Методика и технология социального воспитания

METO,I(HKA

H OllbiT  PADOTbl COI(HAJibHOfO llEMfOrA

 

Y te6uoe noco6ue

iJJIJI cmyi}eumoe owcwux  neiJazazu>reacux

)l'le6HblX 3aetiltmuii       ...... "....,.......--.--,

r - ----............·-··-·.,.       .

'        ..                            £

 

 

 

.
.........  ---.,....- ------
\                    ''._,  "' ••                 ··.;.;..;;.....--

 

Mockua

At.-,

2001


УДК 371 (075.32) ББК 74.6 я73

В 19

 

Василькова Ю.В.

В 19 Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. посо­

бие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр

«Академия», 2001. - 160 с.

ISBN 5-7695-0629-6

В пособии представлена методика работы  социального педагога  в  совре­ менных условиях. На  конкретных примерах из опыта  работы  с семьей, в школе и микрорайоне, с так  называемыми трудными и талантливыми детьми, мало­ летними правонарушителями и взрослыми показаны пути  повышения педаго­ гического профессионализма социального педагога, критерии его  результатив­ ной деятельности.

Книга может  быть полезна также  социальным работникам и работникам народного образования.

 

УДК 371(075.32) ББК 74.6 я73

 

©  Василькова  Ю.В.,  2001

ISBN  5-7695-0629-6                                  ©  Издательский  центр  «Академия»,  2001


 

РАЗДЕЛ I

 

МЕТОДИКА  И  ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО  ВОСПИТАНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных вузах при подготовке социальных педагогов, практических психологов  и социальных работников введен  курс

«Методика и технология работы социального педагога». Данное по­ собие  подготовлено с учетом  Государственного образовательного стандарта и призвано помочь студентам при освоении этого курса.

В I разделе книги  рассматриваются теоретические вопросы, каса­ ющиеся  методики, методов и технологии педагогического про­ цесса.  Во II разделе представлен современный опыт работы соци­ ального  педагога в различных социально-педагогических учреж­ дениях в соответствии с особенностями и функциями каждого воспитательного учреждения.

Методика воспитания рассматривается как совокупность спо­ собов организации воспитательного процесса  и как отрасль педа­ гогического знания,  в которой  изучаются  и  создаются  способы целесообразной организации процесса воспитания. Методика со­ циального воспитания — это и теория и практика социального вос­ питания1.

В пособии рассматриваются в теоретическом аспекте  и приме­ нительно к тому или иному  социально-педагогическому учрежде­ нию  методики изучения личности, обучения  детей самовоспита­ нию и самоорганизации, оказания индивидуальной помощи, ме­ тодика общения и т. п.

Раскрываются возможности использования как каждого  мето­

да в отдельности, так и в сочетании с другими  методами.

Метод (от греч. methodos  — путь исследования, теория,  изуче­ ние) — это путь достижения заданной цели.  Это способы  воздей­ ствия  на сознание, волю,  чувства,  поведение личности.

Методы воспитания — это совокупность средств и приемов воз­ действия  на личность, направленных на достижение определен­ ной цели воспитания, исправления, перевоспитания.

 

1  См.:   Мудрик А.В.   Введение в социальную педагогику. — М., 1997.  — С. 305—

307.

 

3


 

Существует такое  понятие как выбор методов.   Выбор  метода зависит  от целей  и задач  воспитания, особенностей личности и возраста  воспитанника, особенностей семьи  и окружающей гре- ды, а также от квалификации, знаний, мастерства  и опыта соци­ ального  педагога.                                                                *

Данная  книга  является обобщением того,  что наработано по обозначенной проблеме. В ней  охарактеризованы методы  и со­ временный опыт работы социального педагога,  вооружившись которыми педагог может выбрать  адекватную  педагогическим ус­ ловиям  и своим личностным особенностям систему воспитатель­ ных воздействий. А.Дистервег  писал:  «Сила  учителя  в его мето­ дах». Но механическое перенесение его не даст результата. Успех воспитания зависит  от личности учителя,  его самодеятельности. Замечательный русский  педагог  П.Ф.Каптерев писал,  что успех зависит  не  от  метода,  а  от  учителя  и  ошибочно считать,  что

«метод является всемогущим средством, лекарством от всех зол невежества»1.

Приемы — это частичный метод каждого педагога,  частное воз­ действие  на воспитанника, связанное также  с определенной за­ дачей.

Средства, так же как и методы,  направлены на достижение поставленных ранее  целей  и являются своеобразным орудием  их достижения. Средствами воспитания могут быть дискуссия, учас­ тие в разнообразных соревнованиях, применение различных тех­ нических средств и музыкальных инструментов.

В  педагогической теории  стали  широко применяться такие понятия, как педагогическая техника и педагогическая техноло­ гия. Понятие «техника»  близко  понятиям «прием»,  «практика»,

«педагогическое общение».  Оно заимствовано из практической психологии (техники невербального общения, речевые  техники и  пр.)  (А.В.Мудрик).

Термин  «технология»  впервые  появился в XVIII в. Он был вве­ ден публицистом Федором Поликарповым (1660—1731), который рассматривал его как процесс  отношений ученика  и учителя,  где средствами обучения и воспитания являются язык и книга.  Мето­ ды обучения  предполагали самостоятельную работу ученика с тек­ стом,  диалог учителя с учеником и катехизисное чтение,  т.е. чте­ ние в форме  вопросов и ответов.

В XX в. в качестве  составляющих педагогической технологии остались те же ученик и учитель, а средствами обучения  и вос­ питания — язык и книга, однако  добавились еще и такие техни­ ческие  средства,  как  радио,  телевидение, магнитофон, компь­ ютер.

Характеризуя понятие «педагогическая технология», обратимся к его оценке  А.С.Макаренко. Он  считал,  что термин  «техноло-

 

1 Каптерев П.Ф. Метод и его применение  // Избр. пед. соч. — М.,  1982. — С. 40.

 

4


 

гия» взят из процесса  производства, где должны  быть «учет опе­ раций,  конструкторская работа,  контроль, допуски  и  браков­ ка», что личность  — это сложная структура и «к ней нужно  под­ ходить с точными измерителями, с большей  ответственностью и с большей  наукой».  Макаренко писал,  что воспитателю, как и технологу, нужно знать и «сопротивление материалов», и «со­ противление личности», и «процент  брака».  Технология ^ наука о мастерстве  (techno  — мастерство, logos — наука).   Мастерство социального педагога состоит в том, чтобы найти правильное при­ менение методов,  организовать взаимодействие воспитанника и педагога.

Педагогическая технология разрабатывается для достижения определенной учебно-воспитательной цели. Она индивидуальна для каждого  педагога  и  предполагает отбор  методик,  направленных на изучение  личности, последовательную деятельность педагога и анализ достижения цели на каждом  этапе воспитательного про­ цесса, т.е. педагогическую диагностику.

Для определения методов  социального воспитания в пЛобии анализируются особенности профессии социального педагога, условия  достижения им педагогического мастерства, среди  кото­ рых немаловажное значение имеют  определенные личные  каче­ ства,  которыми он должен  обладать.

Учитель никогда  не сможет стать мастером, не овладев педаго­ гической техникой. Овладение педагогической техникой  начина­ ется с понимания состояния ребенка, подростка, его поступка, которое, в свою очередь,  требует знания психологии общения, речевого умения, умения управлять своим психическим состоя­ нием,  выражать свои чувства и отношение к окружающей дей^ ствительности.

Важно,  что педагогические навыки приобретаются в результа­

те постоянных тренировок.

Во втором  разделе  пособия рассматривается опыт  работы  со­ циального педагога в различных социально-педагогических струк­ турах и то, как ранее рассмотренные методы и технологии реали­ зуются на практике. Характеризуется работа социального педагога с семьей, в школе, приюте, детском доме, реабилитационных цент­ рах, исправительных учреждениях, клубах и летних лагерях. Рас­ сматриваются методы работы с трудными  подростками, одарен­ ными  и больными детьми,  с подростками, совершившими пра­ вонарушения.

В каждом из перечисленных учреждений используются конк­ ретные  методы  социального воспитания, и в то же время  воспи­ тательная  работа в них строится  на общих принципах социального воспитания. Это  учет возрастных, национальных, социальных и психологических особенностей личности, учет условий жизни детей и окружающей их среды,  социальных и экономических условий региона.

 

5






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: