В курсе лекций «Социальная педагогика» мы рассматривали тему
«Социальный педагог, его профессионализм». В данном пособии остановимся подробнее на методах и современном опыте работы социального педагога.
В 1990 г. было принято решение Коллегии Комитета гособразо вания о введении специальности «социальный педагог». Назрев шие проблемы общества требовали специалиста по работе с деть ми, семьей и молодежью по разным направлениям социальной защиты.
В Российской академии образования, в Институте педагоги ческих инноваций было сформулировано понятие «педагогичес кая защита», которое было определено как «система педагогичес
ких действий, обеспечивающих физическую, психическую и нравствен но-психологическую безопасность воспитанника в образовательном процессе, отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и фи зических сил» (А. В. Иванов).
Успех в работе социального педагога зависит в первую очередь от его личностных качеств. Поэтому, прежде чем характеризовать методы работы социального педагога, рассмотрим необходимые составляющие личности социального педагога.
|
|
В современных условиях социальный педагог востребован в раз личных социальных структурах: в школе и семье, в приюте и дет ском доме, в различных реабилитационных центрах, в исправи тельных учреждениях для правонарушителей. В каждом из этих уч реждений свои особенности работы социального педагога, но везде к его личности предъявляются единые требования.
Изучение творчества и жизни известных педагогов дает пред
ставление о качествах, которыми должен обладать учитель. Это:
потребность учить, воспитывать, растить, передавать опыт;
самобытность, незаурядность, одаренность;
светлый ум; гуманность; общительность; цельность; чистота натуры;
душевная молодость;
дар красноречия1.
1 См.: Гончарова Т.И., Гончаров И.Ф. Когда учитель — властитель дум. — М,
1990.
6
Педагогу должны быть присущи гуманность и доброжелатель ность, тактичность, выдержка и самообладание, справедливость, наблюдательность, инициатива и ответственность, организован ность и смелость.
Ум и образованность, эрудиция, знание среды, гражданствен ность и гуманизм, профессиональная честность и неприятие дис криминации личности, чувство собственного достоинства явля ются условиями успеха в работе социального педагога. Педагог широкого ума способен понять кризисное состояние ребенка (под ростка), сопереживать ему, помочь ему увидеть свои достоинства и недостатки. Педагог как личность несет в себе нравственные ценности. Ему не прощается фальшь, беспринципность и непоря дочность.
|
|
Социальный педагог — сотрудник определенной социальной службы, учебного заведения, отсюда его ответственность как го сударственного служащего и обязательное знание своих обязан ностей.
Все перечисленные выше качества составляют этический ко декс социального педагога. Следование этому кодексу — обязатель ное условие педагогического мастерства т! профессионализма со циального педагога.
Социальный педагог — это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Пе дагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь собственное мнение, анализирует процесс его формирова ния как социальный процесс, процесс развития его задатков и спо собностей. Социальный педагог решает все проблемы воспитанни ка, не совершая действия, которые во вред подопечному.
Главное требование к социальному педагогу — это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагоги ческая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус.
Кроме того, в современных общественных условиях социальный педагог должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые об ществом как к социальному педагогу, так и к личности воспиту- емого.
Перечисляя качества личности социального педагога, все ис следователи называют обязательно педагогический такт. Бестакт ность педагога нарушает его связь с ребенком, мешает в реше нии воспитательных задач. К.Д.Ушинский педагогический такт называл психологическим тактом. «Одни педагоги считают, — писал он, — это природная способность учителя влиять на уче ника, другие, что это составная часть общей культуры учителя, третьи, что это отличное знание своего предмета и методики его изложения».
7
Социальный педагог — соратник ребенка, и его педагогиче ское искусство состоит в том, чтобы не делать„все за.ребенка, а вовлечь его в деятельность. Социальный педагог помогает воспи таннику понять окружающий мир. •»
«Учитель должен быть артистом», — говорил А.М.Горькому А.П.Чехов. В. Г. Короленко в «Истории моего современника» вос хищается учителем словесности Авдеевым, каждый урок которо го был жизненным и поэтическим откровением. Это был час «от дыха, наслаждения, неожиданных и ярких впечатлений». «Учи тель, — писал он, — потрясая учеников переживаниями и не стандартными мыслями вызывал новое отношение к познанию, новые переживания и новые светлые ожидания». Это был талант.
Влияние педагога на воспитанника начинается с его внешнос ти. А. С. Макаренко отмечал внешнюю культуру педагога как орга нический элемент педагогической способности. Учитель не может быть хорошим воспитателем, если не владеет мимикой, не может придать своему лицу необходимое выражение или сдерживать свое настроение, если у него не поставлен голос. Макаренко говорил, что в будущем в педагогических вузах студентов будут обучать по становке голоса, владению своим телом.
От чего еще зависит успех в работе социального педагога?
От особенностей региона, государства, политической и соци альной обстановки в стране, где подопечный сталкивается с са мыми разнообразными условиями жизни, которые влияют на его развитие и формирование подчас негативно, оказываясь факто рами риска в судьбе ребенка. Успех социального педагога зависит также от культурного окружения, культурной и духовной обста новки, в которой живет ребенок.