Психологические аспекты производственной деятельности

Социальная роль – это набор норм, определяющих как должен вести себя человек данного социального положения в данной социальной позиции (А.М. Столяренко, 2002).

Многие ученые, занимающиеся исследованиями ролевого поведения, полагают, что социальная роль подобна театральному действу со всеми его атрибутами типа сценариев, масок и декораций. Как в театре, роль остается одной и той же независимо от того, кто ее исполняет, так и в обществе – культурно сложившиеся социальные роли, такие как «родитель», «студент», «учитель», «ребенок», «друг» и т.п., существуют как бы вне личности и являются в некотором смысле архитипическими. И хотя в рамках каждой роли позволена некоторая свобода интерпретации, определенные аспекты являются обязательными (студент, например, должен хотя бы появляться на экзаменах, писать курсовые работы и получить хотя бы минимальное количество оценок).

Для возникновения роли необходима целая система норм, регулирующих действия человека в качестве исполнителя той или иной роли. Если, например, для данной социальной категории предписаны лишь немногие нормы (например, пешеходы должны переходить дорогу в специально отведенных местах), этот набор еще не расценивается как социальная роль. Влияние ролей велико, в частности потому, что у людей есть тенденция вживаться в свои роли. Так, при первой встрече с людьми мы можем весьма неловко играть свою роль, но по мере привыкания к роли это чувство исчезает и то, что вызывало затруднения, теперь выглядит как нечто совершенно естественное.

 

Внутригрупповые и индивидуальные роли

 

Каждый человек имеет в своем арсенале более или менее обширный диапазон ролей, необходимых ему для нормальной адаптации. Однако все эти роли можно условно разделить на две группы: внутригрупповые и индивидуальные. Внутригрупповые роли – это те роли, которые мы играем, находясь в какой-либо конкретной группе. Эти роли мы не всегда можем выбирать, зачастую они формируются стихийно и зависят от очень многих как внутренних, так и внешних факторов. Примером внутренних факторов могут быть особенности темперамента и характера, особенности воспитания, особенности индивидуальной роли. Как пример внешнего фактора можно привести особенности характера, темперамента, поведения и воспитания других членов этой же группы, а также особенности самой группы (однородность – разнородность, социальные статусы членов группы, цели группы, ценности группы и т.д.).

Существует множество классификаций внутригрупповых ролей. Одной из них является классификация Дж. Морено. Согласно ей выделяют следующие групповые роли:

1. «Звезда».

2. «Предпочитаемые», или «фавориты».

3. «Пренебрегаемые».

4. «Изолированные».

В данном случае роли распределяются неформально, согласно симпатиям и антипатиям членов группы друг к другу.

Роль личности в группе может также определяться его профессией, социальным статусом, материальным достатком, наличием каких-либо способностей и т.д.

Зачастую, роли предполагают наличие пары с определенными отношениями: родитель – ребенок, муж – жена, преподаватель – студент, врач – пациент, рабочий – работодатель.

Индивидуальные роли – это роли, которые формируются в процессе развития самосознания личности и в дальнейшем определяют поведение, характер и даже судьбу человека.

Индивидуальные роли несравнимо разнообразнее внутригрупповых, поскольку они, по сути, определяют индивидуальность. Их формирование начинается в раннем детстве, как только ребенок вступает в первые контакты, и продолжается на протяжении всей жизни, меняя интенсивность и направленность на разных возрастных этапах.

Наиболее подробной и наиболее распространенной теорией, описывающей индивидуальные роли, является теория игр и сценариев Э. Берна. Он полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы, оформляется в подростковом возрасте и проигрывается потом всю жизнь.

 

Генезис роли. Ролевое моделирование

Каким же образом формируется та или иная роль? Что влияет на выбор именно этой роли? Психологи различных школ практически единодушны в данном вопросе – роли закладываются в раннем детстве как подражание значимым взрослым (родители, старшие братья и сестры, любимые бабушки и дедушки, тети и дяди), отрабатываются, репетируются в процессе игр (яркий пример детской обучающей ролевой игры: игра «в дочки-матери»; пример подростковых обучающих игр: занятия волонтерскими работами, создание различных молодежных организаций). В дальнейшем веер личностных ролей постоянно обогащается, однако базовые предпосылки к той или иной роли закладываются именно в раннем детском возрасте.

Выделяют ряд факторов, влияющих на выбор жизненного сценария и роли в нем:

– модель родительского поведения;

– модель поведения персонажей сказок, историй, кинофильмов, рекламы, любимых актеров, любимых учителей;

– модель поведения сверстников (особенно лидера);

Во всех сферах развития личности проявляется формирующая сила культурных ожиданий.

Слово «роль» заимствовано из театра (так же, как и там), означает предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию. Когда человек преодолевает новую социальную ступеньку на социальной лестнице, то он вынужден поступать в соответствии с его новым положением, даже если чувствует себя при этом не очень уютно.

Важным моментом является тот факт, что почти любая нереальная (искусственная) роль может превратиться в реальную. Это так называемый эффект «вживания в роль». И именно на этом принципе построены аутотренинги самовнушения, а также разработана система мотиваций «методом предсказания успеха».

 

Позиция. Установки

 

Установка (в переводе – поза) – это состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Установка трактуется как директива, указание, направленность. Формируются они на основе культурного опыта, закрепляются в личном опыте и проявляются в отношениях и поведении.

Социальные установки – это своеобразный «моральный кодекс» данной группы, который вырабатывается в процессе ее становления и развития.

Установки могут передаваться как в форме сказок, песен, поговорок, обрядов, так и через средства массовой информации, законодательные акты, через религиозные убеждения и т.п. Они являются необходимыми для регулирования социального поведения и деятельности представителей общества.

Установки являются результатом личного и группового опыта, они закрепляются и определяют поведение человека в дальнейшем. Но в то же время и поведение может оказывать влияние на формирование установок.

Нетрудно проследить, что установки предопределяют позицию личности в группе и роль, которую человек изберет для себя. Именно совокупность установок представляет мировоззрение человека, которое тесно связано с личностным сценарием, в свою очередь влияющим на выбор индивидуальной роли, а индивидуальная роль, как известно, во многом определяет занимаемую в группе позицию и внутригрупповую роль.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

ОХРАНА ТРУДА

Цель: изучение нормативно-правовых актов по охране труда.

Методика выполнения работы:

1. Проанализируйте раздел «Охрана труда» трудового кодекса РФ.

2. Ответьте на контрольные вопросы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: