Профессионально ценные. Качества социального педагога

В курсе лекций  «Социальная педагогика»  мы рассматривали тему

«Социальный педагог,  его профессионализм». В данном  пособии остановимся подробнее на методах и современном опыте  работы социального педагога.

В 1990 г. было принято решение Коллегии Комитета гособразо­ вания  о введении  специальности «социальный педагог».  Назрев­ шие проблемы общества  требовали  специалиста по работе с деть­ ми, семьей и молодежью  по разным  направлениям социальной защиты.

В Российской академии образования, в Институте педагоги­ ческих  инноваций было  сформулировано понятие «педагогичес­ кая защита», которое было определено как «система педагогичес­

ких действий, обеспечивающих физическую, психическую и нравствен­ но-психологическую безопасность воспитанника в образовательном процессе, отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и фи­ зических сил» (А. В. Иванов).

Успех в работе социального педагога зависит  в первую очередь от его личностных качеств.  Поэтому, прежде чем характеризовать методы работы социального педагога,  рассмотрим необходимые составляющие личности социального педагога.

В современных условиях социальный педагог востребован в раз­ личных  социальных структурах: в школе  и семье,  в приюте  и дет­ ском  доме,  в различных реабилитационных центрах,  в исправи­ тельных учреждениях для правонарушителей. В каждом  из этих уч­ реждений свои особенности работы социального педагога,  но везде к его личности предъявляются единые  требования.

Изучение творчества  и жизни  известных  педагогов  дает пред­

ставление  о качествах,  которыми должен  обладать  учитель. Это:

потребность учить,  воспитывать, растить,  передавать  опыт;

самобытность, незаурядность, одаренность;

светлый  ум; гуманность; общительность; цельность; чистота  натуры;

душевная  молодость;

дар красноречия1.

 

1  См.:   Гончарова Т.И., Гончаров И.Ф.   Когда  учитель  — властитель дум. — М,

1990.

 

6


 

 

Педагогу должны быть присущи  гуманность и доброжелатель­ ность, тактичность, выдержка и самообладание, справедливость, наблюдательность, инициатива и ответственность, организован­ ность и смелость.

 

Ум и образованность, эрудиция, знание  среды, гражданствен­ ность и гуманизм, профессиональная честность  и неприятие дис­ криминации личности, чувство  собственного достоинства явля­ ются условиями успеха в работе социального педагога.  Педагог широкого ума способен понять кризисное состояние ребенка (под­ ростка), сопереживать ему, помочь  ему увидеть свои достоинства и недостатки. Педагог как личность  несет в себе нравственные ценности. Ему не прощается фальшь, беспринципность и непоря­ дочность.

 

Социальный педагог — сотрудник определенной социальной службы,  учебного  заведения, отсюда  его ответственность как  го­ сударственного служащего  и обязательное знание  своих обязан­ ностей.

 

Все перечисленные выше  качества  составляют этический ко­ декс социального педагога. Следование этому кодексу — обязатель­ ное  условие  педагогического мастерства  т! профессионализма со­ циального педагога.

Социальный педагог  — это новый  тип педагога.  У него  новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка  к педагогу. Пе­ дагог признает ребенка  как самостоятельную личность, способную иметь  собственное мнение,  анализирует процесс  его формирова­ ния как социальный процесс, процесс развития его задатков и спо­ собностей. Социальный педагог решает все проблемы воспитанни­ ка,  не совершая действия, которые  во вред подопечному.

Главное  требование к социальному педагогу  — это  любовь  к детям,  к педагогической работе,  знания и эрудиция, педагоги­ ческая  интуиция и интеллект, общая  культура  и нравственность, профессиональное владение  методами  воспитания детей,  а также умение  общаться, артистичность, веселый  нрав  и хороший  вкус.

Кроме того, в современных общественных условиях социальный педагог должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать  требования, предъявляемые об­ ществом  как к социальному педагогу,  так и к личности воспиту- емого.

 

Перечисляя качества  личности социального педагога,  все ис­ следователи  называют обязательно педагогический такт. Бестакт­ ность  педагога  нарушает  его связь  с ребенком, мешает  в реше­ нии  воспитательных задач.  К.Д.Ушинский педагогический такт называл  психологическим тактом.  «Одни  педагоги  считают,  — писал  он,  — это природная способность учителя  влиять  на уче­ ника,  другие,  что это  составная часть  общей  культуры  учителя, третьи,  что это отличное знание  своего предмета  и методики его изложения».

 

 

7


 

Социальный педагог  — соратник ребенка, и его педагогиче­ ское  искусство  состоит  в том,  чтобы  не делать„все  за.ребенка, а вовлечь его в деятельность. Социальный педагог помогает  воспи­ таннику  понять  окружающий мир.                •»

«Учитель должен быть артистом»,  — говорил А.М.Горькому А.П.Чехов.  В. Г. Короленко в «Истории моего современника» вос­ хищается  учителем  словесности Авдеевым,  каждый  урок которо­ го был жизненным и поэтическим откровением. Это был час «от­ дыха,  наслаждения,  неожиданных и  ярких  впечатлений».  «Учи­ тель,  — писал  он,  — потрясая учеников переживаниями и не­ стандартными мыслями вызывал  новое  отношение к познанию, новые переживания и новые  светлые  ожидания». Это был талант.

Влияние педагога на воспитанника начинается с его внешнос­ ти. А. С. Макаренко отмечал внешнюю культуру педагога как орга­ нический элемент  педагогической способности. Учитель не может быть хорошим  воспитателем, если не владеет мимикой, не может придать  своему лицу необходимое выражение или сдерживать  свое настроение, если у него не поставлен голос. Макаренко говорил, что в будущем в педагогических вузах студентов будут обучать по­ становке  голоса,  владению  своим  телом.

От чего еще зависит  успех в работе  социального педагога?

От особенностей региона, государства,  политической и соци­ альной  обстановки в стране,  где подопечный сталкивается с са­ мыми разнообразными условиями жизни, которые  влияют на его развитие  и формирование подчас  негативно, оказываясь факто­ рами риска в судьбе ребенка.  Успех социального педагога зависит также  от культурного  окружения, культурной  и духовной  обста­ новки, в которой  живет ребенок.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: