Теоретическое обоснование

ПРАКТИКУМ

ПО  ОСНОВАМ

БЕЗОПАСНОСТИ  ЧЕЛОВЕКА

 


 


Методические указания

При выполнении практических работ и заданий для самостоятельной работы необходимо пользоваться методическими указаниями и материалами, разработанными к каждому занятию. Практикум призван подкрепить теоретический материал. Основное внимание в нем уделено приобретению студентами практических навыков и умений.

Все практические занятия, представленные в пособии, имеют единый план построения. К каждому занятию даны цель работы, подробная методика, теоретическое обоснование темы занятия, инструкции к оформлению задания и полученных результатов, формулированию выводов и рекомендаций.

Темы, включенные в практикум, делятся в зависимости от их тематического содержания, некоторые содержат задания, в которых предлагается проанализировать различные нормативно-правовые акты по безопасности жизнедеятельности. Такие задания обязательно содержат теоретическое обоснование и ссылки на рекомендуемую литературу. Имеются работы, содержащие ситуативные задачи и тесты. Часть заданий предназначена, прежде всего, для приобретения необходимых навыков такой организации учебно-воспитательного процесса, которая бы обеспечивала нормальное физическое и психическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья.

Прежде чем приступить к выполнению заданий практического занятия, выясните цель данной работы, разберитесь, для чего она выполняется, и какие результаты надо получить. Затем изучите теоретическое обоснование, выпишите для себя самые важные сведения по тому или иному вопросу. На следующем этапе работы внимательно познакомьтесь с методикой выполнения и только после этого приступайте к ее осуществлению.

Когда все пункты хода работы будут выполнены, следуя указаниям, оформите полученные результаты и сделайте выводы. Они должны быть четкими и ясными, отражать суть выполненной работы и полученные результаты.

К практическим занятиям необходимо готовиться заранее. Большое внимание должно быть уделено вдумчивому изучению теоретического материала лекционного курса и тех вопросов, которые предложены в теоретическом обосновании работ. Систематическая подготовка облегчит усвоение материала и позволит качественно выполнить практические работы.

Организацию своей работы необходимо начать с правильного планирования своего времени. Надо помнить о том, что примерно половину всего времени, отведенного на изучение дисциплины, необходимо потратить на самостоятельную работу с литературой.

Для освоения некоторых вопросов студенту необходимо посетить библиотеку и работать в читальном зале. Чтобы лучше усвоить теоретический материал, необходимо составлять конспекты. В них весь материал творчески перерабатывается, выделяется главное и, по возможности, в тезисной форме конспектируется. Конспект должен представлять изученный материал в такой форме, в которой он лучше всего усваивается с физиологической точки зрения. Для человека наибольшее значение имеет зрительная информация, поэтому текст конспекта должен располагаться так, чтобы как можно лучше запоминался. Главные мысли желательно выделять, например, подчеркивая их. Записи не должны идти сплошным текстом, написанным в каждой клетке. Такой материал плохо запоминается. Любые классификации должны составляться в столбик, где понятия находятся одно под другим, а не перечисляться в строчках. Конспект обязательно должен иметь поля, так как предполагает дальнейшую работу с ним. При творческой работе на полях можно дополнять полученную информацию, вносить коррективы и т.д.

В последнее время в образовательном процессе широко применяются информационные технологии. Информирование студентов о новых поступлениях литературы и периодических изданий осуществляется научной библиотекой НФИ КемГУ посредством проведения открытых просмотров, дней информации, распространения бюллетеней новых поступлений и с помощью электронного каталога новых поступлений. В научном читальном зале и на абонементе библиотеки постоянно действуют выставки книжных новинок. Справочно-информационный и поисковый аппарат библиотеки включает в себя систему каталогов и тематических картотек. В библиотеке работает зал электронной информации для использования электронных баз данных, мультимедиа. Библиотека подключена к локальной сети университета, имеется выход в Интернет, создан web-сервер.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

Цель: ознакомление с Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Методика выполнения работы:

1. Ознакомьтесь с Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

2. Проанализируйте Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

3. Ознакомьтесь с нормативно-правовыми документами в области экологической безопасности, принятыми в Кемеровской  области.

4. Ответьте на контрольные вопросы.

 

Теоретическое обоснование

Основные понятия Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации – это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

– разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;

– осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

– обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

– прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

– создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– ликвидация чрезвычайных ситуаций;

– осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

– реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

– международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Начиная с восьмидесятых годов нашего столетия стало очеви­дно, что успешно бороться с чрезвычайными ситуациями в мирное время силами гражданской обороны невозможно. Для прогнозирования, предотвращения и ликвидации последст­вий, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными ситуациями, необходима современная система предупреждения и ликвидации таких ситуаций. Подумайте и ответьте:

а) Какая система и когда создана в Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?

б) С какой целью создана эта система?

в) Какие задачи ставятся перед системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?

2. Единая государственная система предупреждения и ликви­дации чрезвычайных ситуаций объединяет ряд органов, структур и организаций, деятельность которых связана с вопросами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также силы и средства для ликвидации ЧС. Эта система состоит из подсистем и имеет несколько уровней. Подумайте и ответьте:

а) Какие подсистемы и уровни имеет Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?

б) Какие органы координируют работу РСЧС на различных уровнях?

в) Какие основные задачи решают комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) органов местного самоуправления?

 

3. Исходя из реальной обстановки, РСЧС может функциониро­вать в различных режимах. Подумайте и ответьте:

а) Какие режимы функционирования РСЧС вы знаете?

б) В связи с какими обстоятельствами производится перевод РСЧС с одного режима функционирования на другой?

в) Какими силами и средствами проводится ликвидация чрез­вычайных ситуаций на конкретной территории?

 

4. Постановлением Правительства Российской Федерации установлен перечень сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Особая роль в этом перечне отведена силам и средствам Министерства России по чрезвычайным ситуациям. Подумайте и ответьте:

а) Что представляют собой силы и средства МЧС России?

б) Какие войска составляют основу сил МЧС России и какие задачи на них возложены?

в) Какие силы и средства, кроме Министерства по чрезвычайным ситуациям России, входят в РСЧС?

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: