и охлаждения электрической дуги.

49. Какие муфты управления обладают большим ресурсом работы?

1) Гистерезисные. 2) Фрикционные. 3) Ферропорошковые.

49. Для каких материалов контактов в месте контактирования допускается наибольшая температура?

1) Медь. 2) Сплавы металлов. 3) Серебро. 4) Металлокерамика

50. Из каких материалов изготавливаются контактирующие элементы электрических аппаратов?

1) Металлов с малым удельным электрическим сопротивлением.

2) Металлов с большим удельным электрическим сопротивлением 3) Керамики.

51. Почему пластины сердечника трансформатора стягивают шпильками?

1) Для увеличения механической прочности.

2) Для крепления трансформатора к объекту.

3) Для уменьшения влаги внутри сердечника.4) Для уменьшения магнитного шума.

52. Почему сердечник трансформатора выполняют из электрически изолированных друг от друга пластин электротехнической стали?

1) Для уменьшения массы сердечника. 2) Для увеличения электрической прочности сердечника.

3) Для уменьшения вихревых токов. 4) Для упрощения конструкции трансформатора.

53. Как соединены первичная и вторичная обмотки трехфазного трансформатора, если трансформатор имеет 11 группу (Y – звезда, ∆– треугольник)?

1) Y/∆ 2) ∆/Y 3) Y/Y 4) ∆/∆

54. В каком режиме работает измерительный трансформатор напряжения?

1) В режиме холостого хода. 2) В режиме близком к режиму холостого хода.

3) В номинальном режиме. 4) В режиме короткого замыкания.

5) В режиме близком к режиму короткого замыкания.

55. Почему пусковой момент асинхронного двигателя при введении реостата в фазный ротор увеличивается?

1) Увеличивается индуктивное сопротивление ротора.

2) Увеличивается активное сопротивление ротора.

3) Увеличивается активная составляющая роторного тока.

4) Уменьшается роторный ток.

56. Почему номинальный момент асинхронного двигателя при введении реостата в фазный ротор уменьшается при том же скольжении?

1) Увеличивается сопротивление ротора.

2) Увеличивается активное сопротивление ротора.

3) Уменьшается активная составляющая роторного тока.

4) Уменьшается роторный ток.

5) Увеличивается индуктивное сопротивление ротора.

57. Что нужно сделать, чтобы изменить направление вращения трехфазного асинхронного двигателя с фазным ротором?

1) Изменить схему соединения статорной обмотки.

2) Изменить схему соединения роторной обмотки.

3) Поменять местами два линейных провода двигателя на клеммах трехфазной сети.

4) Изменить схемы соединения статорной и роторной обмоток.[эталон ответа -3]

58. Роторная обмотка короткозамкнутого ротора общепромышленного асинхронного двигателя может быть изготовлена из:

1) Стали. 3) Нихром

2) Бронзы. 4) Алюминиевого сплава. 5) Константана.

59. Как называется перевозбужденный синхронный двигатель, работающий в режиме холостого хода и подключаемый параллельно активно-индуктивной нагрузке?

1) Компенсатор.                     2) Индуктивный компенсатор.

3) Емкостной компенсатор.  4) Синхронный компенсатор.

60. Как уменьшают искрение щеток в коллекторных машинах постоянного тока средней мощности?

1) Сдвигом щеток с геометрической нейтрали за физическую нейтраль.

2) Постановкой дополнительных полюсов (ДП).

3) Постановкой компенсационной обмотки (КО).

4) Сдвигом щеток и постановкой ДП.

5) Сдвигом щеток и постановкой КО.

 

Перечень практических заданий:

1. Постройте механическую характеристику трёхфазного асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором

2. Постройте механическую характеристику трёхфазного асинхронного электродвигателя с фазным ротором.

3. Постройте механическую характеристику трёхфазного синхронного электродвигателя.

4. Постройте механическую характеристику двигателя постоянного тока независимого возбуждения.

5. Постройте механическую характеристику двигателя постоянного тока последовательного возбуждения.

6. Постройте механическую характеристику двигателя постоянного тока параллельного возбуждения.

7. Постройте механическую характеристику двигателя постоянного тока смешанного возбуждения.

8.Изобразите схему включения двигателя постоянного тока независимого возбуждения. 9.Изобразите схему включения двигателя постоянного тока последовательного возбуждения. 10.Изобразите схему включения двигателя постоянного тока параллельного возбуждения.

11. Изобразите схему включения двигателя постоянного тока смешанного возбуждения.

12.Изобразите схему включения силового трёхфазного трансформатора. [2.стр.46.б.]

13.Изобразите схему включения трёхфазного асинхронного электродвигателя с короткозамкнутой обмоткой ротора.

 

14.Изобразите схему соединения обмоток силового трансформатора, принадлежащего к 11 группе.

15.Изобразите схему соединения обмоток силового трансформатора, принадлежащего к 0 группе.

16.Три одинаковых асинхронных двигателя имеют различное номинальное скольжение: Sн1=0,08, Sн2=0,04 и Sн3=0,06. Определите в каком соотношении находятся их КПД 1, 2, 3

17.Определите КПД трехфазного асинхронного двигателя в номинальном режиме, если постоянные потери Р0=15мВт, переменные Рса=35 мВт, а потребляемая из сети мощность Р1=250 мВт

18. Первичная обмотка автотрансформатора имеет W1=600 витков, коэффициент трансформации К=20. Определите число витков вторичной обмотки W2.

19. Имеется два одинаковых трансформатора Тр1 и Тр2. У первого трансформатора Тр1 сердечник изготовлен из листов электротехнической стали толщиной 0, 35 мм, у второго Тр2 – 0,5 мм. Определите в каком соотношении находятся их КПД

 

 


 

ГЛОССАРИЙ

Вид профессиональной деятельности (ВПД) – составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором профессиональных функций и необходимых для их выполнения компетенций.

Дифференцированный зачет - одна из форм определения качества знаний, умений и уровня развития учащихся.

Знание – единица содержания образования (информация, усвоение которой может быть проверено одним тестовым вопросом), освоенная обучающимся на одном из уровней, позволяющих выполнять над ней мыслительные операции.

Зачет - форма проверки выполнения студентами лабораторных и РГР, а также знаний и навыков, полученных на практических и семинарских занятиях. Зачеты с дифференцированными оценками ставятся по дисциплинам, перечень которых устанавливается в учебном плане.

Курсовой проект (работа) – является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов, выполняемой в течение курса (семестра) под руководством преподавателя, и представляет собой самостоятельное исследование избранной темы, которая должна быть актуальной и соответствовать состоянию и перспективам развития науки.

Комплексно-методическое обеспечение дисциплины - комплект учебно-методических материалов преподавателя, в который входят планы уроков, конспекты лекций, инструкции к проведению лабораторных и/или практических занятиям, материалы по промежуточному контролю знаний по дисциплине, экзаменационные билеты, темы заданий для самостоятельной работы студентов и примеры их выполнения, различный дидактический материал и др.

Контрольная работа – определение степени усвоения материала по различным уровням познавательной деятельности. Контрольная работа может быть реализована в виде самостоятельной или аудиторной работы. В контрольной работе студент отвечает на поставленные вопросы или решает задачи. Ответ на поставленные вопросы предполагает знание теории, понимание механизма действия данного явления или предмета, практики его применения.

Лабораторная работа – форма учебного занятия, ведущей дидактической целью которого является экспериментальное подтверждение и проверка существующих теоретических положений (законов, зависимостей), формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков.

Общие компетенция (ОК) – универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.

Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) – совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин, профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной практики (производственного обучения) и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.

 

Образовательные результаты – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.

Практическое занятие – одна из форм учебного занятия, целью которого является формирование у студента практических навыков и умений.

Презентация (от лат. praesento — представление) — документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.)

Профессиональные компетенции (ПК) – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и пра


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: