Что такое сценическое движение?

УРОК 10. ТЕМА: Сценическое движение: как двигаться на сцене.

Сила воздействия на зрителя заложена

 в умении раскрепостить весь свой
организм.

— К. С. Станиславский

Добрый день. Сегодня, мы рассмотрим такую тему, как сценическое движение. Хаотичное перемещение из угла в угол – не для сцены. Даже профессиональные актеры часами отрабатывают каждое движение. Они за вечер могут более 100 раз прогнать одну сцену под руководством режиссера. Особенно, перед выступлением.

Перевоплощение для актёра – сложная и разноплановая задача. Зачастую случается так, что внутренний мир героя лучше и понятнее для зрителя характеризируют именно его физические действия. Сами посудите, что в реальной жизни больше свидетельствует о волнении, переживании, гневе – неуверенность или агрессивность в голосе, или дрожащие руки, частые нервные шаги по комнате и крепкое сжимание кинжала. Без сомнения, для актерского мастерства и то, и другое имеет огромное значение, но чувство правды и отточенная речь актёра отходят на второй план, если он двигается на сцене, как робот.

Начинающему артисту, как бы странно это ни звучало, бывает сложно справиться со своим телом. Он хорошо выучил текст, понял роль, но во время игры его охватывает ступор – он не знает, как стоять, куда деть руки, как правильно поставить ноги. Поэтому всех молодых актёров обязательно обучают сценическому движению.


Что такое сценическое движение?

Сценическое движение – важнейшая составляющая внешней техники актёра, полное понимание которой невозможно без ее рассмотрения в комплексе со сценическим действием. Движения – основа активного и интересного для зрителя существования на сцене. Целью развития этого навыка является выработка реакции, координации движений, способности передать внутренний мир и переживания героя через язык тела.

Почему движение так важно для артиста сцены? В жизни движения непроизвольны и отточены до автоматизма. Когда мы хотим сесть на стул – садимся, хотим взять со стола очки и газету – берём. На сцене всё труднее. Нужно не только естественно двигаться, как в повседневности, но и делать это соответственно условиям, которые ставит ситуация, обыгрываемая в произведении. А это не только натуральность движений бытовой жизни, но и понимание норм поведения эпохи, случая.

В наше время человек меньше вынужден трудиться физически, что делает его тело менее приспособленным к значительным нагрузкам. Но хороший актёр должен владеть каждой группой мышц, поддерживать мышечный тонус, понимать как «работает» тело. Это позволит не только лучше справляться с возможными трудностями физического воплощения роли, но и бороться с повседневным автоматизмом движений, который неуместен на сцене. Н. Карпов в «Уроках сценического движения» пишет: «Чувство движения – это слияние ряда психофизических качеств актёра, которые проявляются в видимой форме и могут и должны быть проконтролированы через амплитуду, скорость, силу и чёткость линий движения. Чувство движения – это навык, который формируется в процессе «переживания» движения, то есть сознательного освоения его структуры, и совершенствуется через сознательное отношение к процессу построения движения».

Движение на сцене делают выразительными такие составляющие:

· Развитие движения как единого процесса;

· Отсутствие автоматизма;

· Умение построить колоритную и пластическую, но точную фразу жеста;

· Умение понять и передать своё эмоциональное состояние через язык тела;

· Пластический диалог с партнёрами.

Обучение технике движения строится на выполнении учащимися сначала простейших заданий моторного типа, позже – простых физических упражнений, и полноценных сценических этюдов в конце. Практические навыки сценического движения приобретаются не только в результате выполнения специальных заданий, часть которых приведена ниже, но и во время занятий фехтованием и танцами, практикуемых многими театральными вузами.

В школах актерского мастерства и ВУЗах – сценическое движение отдельный предмет, по которой обязательно сдаются зачеты и экзамены. К тому же, навыки искусного владения телом необходимы и в обычной жизни. Ведь даже мимолетный жест, сделанный произвольно, может обидеть или разозлить собеседника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: