Одни педагоги считают, что педагогический такт-эт о природная способность учителя влиять на учеников; другие - что это состав ная часть общей культуры учителя; третьи -чт о это отличное знание своего предмета и методики его изложения. Определенная доля истины есть в каждом из этих определений педагогического такта. Не вызывает сомнения, что одним преподавателям легче овладеть педагогическим тактом, чем другим, но считать, что это их врожден ное качество, было бы неправильно. Также неправильно отождеств лять педагогический такт с общей культурой поведения учителя или с его общим и методическим образованием. К. Д.Ушинский пе- дагогиче- ский такт называл психологическим тактом.
Чаще всего педагогический такт определяется как соблюдение разумной меры во всей учебно-воспитательной работе с учениками. Теряется чувство меры - теряется и педагогический такт.
Ученику, который неуверенно и не совсем правильно отвечает у доски, учитель задает ряд наводящих вопросов. Первые вопросы помогают ученику, подбадривают его, направляют мысль в нужное русло. Ученик начинает отвечать точнее и смелее. Следующие воп росы уже такого эффекта не дают, а последние даже сбивают учени ка, раздражают его, делают ответ неуверенным и неточным. В дан ном случае бестактность учителя проявилась в том, что он слиш ком часто прибегал к наводящим вопросам.
|
|
1 См.: Сорока-Росинский В.Н. Школа им. Достоевского // Пед. соч. — С. 214—
220.
15
Другой пример. Учитель объясняет новый материал. Ученики вни мательно слушают. Чувствуется, что тема их заинтересовала. Но учитель увлекся и, не заметив, что ученика^ все уже^юнятно, про должает «разжевывать». У ребят пропадает интерес к объяснению, одновременно и интерес к новой теме. Урок; который так удачно на чался, превратился в.томительное ожидание.
Чрезмерность, в чем бы она ни проявлялась по отношению к уче никам, часто дает обратную реакцию. Чрезмерная требовательность ведет к непослушанию, чрезмерная серьезность - к легкомыс ленности, чрезмерная снисходительность - к грубости и т.п. Кому неизвестны такие ситуации, при которых чем больше учитель сер дится, тем больше ученикам хочется смеяться?
...Лучше дать ученикам посмеяться, может быть, и самому засме яться, а потом интересным рассказом и спокойным тоном перейти к изложению запланированного материала. Когда, например, в классе грязная доска, можно, конечно, высказать неудовлетворение учени кам, а можно поступить и так: молча демонстративно вытереть дос ку, заявив при этом ученикам: «Если вам тяжело вытереть доску, я буду сам (или сама) это делать». В следующий раз доска будет чис тая.
|
|
Каждый способ хорош на своем месте. Там, где необходима шут
ка, гнев будет смешным и т.п.
Идет урок, учительница объясняет новый материал. Слушают. Вдруг она как закричит на весь класс: «Ты что там делаешь?!» Ока зывается, ученик листал книжку под партой. И только. А немного поз же другой ученик бросил мелом в доску. Мел рассыпался и даже не много запачкал одежду учительницы. На этот поступок она просто сказала: «Кто там балуется?»
Однако педагогический такт нельзя сводить только к чувству меры. Мера - одна из педагогических закономерностей, которая лежит в основе педагогического такта. Понятие такта значительно шире, чем понятие меры. По своему содержанию педагогический такт учителя - объединение многих качеств его личности, многих его умений и на выков.
Педагогический такт-эт о профессиональное качество учителя, с помощью которого он в каждом конкретном случае применяет к учащимся наиболее эффективный способ воспитательного влияния.
Каждое замечание, которое мы делаем учащимся, должно подни мать авторитет учителя или хотя бы не подрывать его. Важно делать это так, чтобы избежать конфликтов.
Учительница математики проверяет в классе домашнее задание. Почти никто из учеников его не выполнил. Ученики просят еще
раз объяснить, но учительнице кажется, что ученики умышленно не выполнили домашнее задание. Вызванным к доске ученикам она ста вит двойки. Учащиеся недовольны. Двоим учительница предлагает покинуть класс. Они не подчиняются. Тогда учительница посылает за завучем. Приходит завуч, класс смолкает. Порядок как будто вос-
16
становлен, но слишком дорогой ценой - за счет авторитета учитель ницы. Она победила, но еще несколько таких побед, и учащиеся не захотят не только выполнять домашние задания, но и слушать ее объяснения.
Тактичный педагог владеет большим и активным запасом разно образнейших способов влияния на учеников. Это и сила воли, сдер жанность, наблюдательность, внимательность, последовательность, требовательность, сообразительность, шутка, ирония, смекалка, юмор, усмешка, взгляд, десятки оттенков голоса.
Есть учителя, не признающие никаких компромиссных решений в работе с учениками. Разговаривают они в основном на повышен ных тонах. Такие учителя кричат на учеников, когда они не поняли объяснения учителя, и когда на них напал смех, и когда в классе не вытерта доска.
- А разве не следует реагировать на такие случаи? - Следует, но...
Ученик не поздоровался с учителем, следующий раз учитель по
здоровался первым. Ученик после этого здор<ж»лся всегда.
Войдя в класс, учительница увидела, что одна ученица в платке. Учительница, заметив это и как будто удивившись, говорит: «Ой, ка кой же красивый у Гали платок!» Ученица краснеет, быстро развязы вает платок и прячет его в парту. Девочка поняла учительницу.
На контрольной работе по математике учитель отобрал у ученика шпаргалку. Ученику стыдно. Он злится, что так все вышло, и решает совсем не писать контрольную работу. Спрятал тетрадь под парту и сидит сложив руки. Его сосед по парте встает и заявляет: «А Стецюк ничего не делает!» - «Как это так ничего не делает? - удивляется учитель. - Он думает. Разве можно решать задачу, не подумав?» Ученик гордо смотрит на своего соседа, вынимает тетрадь и присту пает к работе.
Виктору Т., озорнику из V класса, понравилось незаметно залезать под парту и оттуда смешить своих товарищей. Учителя делали ему замечания, он остроумно оправдывался, а в классе возникал еще больший смех. Тогда один из учителей, войдя в класс, спросил Вик тора: «Ты где сегодня хочешь сидеть: за партой или под партой? Если под партой, то лезь сейчас. Не стыдись. Я скажу дежурному, чтобы он и на переменах разрешал тебе сидеть там. Нам не жал ко. Сиди на здоровье». Под парту он больше не залезал.
|
|
В запасе опытных учителей таких вспомогательных приемов мно го. Конечно, они дают необходимый эффект только тогда, когда учи тель тактичен и когда ученики уверены в его доброжелательности.
Педагогический такт как форма взаимоотношений с учениками определяется многими сторонами личности учителя, его убеждения ми, культурой поведения, общим и специальным образованием, за пасом соответствующих умений и навыков. Овладеть педагогичес ким тактом, не владея педагогическим мастерством в целом, не возможно. Педагогический такт не усваивается путем заучивания,
Л£Х6 «
запоминания и тренировки. Он является следствием творчества учителя,, показателем гибкости его ума. Педагогический такт учителя не бывает стереотипным.
У разных учителей он может иметь разные фбрмы и проявления. Это зависит от возрастных особенностей учителя, особенностей его темперамента, характера и т.д. Педагогический такт каждого учи теля индивидуализирован. Конкретная математическая задача ре шается одним способом, редко - несколькими, а конкретный конф ликт с учениками может решаться многими способами. Педагоги ческий такт каждого учителя не укладывается в определенные схемы и формулы, пригодные для решения целого ряда подобных случаев.
Один и тот же способ влияния на учеников у одного учителя дает значительный эффект, а у другого - вызовет обратную ре акцию. Даже одна и та же фраза в устах одного учителя может прозву чать для учеников как легкая ирония, а в устах другого - как обидная насмешка. Но, несмотря на это, можно выделить и назвать отдель ные психологические и педагогические условия, которые содейству ют развитию педагогического такта у каждого учителя независимо от его индивидуальных особенностей. Среди таких условий кроме на званных ранее можно выделить наблюдательность, внимание к уче никам, доверие, справедливость, выдержку, самообладание и др. Остановимся на каждом из этих качеств.
|
|
Наблюдательность. Это одна из наиболее важных професси ональных черт педагога. Наблюдательный учитель может глубо ко заглянуть во внутренний мир своих воспитанников, поднять их душевное состояние, выделить их индивидуальные особенности. Все это дает ему возможность найти индивидуальный подход к каж дому ученику...
Наблюдательный учитель почти точно может определить, в какой мере учащиеся готовы выполнить его требования, устано вить силу их сопротивления и степень их уступчивости. На уроке на блюдательный учитель видит, например, кто из учеников выполнил задание, а кто не выполнил, кто слушает объяснение нового матери ала, а кто только делает вид, что слушает, и т.д. Такой учитель суме ет привлечь всех учеников класса, не прибегая к способам принуж дения, поможет каждому ученику проявить собственную активность и собственную инициативу.
Но быть наблюдательным не означает все фиксировать, как на фотопленку и на все обязательно реагировать. Тактичный педагог умеет все видеть, но не все замечать. Если бы мы на все, что дела ется в классе, реагировали, то у нас не хватило бы ни сил, ни време ни. Такое идеальное состояние, когда учащиеся внимательно слу шают объяснения, бывает далеко не всегда.
Бестактный учитель, вместо того чтобы качеством урока сосредо точивать внимание учащихся, начинает акцентировать внимание на каждом случае невнимательности. Он как будто специально ходит
18
по классу, присматривается, к чему бы можно было придраться. «Ты куда смотришь? Где твои руки? Что ты там держишь? Дай сюда!» - такими и подобными замечаниями он все время прерывает свой урок. Такой педагог наблюдательный, но нетактичный! Тактичный педагог умеет не только видеть, но и умело реагировать, но и что-то не за мечать.
Ненаблюдательный педагог даже при доброжелательном от ношении к ученикам может повести себя нетактично. Он может, напри мер, похвалить ученика, который этого не заслуживает, и, наоборот, отругать невиновного ученика, не заметив своей ошибки. Такой учи тель долго запоминает фамилии учеников, путает их, не знает ребят в лицо, у него всегда возникают конфликты из-за оценок. Иногда мож но встретить даже классных руководителей, которые кроме общих данных ничего о своих учениках сказать не могут. Для них учащиеся - это олицетворение пятерок или двоек, дисциплинированного или недисциплинированного поведения. Ненаблюдательных учителей ученики не уважают и нередко зло шутят над ними (отвечают один за другого, дают для проверки не свои тетради, убеждают, что данного материала им не объясняли, и т.п.).
Внимательность. Ученики, как известно, болезненно реагиру ют на то, как относится к ним учитель, особенно тогда, когда они лю бят и уважают его. Их может обидеть не только окрик, незаслужен ный упрек, несправедливая отметка и т. п., но и просто невниматель ность, нежелание выслушать, откликнуться на их просьбы, даже по дойти или посмотреть в их сторону. Известно, что некоторые ребята умышленно нарушают дисциплину, лишь бы привлечь к себе внима ние учителя.
Учитель должен не только объяснять учащимся новый материал, но и уметь слушать их. Это тоже относится к области педагогическо го такта.
Бестактные учителя не умеют слушать учеников. Одни из них не дают ученикам высказать свою мысль, подсказывают им, нерви руют их, другие - все время молчат, стремясь ничем не выдать сво его отношения к ответу. Трудно ученикам с такими учителями. Уча щиеся нередко говорят между собой: «Я хорошо знал эту тему, но биолог, ты знаешь какой он, не дал мне говорить. Если бы он меня не перебивал, я ответил бы на пятерку», «А труднее всего отвечать ис торию. Василий Степанович сидит, как каменная баба. Не знаешь, правильно говоришь или нет».
Плохо, как видите, и то и другое. Мы спрашивали многих учени ков, за что они любят своих учителей. Среди многих ответов были и такие: «А еще люблю ее за то, что она внимательно слушает, когда с ней говоришь», «Она умеет одинаково хорошо говорить и хорошо слушать».
В какой бы форме невнимательность к ученикам ни проявля лась, она всегда отрицательно сказывается на их отношении к учи телю.
19
Доверие. Педагогический такт предусматривает наличие у учите ля веры в способности учащихся. Каждый ученик должен быть уве рен, что успех в учебе зависит только от его желаниями стара тельности.
...Дети еще не могут сами правильно оцениватысвои силы и воз
можности. Они опираются на оценки взрослых, в частности на оцен ки учителей, которым они доверяют больше, чем себе. Поэтому учи тель должен очень осторожно подходить к оценке их способностей.
Не следует, конечно, преувеличивать способности учеников, но особенно не рекомендуется занижать их.
Доверие к ученикам справедливо называют макаренковским вос питательным принципом. Я не привожу примеров доверия, которые имели место у Макаренко по отношению к воспитанникам только пото му, что они уже давно общеизвестны. «Педагогическая поэма» - это поэма о вере в человека. Макаренко мог сказать самую горькую прав ду колонистам, но он никогда не оскорблял их своим недоверием. Осо бенно бестактны бывают те учителя, которые пессимистически отно сятся к будущему своих учеников и при каждом удобном случае счита ют необходимым сказать им об ином. Бестактность таких учителей нередко граничит с прямым педагогическим преступлением.
Ученик VI класса за короткое время получил две двойки по исто рии. Учитель решил еще раз спросить его. И на этот раз ученик отве чал неудовлетворительно.
- Ни на что ты не способный, - говорит ему учитель. - Не видеть тебе VII класса как своих ушей.
В приведенном примере учитель кроме возмутительной бестакт ности допустил явную несправедливость. Он не обратил внимания на тот важный для педагога факт, что на этот раз ученик ответил несколько лучше, не поддержал и не укрепил его первых успехов, не дал им надлежащей оценки. Тактичный учитель в этом случае обра тился бы к такому оценочному мнению:
- На этот раз ты отвечал значительно лучше. Я убежден, что если и дальше так будешь стараться, то сможешь хорошо учиться.
У опытных учителей доверие к учащимся является одним из са мых важных способов приобщения их к труду. Тактичный учитель удерживается даже от намеков, что он не верит в способности кого- нибудь из учеников.
Опытные учителя, чтобы вселить или поддержать у отдельных учеников веру в свои силы, прибегают к приему умышленного пре увеличения их первых успехов.
Когда спрашивают: «Можно ли говорить ученику правду?» - я не
вольно думаю о врачебной этике.
Врач приходит к больному, старому человеку, пробует пульс и думает про себя: «Не протянет старик и до воскресенья», а ему громко говорит: «Да у вас сердце, как мотор. Мы с вами еще на зайца пой дем». - «Да где уж там!» - говорит больной, но видно, что у него затеплилась надежда. С надеждой на выздоровление ему легче бу-
20
дет дожить последние свои дни. А впрочем, кто его знает, может быть и выздоровеет старик. Бывает и такое. Надежда, как говорят, из мо гилы поднимает. Разве лучше было бы, если бы врач сказал больно му: «Да вы совершенно безнадежны! Если до воскресенья дотянете, то и хорошо». Но врач такого не скажет. Он всегда поддержит надеж ду у больных на выздоровление, так как в противном случае они и лечиться не захотят. Педагог тоже должен поддерживать надежду у своих учеников на лучшее будущее, какими бы горькими их сегод няшние неудачи ни были.
Я был свидетелем, как один учитель, обращаясь к классу, сказал, показывая на ученика, не успевающего по математике: «Он у меня готовый кандидат во второгодники. Дальше я его не пущу».
Надо всячески остерегаться таких «пророков». Большой вред они приносят школе, посягая на светлую надежду ученика, на его перс пективы на будущее. (р
Справедливость. На вопрос, какие черты они больше всего це
нят у своих учителей, учащиеся чаще всего отвечают: справедливость.
Справедливому учителю ученики могут простить и его офи циальность, сухость и даже грубость. А если справедливый учитель еще и тактичный, веселый, приветливый, то авторитет его в школе огромнейший.
Я вспоминаю такой случай. В один и тот же день, в одном и том же классе я посетил уроки двух учителей.
Оба урока были посвящены анализу контрольных работ, первый - по русскому, второй - по украинскому языку.
На первом уроке ученики были спокойны, сосредоточены, внима тельно слушали анализ ошибок, сделанный учителем. Рассмотрев тетради, они заботливо спрятали их в портфели. Один ученик сказал своему товарищу по парте, который сидел недалеко от меня (потом выяснилось, что этот ученик недавно прибыл из другой школы):
- У тебя ведь только две ошибки, а он поставил тебе тройку. Это же несправедливо. Скажи.
- Не говори глупостей, - не дал ему договорить сосед, - слушай лучше.
Больше ни у кого не возникло сомнений, что их работы оценены правильно. Они были спокойны даже тогда, когда учитель сам пред ложил проверить, не ошибся ли он где-нибудь.
Совершенно по-другому прошел урок у другого учителя. Ученики все время волновались и старались как можно быстрее узнать, какие у них отметки. Получив тетради, они начали старательно подсчиты вать, сколько у кого ошибок, в частности сколько из них морфологи ческих и сколько синтаксических. Большинство учеников были неудо влетворены своими отметками. Посыпались вопросы:
- Почему мне поставили тройку? Разве у меня грубее ошибки, чем у него?
- Вы мне одну и ту же ошибку посчитали дважды. Разве можно за это ставить двойку?
21
- Вы сами говорили, что в таких случаях можно ставить тире или двоеточие. Я поставил тире, а вы подчеркнули как ошибку. Разве это справедливо?
Отвечая на эти вопросы, учитель затратил много времени. Отве ты его, как мне казалось, были правильными, но Учеников они не удо влетворили. Убрав по требованию учителя свои тетради, они неодно кратно доставали их, сомневаясь, правильно ли выставлены отмет ки. Анализ типичных ошибок, который был проведен учителем, уча щихся не интересовал. Об эффективности проведенного урока гово рить не приходится.
Репутация несправедливого может укрепиться за учителем не только потому, что он действительно несправедливый, но и по тому, что у него не хватает педагогического такта в отношени ях с учениками, который предусматривает такую форму поведения, чтобы у ребят и мыслей не возникло, что учитель может быть не справедливым.
...Бестактность учителя может проявиться в непоследователь
ности или непостоянстве требований и оценочных суждений. О непоследовательном учителе ученики не без основания говорят: «Он сам не знает, чего хочет», «Он уже забыл, о чем вчера говорил»,
«Послушаем, что он скажет завтра» и т.п. Непоследовательность учи теля вначале удивляет учеников, потом раздражает их, выводит из равновесия, и в конечном счете они перестают его слушать и даже делают наперекор.
Выдержка и самообладание. Для педагогического такта учите ля большое, а иногда и решающее значение имеют такие его воле вые черты, как выдержка и самообладание. Конечно, это не значит, что учитель должен всегда, что бы ни случилось, быть абсолютно спокойным. Он может иногда и вспыхнуть, взорваться, как говорил А. С. Макаренко, но такие свои вспышки он должен всегда контроли ровать. В состоянии, близком к аффекту, очень трудно принять пра вильное решение. Было бы лишним приводить примеры грубой бес тактности, которую допускают учителя, утратившие выдержку и са мообладание. Достаточно только сказать, что вместе с потерей вы держки и самообладания педагог нередко теряет свой авторитет, а то и право на свою профессию.
В состоянии раздражения не рекомендуется принимать какие- либо решения. В таких случаях лучше прибегнуть к какой-нибудь форме осуждения, которая дает возможность учителю отложить свое решение, например: «А с тобой у меня будет отдельный разго вор», «Сейчас у меня нет времени тобой заниматься» и т.д. Ког да учитель, успокоившись, остановится на каком-то решении, он все гда сумеет найти повод, чтобы сообщить это решение ученику или всему классу.
Выдержка и самообладание постоянно должны быть в активе пе
дагога. Молодые неопытные педагоги часто объясняют свои вспыш
ки состоянием нервной системы, что в большинстве случаев не со-
ответствует действительности. Опытные учителя, хотя нервы у них не крепче, чем у молодых, не теряют самообладания. Дело, очевид но, не в нервах, а в большой ответственности за порученное дело и в привычке сдерживаться, владеть собой. Самообладание и выдерж ка вырабатываются точно так же, как и другие умения и навыки. Не научившись владеть собой, учитель не научится.педагогическому такту.
Молодой преподаватель, я не сдержался, кричал на учеников, угрожал самыми страшными наказаниями, выталкивал из класса. Неприятное это было зрелище. После этого стыдился ученикам в глаза смотреть. На второй или третий день заходит ко мне мой стар ший коллега: я думал, будет успокаивать меня, доказывать, что сей час дети не такие, какими были раньше, и т.п. Он спросил меня:
- Ты не собираешься работать в школе? ^
- Почему? Я люблю школу, - ответил я. Щ
- Школу надо еще и знать. Школа не музей, где все экспонаты лежат или стоят и всегда будут лежать или стоять на своем месте, пока сам их не переставишь. Школа -эт о живые люди. Ты пришел к людям, постарайся и сам быть человеком.
Названные выше психологические предпосылки педагогического такта действуют в неразрывной связи. Отсутствие хотя бы одной из них приводит к нарушению педагогического такта.
Говоря о педагогическом такте как об умении, надо иметь в виду его своеобразие. Чтобы быть тактичным, недостаточно лишь усво ить ряд педагогических правил или приемов. Педагогический такт - это постоянное творчество учителя. Абсолютно схожих случаев применения педагогического такта нет, как и нет абсолютно по хожих детей.
Еще я хотел бы напомнить об обычной вежливости в отноше ниях с учениками. Невежливый педагог очень часто бывает и не тактичным. В основе вежливости, также как и педагогического так та, лежат доброжелательное отношение к детям, чуткость по отно шению к ним.
По моим наблюдениям, многие бестактные учителя любят и сво их учеников, и свою профессию, но ошибочно считают, что учащихся следует держать в ежовых рукавицах, что с ними надо быть строгим, чтобы они «немного, но боялись учителя». Такие учителя не только неправильно относятся к внешним формам вежливости, но и умы шленно избегают их, чтобы ученики не ощутили слабости своих учи телей.
Я знал одну хорошую учительницу, милую женщину. У нее была светлая улыбка и легкий голос. Но когда она заходила в класс, лица _ ее превращалось в гримасу, а голос приобретал неприятный тембр."~ Ученики считали учительницу злой, хотя она никогда такой не была. Пришлось переубеждать ее, чтобы она была такой, какой является в действительности. Это удалось не сразу. Учительница уже успела сжиться со своей маской.
Бестактные учителя нередко стремятся сделать выводы о харак тере учеников, об их привычках и навыках при каждом нарушении дисциплины, при каждом невыполненном домашнем задании, обра щая внимание даже на их случайные неудачи, неправильно исполь зованные слова и т. п. ' *
Поэтому неудивительно, что на уроках таких учителей даже успе вающие ученики не проявляют особенного желания отвечать, ибо знают, что это связано с риском быть оскорбленным. По этой же при чине они не обращаются к учителю, не спрашивают его, стремятся ничем не привлекать его внимания.
Педагогический такт требует от учителя умения предвидеть,
как его замечание, отметку, требование и т. п. воспримут учени ки, которым они адресованы. Педагог должен понять настроение, чув ства и переживания учащихся прежде, чем применить к ним тот или иной метод воздействия. К детям следует относиться с такой же, а во многих случаях еще с большей осторожностью и деликатностью, чем к взрослым. Педагогический такт чаще всего нарушают именно те учителя, которые почему-то считают, что дети легко переносят их крик, грубый тон, пренебрежительный жест и т. п.
Важное значение для тактичного отношения учителя к ученикам
имеет учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Индивидуальный подход к ученикам является одной из основных предпосылок тактичности учителя. Тактичный педагог должен знать, например, что учащиеся младших классов теряются и хуже отвеча ют тогда, когда учитель молчит и никак не проявляет своего отноше ния к их ответу, а ученики средних и особенно старших классов, на оборот, нервничают, когда их перебивают, не дают высказать мысль до конца. Важно также знать, что с учениками разных типов темпера ментов нужен разный тон в разговоре (с флегматиком - твердый, с холериком - спокойный, с меланхоликом - мягкий). Чем лучше педа гог будет знать особенности своих учеников, тем меньше будет до пускать бестактности в отношениях с ними.
Наконец, несколько слов о роли психологических знаний в ов
ладении педагогическим тактом.
Педагогический такт, как мы уже договорились, не является врож денным качеством человека. Он приобретается, как и всякое другое умение. Но это не означает, что он придет сам собой, без всякой теоретической подготовки.
Педагогический такт учителя предусматривает наличие у него пси хологических знаний. Раньше чем стать практиком, писал К.Д.Ушин- ский, педагог должен много учиться, думать о цели, предмете и ме тодах своего труда.
Вот примерно так можно ответить на вопрос о том, что необходи
мо учителю, для того чтобы овладеть педагогическим тактом.
Печатается по изд.: Синица И.Е. Педа
гогический такт и мастерство учителя. —
М.( 1983.
Рекомендуемая литература
Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьника. — 1994. — № 2.
Болотов В. Должность социального педагога скоро станет привычной // Учительская газета. — 1994. — № 9.
Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. — М., 1998.
Вульфов В.З. Социальный цедагог в системе общественного воспита
ния // Педагогика. — 1992. — № 5, 6.
Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. — М., 1992.
Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. — Орел, 1994. —
Рабочая книга социального педагога / Под ред. Н.Ф.МЩповой. — Орел,
1995.
Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. — М., 1983. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. — Вып. 1. —
М., 1991.
Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. — М., 1993.