ЭКЗАМЕН по предмету
«ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ»
Введение. Общие рекомендации по ответу на экзаменационный билет.
1. На вопросы билета можно отвечать используя конспекты лекций, литературу по предмету и материвлы из сетевых источников.
2. Лучший вариант ответа – раскрытие темы билета на примере вашей выпускной работы (если вы сменили тему – используйте опыт преддиплома или любую из ваших курсовых работ).
3. Если в вопросе содержатся важные определения или положения (отмечены красным) раскройте их смысл на любом достоверном, общеизвестном примере (можете привлечь материал по вашей презентации 7-го семестра).
4. По каждому билету приведены вводные слова и сочетания (выделены синим), по которым рекомендуется провести поиск в Сети. Свежий, оригинальный материал использованный в ответе существенно повысит вашу оценку, но не забудьте указать источник информации. Приветствуется в ответах и ваша личная, отличающаяся от общепринятой точка зрения на раскрываемую тему, при условии, что вы сможете аргументировано ее обосновать.
|
|
5. Для уточнения оценки вам могут быть заданы дополнительные вопросы по вашей выпускной работе.
аналогичные вопросам зачетной анкеты по предмету:
- что является объектом вашего проекта?
Помните, что объектом проектирования в граф. дизайне не может быть организация или принадлежащий ей физический объект - "магазин", "клуб" и т.п. Не могут быть объектами проектирования музыкальная группа или политическая партия (речь может идти об их продвижении, имидже или айдентике). Участие дизайнера-графика в разработке сайта, системы навигации или крупной социальной акции должно быть профессионально-адекватным, например: "визуальная концепция (стиль) онлайн-магазина ".
- охарактеризуйте заказчика (инвестора, инициатора) и адресатов (потребителей) вашего проекта?
- в чем особенности и новизна визуальной концепции (стиля, айдентики) вашего проекта?
- каков вероятный социальный эффект от реализации вашего проекта в экономическом, социальном и культурном плане?
Схемы, приведенные в настоящем тексте, рисовать и использовать в ответах не рекомендуется. Экзаменаторы будут оценивать не написанный вами текст и графику, а навыки "живой" профессиональной коммуникации, знание предмета и умение оперативно ориентироваться в теме.
__________________________________________________________________________________________________
Вопросы к экзамену, ключевые положения и примерное содержание ответов.
Билет № 1
Дизайн как проектная деятельность, отличия проектной деятельности от научной, художественной, производственной деятельности. Специфика дизайна среди других видов проектной деятельности
|
|
(архитектурное, инженерно-техническое, IT-проектирование, менеджмент/оргпроектирование)
Деятельность в целом
Деятельность – целенаправленная, осознанная активность, направленная на познание и преобразование, что может выражаться:
- в материально-физическом изменении окружающего мира (переработка сырья в продукт с использованием орудий, инструментов);
- в самосовершенствовании, развитии возможностей самого субъекта деятельности;
- в познавательной, аналитической и творческой активности в сфере коммуникации, мышления, формирования и трансляции культурных моделей и архетипов.
Деятельность, как организованная, сознательная активность противопоставляется инстинктивным, физиологически и рефлекторно-обусловленным действиям, составляющим основу бессознательного существования живых организмов. Так дыхание, пищеварение, сон не являются деятельностью в обыденной жизни, хотя могут приобрести статус деятельности в случае, когда человек ставит целью сознательно управлять этими процессами (напр. тренировка дыхания спортсменами).
осуществляемая в рамках определенной профессиональной культуры, включающей специфические средства, методы, формы организации. Профессионализм в какой-либо сфере деятельности предполагает также понимание ее роли (миссии) в развитии общества в целом, ее отношение и взаимосвязи с другими типами (видами) деятельности.
1.2. Производственная деятельность ориентирована на переработку исходных материалов, сырья в изделия – продукты, имеющие определенную потребительскую ценность, в дальнейшем поступающие в сферу торговли и формирующие рынок товаров. Промышленное, массовое производство и рыночная торговля – основы современной экономики и цивилизации. Повышение качества жизни в современном мире означает расширение спектра предлагаемых населению товаров и услуг, а значит развитие производственных возможностей, связанных с расходованием сырья и ресурсов. Это определяет ключевую проблему современной цивилизации – нарастающий дефицит природных ресурсов, и, как следствие, загрязнение окружающей среды отходами производства и жизнедеятельности. Важнейшим признаком производственной деятельности является наличие развитой технологии, требующей специального оборудования, условий производства и подготовленного персонала. Важнейшие тренды в развитии производства – рост производительности на единицу затрат и автоматизация (исключение персонала) процессов.В наше время актуальны также безотходность и экологическая чистота производств. Исторически флагманом производственных технологий была (и остается) военно-космическая промышленность, как главный аргумент в геополитике XIX-XX вв.
Проектировщикам важно знать, что производственный тип деятельности относится не только к материально-физическим технологиям, но и к переработке информации, что позволяет говорить о технологичности и производительности интеллектуального труда. В креативных профессиях не случайно важна роль продюсера (producer)– человека, обеспечивающего своевременную выработку творческого продукта – фильма, рекламного ролика и т.п.. Профессионалы полиграфической верстки знают, что наполнение макета издания текстографическим материалом – на 80-90% чисто производственный, технологический процесс, требующий в основном определенных зрительных и моторных навыков, а не творческого вдохновения. С другой стороны, разработка оригинального, авторского макета издания – деятельность творческая, нетехнологичная и несводимая к отдельным автоматизированным операциям. Пример автоматизации в переработке графической информации – программные эффекты в графических и видео-редакторах: имитация художественных техник, состояний среды, материалов и фактур.
|
|
1.2. Научно-исследовательская деятельность (наука) исторически связана со стремлением человека понять окружающий мир на основе анализа, логического обобщения, систематизации явлений и процессов. Основа научного подхода – выдвижение гипотез, построение теоретических моделей на основе собранных эмпирических данных, использование математики для количественного анализа и прогнозирования. Теории и гипотезы, проверенные экспериментально, служат для реализации важнейшей функции науки – прогнозиро-вания будущего и определения возможных вариантов развития.
Важнейшие критерии ценности в науке – истинность (для прогнозирования) и применимость научных открытий в технических инновациях. Взаимодействие науки и проектирования в современном мире проявляется в научном обосновании проектных концепций, определении тенденций развития, как перспективных областей для проектирования инноваций.
Фундаментальная наука занимается общими законами мироустройства, возникновения и развития вселенной, прикладные науки используют фундаментальные открытия для инноваций в сфере технологий и материалов для развития производства.
Естественные науки (физика, химия, геология, астрономия и др.) изучают природные процессы, не связанные с человеческой деятельностью, а социальные науки (социология, культурология, психология) имеют дело с социальными явлениями, процессами, развитием человека как личности. Социальные науки, в отличие от естественных, не претендуют на абсолютную истинность своих выводов и прогнозов: объект их интереса – социум – настолько изменчив и динамичен, что статистические методы, математические модели и точная экспериментальная проверка практически невозможны. Это приводит к возникновению множества различных школ и подходов (например, в психологии), зачастую противоречащих друг другу, и применимых лишь в ограниченных областях социальной жизни. Поэтому социальные инновации как правило имеют политическую окраску, давая преимущество определенной социальной группе, что создает возможности для проектирования.
|
|
1.3. Художественная деятельность, и, в особенности, изобразительное искусство исторически сформировалась в результате естественной потребности людей в эмоционально-выразительной коммуникации – возможности выразить и зафиксировать в произведении искусства личное, «авторское» отношение к чему-либо, «объективировать» личное состояние, самовыразиться. В отличие от проектирования, художественная деятельность – результат «внутреннего озарения», вдохновения, в то время как проектирование предполагает ситуацию заказа и четкое целеполагание.
Традиционные критерии оценки произведений искусства – красота, возвышенность и гармония образа в современном искусстве все больше уступают место провокативности, стремлению к эмоциональному шоку, что отражает избыточность средств и каналов коммуникации при отсутствии реального эмоционального содержания (нормальная ситуация для эпохи относительной стабильности). Общие для современного искусства и дизайна критерии ценности – новизна и социальный эффект, выражающийся в реальном изменении отношений целевой аудиториик чему-либо. Для графического дизайна все виды искусства, связанные с созданием визуальных образов (главным образом - кино) традиционно интересны как область поиска и создания новых средств выражения и коммуникации.
1.4. Проектирование (от латинского projectus, что означает "брошенный вперед")
Проект – в самом простом понимании – это способ реализации идеи, замысла.
В отличие от простого плана действий по достижению цели, проект предполагает создание нового объекта, некую инновацию, за счет которой будет достигнута поставленная цель.
Проектирование как процесс - это составление детального описания, необходимого для создания в заданных условиях еще не существующего объекта по первичному заданию ключевых параметров и функций этого объекта.Описание объекта может быть задано по-разному: в виде текста, алгоритма, программы, чертежа, таблицы или, что чаще всего, комбинировано в традиционно бумажном или электронном виде. Таким образом, главной особенностью проектирования является работа с еще не существующим объектом. В этом отличие проектирования от моделирования, где объект не может не существовать. Проектирование можно рассматривать с одной стороны как заключительную фазу исследований, а с другой как начальную фазу производства.Главные качества проекта:
- реализуемость (нереализуемый проект в русской ментальности именуется «прожектом» и относится к сфере искусства);
- соответствие цели в плане ожидаемых результатов, предполагаемого эффекта от реализации;
Конечный результат профессиональной проектной деятельности - изменение ситуации в пользу заказчика проекта (лица или организации, инициирующих разработку и вкладывающих средства в реализацию).Это предполагает в проектировании определенные этапы и действия: концепцию (общий (стратегический) замысел изменений, средства и ресурсы для их достижения), собственно проект (технологичное, реализуемое описание объекта) и реализацию (осуществление в реальности, «внедрение» проекта). Проектирование социально необходимо в проблемных ситуациях таких, где неприменимы уже имеющиеся, традиционные, стандартные средства. По определению, проблема (в отличие от задачи), не имеет известного решения – поиск такого инновационного решения и составляет главную задачу проектирования, что характеризует его как инновационную (креативную, творческую) деятельность.
Схема 1. «велосипед»
Проект как способ решения проблемы
(изменение ситуации в пользу заказчика).