Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4кл). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. По мнению Л.С.Выготского, с началом систематического школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка, и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием  приобретают осознанный и произвольный характер. Различают 3 вида мышления, которые поэтапно развиваются у детей при знакомстве с геометрическим материалом: наглядно-действенное;наглядно-образное; словесно-логическое. Важную роль в развитии учащихся в процессе обучения геометрии играет формирование пространственного мышления, которое рассматривается как разновидность наглядно-образного и геометрического мышления. Как доказано психологами, возраст ученика начальной школы является наиболее благоприятным в жизни человека возрастом для развития образного (а значит, и пространственного) мышления. Геометрический материал в гораздо более высокой степени, чем арифметический, и тем более алгебраический, соответствует ведущему в младшем школьном возрасте виду мышления - образному. На сегодня многие исследователи согласны с тем, что процесс развития мышления ребенка следует строить на основе развития ведущего в данном возрасте вида мыслительной деятельности.

В тоже время мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению, основу которого составляет оперирование понятиями. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними, формирования приемов умственных действий (сравнения, обобщения, абстрагирования и других ). Младших школьникам свойственны любознательность, жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. В этом возрасте дети проявляют большой интерес к геометрической деятельности,имеют богатый геометрический опыт.

 

1.3 Приёмы и способы изучения геометрического материала в начальной школе.

   Геометрия - это раздел математики, изучающий пространственные структуры и отношения, а также другие отношения и формы, сходные с пространственными по своей структуре. [8, с. 40].

Геометрия, как самостоятельная наука в начальной школе не изучается, но одной из целей начального обучения математики является развитие пространственных представлений, формирование у обучающихся четких представлений и понятий о таких геометрических фигурах, как точка, прямая линия, отрезок прямой, ломаная линия, угол, многоугольник, круг, рассматриваются величины: длина, площадь, масса, емкость и др. [19, с. 39].

Этому служит изучение геометрического материала: знакомство с телами, поверхностями, линиями, выделение фигур определённой формы, некоторых характеристик этих фигур.

ФГОС НОО способствует формированию предметных результатов на основе применения геометрического материала в начальной школе [31].

Выпускник научится:

- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

При работе с геометрическими величинами выпускник научится:

- измерять длину отрезка;

- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

- оценивать размеры геометрических объектов,    расстояния

приближенно (на глаз).

Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.

Содержание обучения представлено в учебных программах начального общего образования, предмета «математика» (УМК «Школа XXI века», УМК «Школа России», УМК «Гармония»). В программах выделяют разделы, связанные с изучением геометрического материала такие, как: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения, Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными». [1;7;11].

При изучении предмета математики, обучающиеся, в процессе наблюдения и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, изображениями геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей [24, с. 113].

Согласно рабочим  программам по  математике, основным видом учебной деятельности является:

- Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем.

- Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.

- Прогнозирование результата вычисления, решения задачи. Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение.

- Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа.

- Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.

- Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры [1].

Таблица 2. Усвоение геометрического материала на уроках математики в начальной школе:

 

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1. Точка 2. Линяя. 3. Прямая, кривая линии. 4. Отрезок. 1. Углы 2. Прямой угол. 3. Квадрат. 4. Прямоугольник. 5. Периметр(    ) 6. Ломаная. 7. Звенья ломаной. 8. Длина ломаной.   1. Луч. 2. Треугольник. Равно- сторонний 3. Прямоуголь- ный 4. Тупоуголь- ный 5.Острый Представление о телах: 1. Куб. 2. Пирамида. 3. Призма. 4. Конус. 5. Цилиндр. 6. Шар.

 

В условиях информатизации образовательного процесса при обучении геометрическому материалу целесообразно использовать возможности современной информационно-образовательной среды, инструментов ИКТ. Умение решать учебные задачи с использованием общедоступных инструментов ИКТ в соответствии с возрастными возможностями учащихся является одним из основных умений, которым должны овладеть младшие школьники [5, с. 17].

Эффективность работы обеспечивается разнообразием используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся. Выбор методов и приемов, применяемых при изучении геометрического материала, должен определятся характером изучаемого материала, индивидуальными возможностями детей и задачами учебно- воспитательного процесса. При формировании геометрических представлений, понятий, выработки измерительных умений и навыков широкое применение находят методы наблюдений, лабораторно ­практические работы в сочетании с беседой и объяснением [10, с. 83].

Используемые методы при изучении геометрического материала:

1. Наглядные методы.

При изучении геометрического материала, следует широко использовать разнообразные наглядные пособия. Это демонстрационные, общеклассные модели геометрических фигур, изготовленных из цветного картона или плотной бумаги, плакаты с изображением фигур, с диаграммами, чертежи на доске, использование компьютера. Кроме того, требуется наглядные пособия - такой раздаточный материал, как полоски бумаги, палочки различной длины, вырезанные из бумаги фигуры и части фигур. При изучении отдельных тел, полезно с детьми изготовить наглядные самодельные пособия.

2. Игровые методы.

Для активизации учебно-познавательной деятельности включаю в содержание урока дидактические игры с занимательным материалом.

3. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся.

Этими методами формируют практические умения и навыки. Учитель должен систематически проводить работу по формированию умений и навыков применения чертежных и измерительных инструментов, построению изображений геометрических фигур, умений описывать словесно процесс работы, выполняемой учеником, и ее результат, умений применять усвоенную символику и терминологию. Важным методическим условием реализации этой системы является сначала осознание выполнения действий и лишь за тем автоматизация этих действий.

Результатом обучения в первых, вторых, третьих, четвертых классах должно быть формирование первоначальных представлений о точности построений и измерений.

Приёмы, используемые для изучения геометрического материала:

1. Сравнение и сопоставление.

Использование этих приемов позволяет вычленить нужную фигуру из большого количества других. С помощью этих приемов можно находить признаки сходства и различия в плоских и пространственных фигурах, различать линии (прямую, кривую, ломанную, отрезок) и величины (длину, площадь и единицы их измерения и т.д.). Без использования определений дети учатся отличать квадрат от прямоугольника, окружность от круга.

2. Моделирование из геометрических фигур (домик, флаг, машину, елочку). Необходимо работать и с конструктором. Эта работа развивает воображение, смекалку, формулирует геометрические представления, совершенствует, развивает пространственные представления.

3. Работа с буквенной символикой.

Обучающиеся обозначают буквами отрезки, углы, стороны фигур. Введение буквенной символики не только помогает различать фигуры и их элементы, но и является одним из средств формулирования обобщений, сравнений. Учащиеся сравнивают с помощью буквенных символов отрезки, углы, устанавливая между ними отношения равенства и неравенства [30, с. 22].

Наибольшая эффективность освоения геометрического материала достигается в процессе выполнения различного рода практических упражнений, связанных с деятельностью самих учащихся. Эти виды деятельности программа конкретизирует следующим образом: изготовление геометрических фигур, их вычерчивание, вырезание и др.

Например, на уроке можно использовать счетные палочки для выполнения упражнений следующих видов: [12]

1. Посмотрите внимательно на фигуру. Посчитай, из скольких палочек она составлена. Сложи такую же фигуру на парте.

2. Найди среди данных фигур четырехугольники, треугольники. Найди фигуру, сложенную из палочек. Сложи на парте такую же фигуру.

3. Возьми 7 палочек. Сложи из них две фигуры. Какие фигуры ты сложил?

4. Составь из палочек и кусочков пластилина треугольник (пластилин скрепляет палочки). Сколько надо взять палочек и сколько кусочков пластилина, чтобы построить треугольник?

Знания усваиваются сознательно и прочно, если учащиеся выполняют познавательные действия.

Программами предусмотрено обучение детей умению находить в геометрических фигурах общие свойства и свойства, отличающие одну фигуру от другой. Знание этих фигур позволяет ученикам классифицировать фигуры.

Мы можем сделать вывод, что знания полученные детьми в области изучения геометрии активно используются ими не только при дальнейшем обучении, но и находят применение в повседневной жизни детей. На основе этих знаний идет дальнейшее изучение геометрических понятий, уже более сложных, таких как углы, различные многоугольники, круг.

Решение задач геометрического содержания позволяет углубить теоретические знания, выработать практические умения и навыки, повысить интерес к изучаемому материалу, способствует подготовке учащихся к углубленному изучению геометрии в старших классах.

Связь с другими предметами. Задания по геометрии включают в себя рисование, штриховку, лепку, аппликацию, работу с ножницами и другие задания. Это говорит о том, что занятия по геометрии не стоят особняком в программах обучения. Они связаны с курсом трудового обучения (лепка, аппликация), изобразительного искусства (рисование, штриховка), русского языка (сочинения и запись сказок), чтения (прочтение заданий) и др. Это помогает учащимся без перегрузки овладеть сложным геометрическим материалом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: