Анализ методических рекомендаций по формированию регулятивных учебных действий младших школьников при работе с геометрическим материалом

Формирование универсальных учебных действий (УУД) реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся. В Программе формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования дается понятие, прописаны функции, состав и характеристики универсальных учебных действий. Задача учителя состоит в том, чтобы проанализировать возможности каждого из учебных предметов для формирования тех или иных УУД в соответствии с планируемыми результатами; включить в «рабочие» программы по предметам и курсам формирование УУД в соответствии с требованиями к результатам освоения ООП НОО и Программы формирования универсальных учебных действий [33, с. 176].

Формирование регулятивных действий средствами учебного предмета математика обеспечивается:

- логикой развёртывания содержания и его структурой;

- системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности при решении текстовых задач и всех других задач с позиции общего подхода;

- системой математических жизненных ситуаций;

- системой учебно-познавательных и практических задач, предложенных в учебниках, рабочих и тестовых тетрадях, придуманных самими учениками [23, с 76].

Общий подход к решению задач (Фридман Л.М., Истомина Н.Б., Царева С.Е., Смолеусова Т.В. и др.) обеспечивает достижение всех метапредметных результатов средствами математики: [15, с. 97]

- самостоятельная работа с текстом задачи;

- анализ своего знания и незнания;

- постановка учебной задачи, умение принимать и сохранять учебную цель;

- определение последовательности решения поставленной задачи, составление плана учебных действий, плана решения задачи (от условия, от вопроса, по модели);

- коррекция своих действий (сличение с образцом, эталоном); проверка решения задачи - прикидкой, предварительно, по ходу решения, после решения задачи (9 способов);

- оценка своих действий (осознание усвоенного в результате решения учебной задачи, и на каком уровне).

Рассмотрим пути формирования регулятивных УУД на уроке математики, используя геометрический материал, как средство формирования.

Использование логических операций (сравнение, анализ, синтез классификация и др.) является основой формирования учебных действий. Вопросы и задания для этого могут служить следующие: чем похожи? Найди закономерность, Раздели предметы на несколько групп по разным основаниям и многие другие.

Использование приёма конструирования, моделирование, геометрических фигур из бумаги, пластилина, спичек и природного материал. Как пишет Н.Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет какие-то действия с ними» [28, с. 21].

При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. [26, с.135]

Заботиться надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ методического действия учителя приведёт к верному метапредметному результату у учеников:

- Включение содержания обучения математике в контекст решения значимых жизненных задач.

- Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции, разнообразные модели при решении текстовых задач на всех этапах решения задачи - чертеж, таблица, схема, предметная модель, драматизация, обыгрывание задачи, и др.).

- Использование рабочей тетради «Учимся решать задачи» (деятельностный подход к общему умению решать задачи).

- Использование рабочей тетради «Учимся решать комбинаторные задачи» (вариативность, выбор).

- Использование рабочей тетради «Учимся решать логические задачи» (логические познавательные метапредметные результаты).

- Проекты по математике также направлены на формирование регулятивных универсальных учебных действий.

- Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.).

- Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, рядов, последовательностей, текстов задач и моделей, тел и форм, величин, данных исследований, решений, математических записей и т.д.).

- Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.). [3, с. 66]

Исходя из выше сказанного, мы определили, что большое значение имеет применение ИКТ и методов информатики для решения учебных задач по математике, особенно в тех случаях, когда необходим анализ, интерпретация и поиск недостающих данных при работе с математическими текстами, таблицами, графиками, диаграммами. Если ребёнок будет иметь возможность на уроках математики обращаться к интерактивным средам, позволяющим моделировать и преобразовывать математические объекты, прежде всего геометрические, то будут созданы условия для эффективного развития познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

Вопрос о способах формирования универсальных учебных действий в современном образовании в начальной школе является актуальным, в частности, вопрос о формировании регулятивных УУД у младших школьников.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создаёт возможность им самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Одной из основных функций образования является подготовка младшего школьника к жизнедеятельности в обществе.

В первой главе мы рассмотрели понятие регулятивные универсальные учебные действия и его структуру. Под регулятивными универсальными учебными действиями будем понимать действия, которые обеспечивают у учащихся умение ставить перед собой учебные задачи; планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществлять контроль по ходу выполняемой работы и оценивать полученные результаты.

К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

А так же, выявили, что основной задачей изучения геометрического материала в 1 - 4 классах является формирование у обучающихся четких представлений и понятий о таких геометрических фигурах, как точка, прямая линия, отрезок прямой, ломаная линия, угол, многоугольник, круг.

Одной из задач обучения является выработка у учащихся практических умений измерения и построения геометрических фигур с помощью чертежных и измерительных инструментов и без них (измерить на глаз, начертить от руки и т.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психолого-педагогической научно-методической литературы по вопросам формирования регулятивных учебных действий у младших школьников при работе с геометрическим материалом показал, что данной проблеме уделяется не достаточно внимания, как с методической стороны.

В ходе изучения источников было уточнено содержание понятия «регулятивные учебные действия младших школьников», под которым понимается совокупность обобщённых действий, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей к сознательному и активному присвоению нового социального опыта к саморазвитию и самосовершенствованию.

Для повышения эффективности формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики, нужно проводить работу с использованием геометрического материала, применяя такие методы как, сравнение, частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный, что улучшило процесс формирования регулятивных УУД.

Проанализировав приемы и методы формирования геометрических понятий у младших школьников на примере разных программ, мы пришли к заключению о том, что геометрический материал в учебниках имеется частично и не представляет целостного, обособленного курса, геометрические знания рассматриваются как дополнение к арифметическим знаниям. Изучение геометрии сводится в основном к измерительной деятельности и направлено на формирование практических измерительных навыков, мало заданий на формирование умений организовывать свою деятельность, что снижает его значение для формирования регулятивных УУД.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аргинская И.И. Математика / И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская. - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2010. - 184с.

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - Москва: Просвещение, 2013. - 448 с.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного

процесса. - Москва:

4. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. - Москва: Просвещение, 2012. - 256 с.

5. Богданова, Е.А. Формирование эмпирических предпонятий об основных объектах геометрии // Начальная школа. - 2011. - №10. - С. 1517.

6. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - Москва: Просвещение, 2013. - 142 с.

7. Моро, М.И /Волкова С.И, /Степанова С.В.- Математика 1,2,3,4 класс «Школа России».-Москва:Просвещение,2016.

8. Гаркавцева Т.Ю. Гео метрический материал в 1 классе как средство пространственного мышления учащихся // Начальная школа. - 2011.- №10. - С. 40-42.

9. Гончарова,М.А. Развитие у детей математических

представлений, воображения и мышления. - Москва: Антал, 2015. - 136с.

10. Гусев,В.А. Методикаобучениягеометрии / В.А. Гусев,В.В. Орлов. - Москва: Академия, 2012. - 172 с.

11. Истомина Н.Б/-Математика 1,2,3,4 класс «Гармония»-Издательство: Ассоциация 21 век 2014.

12. Жильцова Т.В. Поурочные разработки по наглядной геометрии». 1-4 класса / Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова. - Москва:ВАКО, 2014. - 198 с.

13. Житомирский В.Г. Путешествие по стране Геометрии/ ВТ. Житомирский, Л.Н. Шеврин. - Москва: Педагогика- Пресс, 2014. - 106 с.

14. Знаменская Е.В. Об изучении геометрического материала в 1-4 кл.// Начальная школа. - 2015. - №5. - С. 75-79.

15. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. - Москва: Академия, 2011. - 196 с.

16. Колягин Ю.М. Наглядная геометрия и ее роль, и место, история возникновения/ Ю.М. Колягин, О.В. Тарасова // Начальная школа. - 2010. - №4. - С. 16-18.

17. Краснова О.В. Первые шаги в геометрии // Начальная школа. -

2012. - №4. - С. 21-23.

18. Моро М.И. Математика / М.И. Моро, С.В. Степанова. - Москва: Просвещение, 2010.

19. Пазушко Ж.И. Развивающая геометрия в начальной школе. - Москва: Академия, 2015. - 167 с.

20. Петерсон Л.Г. Математика. - Москва: Баласс, 2010. - 164 с.

21. Пичугин С.С. Организация творческой работы с

геометрическим материалом / С.С. Пичугин // Начальная школа. - 2012. - №4. - С. 23-25.        

22. Ефимов,В.Ф. Современные образовательные технологии [Текст] / В.Ф. Ефимов // Воспитание школьников. – 2013. – № 8. – С. 17.

23. Пчелко А.С. Основы методики начального обучения математики / А.С. Пчелко. - Москва: Просвещение, 2015. - 198 с.

24. Пышкало А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах / А.М. Пышкало. - Москва: Педагогика, 2014. - 207 с.

25. Рудницкая В.Н. Математика: Учебник для учащихся 1-4 класса общеобразовательных учреждений/ Рудницкая В.Н. - Москва: Вентана- Граф, 2013. - 145 с.

26. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе / В.Д. Степанов. - Москва: Просвещение, 2011. - 180 с.

27. Стойлова Л.П. Основы начального курса математики / Л.П. Стойлова. - Москва: Просвещение, 2013. - 134 с.

28. Сутягина В.И. Функции геометрии в начальном обучении математике / В.И. Сутягина // Начальная школа. - 2012. - №11. - С. 20-22.

29. Тихоненко А.В. О развитии ключевых компетенций младших школьников при выборе рациональных способов решения геометрических задач / А.В. Тихоненко, Ю.В. Трофименко // Начальная школа. - 2012. - №3. - С. 20-22.

30. Фазлетдинова Н. Геометрия вокруг нас/ Н. Фазлетдинова// Начальная школа. - 2011. - №2. - С. 22-24.

31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]// Федеральные государственные образовательные стандарты. - Москва: Институт стратегических исследований в образовании РАО. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (дата    обращения: 01.04.2019).

32. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах / И.В. Шадрина. - Москва: Школьная Пресса, 2012. - 256 с.

33. Якиманская И.С. Развитие пространственных представлений и их роль в усвоении начальных геометрических знаний. - В сб.: Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах/ И.С. Якиманская. - Москва: ИНТОР, 2012. - 246 с.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: