Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 1990. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. — М., 1998. Виноградова М.Д., Гордин Л.Ю., Фролов А.А. О педагогическом насле
дии А.С. Макаренко: Предисловие // Пед. соч.: В 8 т. — М., 1985. — Т. 8.
Жураковский Т.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко. — М., 1963. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М., 1990. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса //
Соч.: В 7т. -М., 1951.-Т. 5,
Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. — М., 1983—1986.
Максакова В.И. Дифференцированный подход в воспитании // Ма
гистр. — 1992. — Февраль.
Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. — Орел, 1995.
МудрикА.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.
Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. — М., 1983.
Новикова Л.И. Педагогика коллектива. — М., 1977.
Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого — М., 1995. Рабочая книга социального педагога. — М.; Орел, 1995. Семенов В.Д. Социальная педагогика. — Екатеринбург, 1995.
Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. — М., 1991. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. — Сверд
|
|
ловск, 1989.
Теория и практика воспитательных систем. — М., 1993. — Кн. 2. Шацкий СТ. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1960. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1994.
РАЗДЕЛ II
ОПЫТ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ
В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это возможно решить только через укрепление семьи. Семья как основная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его познавательную, трудовую и творческую деятельность. щ
От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей за висит статус семьи. Семья вводит ребенка в общество, именно в ней он получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, ухаживают за ним, в дошкольном воз расте (3—7 лет) ему открывается мир.
В семье укрепляют здоровье ребенка, развивают его задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, вос питании гражданина. В семье закладываются гуманные черты ха рактера, доброта и сердечность, ребенка учат оценивать свои поступки и отвечать за них. Здесь дети приобщаются к труду, выбирают профессию. Семья готовит юношу к самостоятельной семейной жизни, приучает уважать добрые традиции семьи и следовать им.
Семья — это дом, объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих отношений, происходит первая социализа ция личности. Анализ социального влияния на личность показал, что у 40% людей в их жизни решающее влияние оказала семья, у
|
|
30% — средства массовой информации, только у 20% — школа, у
10% — улица.
ТИПЫ СЕМЕЙ
Работая с семьей, социальному педагогу приходится сталки
ваться с различными типами семей.
В зависимости от места жительства различают городскую и сель скую семью. Несмотря на миграцию сельского населения в город, сегодня 26% населения в нашей стране живут в сельской местно-
43
42
сти. В большинстве своем — это жители южных районов России, в
Сибири и на Севере преобладает городское население.
Уничтожение крестьянства как буржуазного класса в 20-е гг., ликвидация неперспективных деревень в России — это процессы, которые оказали огромное влияние на состояние окружающей среды, на семейный уклад сельского населения, крестьянства. Там, где прежде были большие села и многолюдные станицы, сегодня остались деревеньки с небольшим числом жителей, без социаль ной инфраструктуры, центров культуры.
Особенность сельской семьи — размеренность ее жизни, подчи ненной ритмам природы, тяжелые условия сельскохозяйственного труда в домашнем и подсобном хозяйстве. Для сельской семьи характерен жесткий контроль со стороны общества за жизнью как семьи в целом, так и каждого ее члена. Еще сохранились элемен ты сельской общины, где по-прежнему прочны родственные свя зи, связи с соседями, наблюдается неприязнь к семьям, стремя щимся к обособлению. На селе взрослое и младшее поколения чаще, чем в городе, собираются вместе. Все вышеперечисленные факторы определяют то, что в социализации подрастающего по коления сельская семья играет очень большую роль, значительно большую, чем городская1.
В результате миграции из села по 3 млн в год на протяжении десятка лет сельская семья претерпела разительные изменения. Уезжала молодежь, в деревне оставалось старшее поколение. И в то же время на сельскую семью оказывала влияние часть молоде жи, уехавшая в город. Это сказалось на стремлениях детей из сель ских семей, их кругозоре. Происходит разделение сельских семей на «окрестьянившихся» и стремящихся уехать в город2.
Городская семья не однородна, она характеризуется в зависи мости от концентрации населения в городе, от этнической струк туры, от географического положения города, от деятельности и занятости населения.
Так, в малых городах уклад семейной жизни близок к деревен скому: наблюдаются прочные родственные, в том числе брачные, связи, социальный контроль за жизнью семьи, наличие почти при каждом доме подсобного хозяйства, из этих городов редко уезжает молодежь. На жизнь семей такого города обычно оказыва ет влияние деятельность одного-двух заводов. Для жителя неболь шого города семья значит многое.
В крупном и среднем городе общение молодого и взрослого поко ления семьи изменяется. Школа, производство, культурные центры оттягивают молодежь из семьи. Широкий круг общения, окружаю щая среда оказывают огромное влияние на социализацию личности.
1 См.: Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. — С. 98—
100.
2 См. там же.
Довольно распространенным типом семьи является семья, со стоящая из многих поколений. В такой семье ее члены живут вмес те, начиная с детей и кончая бабушкой и дедушкой по отцовской
и материнской линиям. Сейчас дети чаще живут отдельно, со храняя родственные отношения одной семьи^ отношения ответ ственности и солидарности поколений. Взрослые дети, не решив жилищных проблем, возвращаются в родительскую семью.
|
|
Распространенной в современных условиях является нуклеар- ная семья, состоящая из мужа, жены и одного или двух детей. Функции воспитания и обучения детей, в том числе их социали зации, берет на себя школа или детский сад. В такой семье изме няются, по сравнению с традиционными, семейные роли, жена занята на производстве, хозяйственные проблемы берут на себя в равной степени все члены семьи.
Молодая семья — это супружеская пара с детьми или без них в первом браке. Возраст такой семьи — не старше 5 лет, возраст супругов — не старше 30 лет. В последние годы число таких семей растет, преобладающий возраст супругов в них 21—24 года. Боль шинство таких семей живут с родителями, это, например, семьи студентов, проблемы которых часто приходится решать социаль ному работнику, социальному пёЦгогу.
Неполная семья — семья с одним родителем в последние годы стала распространенным явлением. Родителем в такой семье чаще является мать, реже — отец. Такая семья — результат развода, смерти или долгого отсутствия одного из родителей либо когда ребенок вне брака. Сегодня таких семей 25% от общего числа. Они более всего требуют внимания со стороны социального педагога. Эти семьи живут бедно, доход женщины чаще меньше, чем у мужчины, алименты составляют всего 1/4 зарплаты мужчины. В самом тяжелом положении находятся семьи, где ребенок рожден вне брака.
Внебрачная семья кроме тяжелых материальных условий пере живает и отрицательное отношение со стороны общества. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца, мальчики более уязви мы, чем девочки. В воспитании ребенка в такой семье часто отри цательное влияние оказывает сильная любовь матери, которая ста рается желанное дитя оградить от окружения. Отец в большинстве таких семей воспитанием ребенка не занимается, чаще по причи не того, что мать отстраняет его.
Семьи в повторном браке — это семьи с двумя родителями, где могут быть дети как общие, так и от прежних браков. Они могут жить вместе или с детьми мужа или жены. Подобные браки были редки в XIX в., но в XX в. они стали распространены, особенно после Отечественной войны. Проблемой в такой семье являются отношения отчима или мачехи к неродным детям. Много проблем вызывают ситуации при решении вопроса свиданий с ребенком отца, бабушки или дедушки. Здесь часто требуется вмешательство
|
|
социального педагога, который разрабатывает специальную про грамму, включающую психологические, социальные и педагоги ческие воздействия на родителей. Вместе с тем, несмотря на мно жество возникающих проблем, в этом браке стараются не повто рить ошибок первого брака, поэтому эти семьи более сплоченны.
Особую категорию составляют семьи, созданные после смерти одного из супругов в предшествующем браке. Дети остро пережи вают потерю отца или матери, и это сказывается на отношениях с отчимом или мачехой.
Семья «маленькая мама». В истории человечества были перио ды, когда рождение ребенка женщинами, не достигшими совер шеннолетнего возраста, было нормой жизни, «маленькая мама» признавалась обществом, была женой, молодой матерью. В совре менном обществе появление этой категории семей рассматривает ся как нарушение брачно-семейных норм. Вместе с тем число несо вершеннолетних мам растет, поэтому необходимы меры по соци альной защите и помощи им со стороны государства и общества.
Беременная школьница получает определение — распущенная, трудный подросток, из семьи «группы риска». Мать девочки счи тает, что ее дочь соблазнили, мать мальчика, что соблазнитель ница — девочка. Одни считают, что это явление — результат пропаганды секса с экрана, другие — недостаточного сексуально го образования. Психологи видят проблему в детском одиноче стве, в невнимании родителей. Тепла и любви девочка ищет через физическую близость с партнером.
«Маленькая мама» бросает школу, учиться самостоятельно ей не под силу. Советы сделать аборт приводят к тяжелым послед ствиям для ее здоровья.
Работа с данной категорией семей только началась. Создаются программы по оказанию помощи юным матерям, создаются Цен тры социально-психологической защиты.
Кроме перечисленных выше педагог сталкивается со следую
щими типами семей: семья беженцев; семья военных; семья эмигрантов; семья верующих;
семья опекунов и усыновителей;
семья, где больной ребенок или инвалид;
семья студентов;
семья, где родители наркоманы, пьяницы, мать проститутка;
семья, где родители вернулись из тюрьмы; семья, где дети до 1,5 лет, до 3 лет, до 5 лет; семья, где от 3 до 5 детей;
семья, где 5—10 детей;
многодетная семья, где более 10 детей.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ
Семейные союзы тогда выигрывают, когда они скрепляются общностью интересов, вкусов и потребностей. «С хорошей женой горе — полгоря, а радость вдвойне» — говорит пословица. Семей ный союз может быть прочным и счастливым, даже несмотря на отрицательные черты характера у ее членов.
Главное — это добрые, честные, полные любви и взаимопони мания отношения между всеми членами семьи. Дети тонко чув ствуют семейный разлад. Для них это травма, которая скажется на всей их дальнейшей жизни.
Равнодушие родителей к детям вызывает у них чувство одино чества, и дети начинают искать привязанность на стороне, в раз нообразных занятиях, в компании. Это уже с детства отдаляет их от семьи.
Жизненный уклад семьи за последние 60 лет разительно изме нился. Если раньше неработающие матери могли заниматься вос питанием детей, то сегодня, чтобы поставить детей на ноги, дол жны работать оба родителя, и им подчас некогда даже недолго пообщаться с ребенком.
А ведь семья — это организм, в котором каждый его член для того, чтобы этот организм нормально функционировал, должен выполнять определенную функцию, занимать определенное мес то в системе ролевых отношений в семье.
Семейная роль — одна из важных ролей человека в обществе. Муж, жена, родители (мать, отец), сын, дочь, брат, сестра, де душка, бабушка — все это семейные роли. Каждый, выполняя ту или иную роль, представляет, что от него ждут другие члены се мьи. Муж, будучи главой семьи, должен быть сильным, волевым. Жена — нежной, заботливой и т.п.
Плохое выполнение или невыполнение своей роли членами семьи приводит к конфликтам. Они чаще происходят в семьях, где супруги второго поколения являются и детьми, и супругами, и родителями одновременно. Конфликты возникают, когда одна роль включает в себя множество функций. Например, если жен щина — и мать, и хозяйка, и воспитатель детей, и сиделка и в то же время наравне с мужем обеспечивает семью материально.
Конфликт может произойти и в том случае, если жена занима ет более высокий статус в социальной или профессиональной сфере. Здесь можно посоветовать супругам гибкое перераспределение ролей. Конфликты часто возникают и из-за того, что молодая жена не хочет вести хозяйство или рожать детей, или бабушка не хочет нянчиться с внуком.
Отцовство. В словаре русского языка С. И. Ожегова отцовство определяется как кровное родство между отцом и его ребенком. Не только от матери, но и от отца зависит биологическое суще ствование будущего человека. Ребенок похож на отца или мать
цветом волос, глаз, особенностями телосложения, функциони
рования основных органов и систем организма.
Задатки — основа способностей (к умственной деятельности, музыке, спорту, языкам) — также закладываются генетически. По наследству передаются заболевания, привычки отца и матери, алкогольная, никотиновая и наркотическая зависимость. Поэтому будущий отец должен заботиться о своем здоровье, здоровом об разе жизни.
Социальные функции отцовства определяет выражение: «На плечах отца держится мир». Отец — защитник отечества, он уп равляет государством, ведет научные исследования, выполняет тяжелую физическую работу. Отец обеспечивает семью матери ально, несет ответственность за жену и детей, помогает родите лям-старикам.
Ответственность, чувство долга, физическая и нравственная сила, смелость и мужество, гражданственность, надежность и ве ликодушие — все эти качества необходимы отцу для воспитания детей. Эти отцовские качества формируются на протяжении всей жизни.
Хороший отец организует деятельность всей семьи, видит в
ребенке личность, избегает грубых воздействий на детей и род
ных.
В семье без отца возникает масса социальных проблем. Безот цовщина особенно болезненна и чревата отрицательными воспи тательными последствиями для мальчиков.
Подробнее остановимся на проблеме семейной жестокости, когда члены семьи подвергаются эмоциональному, физическому или сексуальному насилию.
Часто жестокость направлена на пожилых людей и выражается в их отвержении, отделении от семьи, плохом питании, отсут ствии ухода. Супружеская жестокость преобладает в семьях с низ ким доходом, в которых возраст супругов от 20 до 30 лет. Часто жертвами становятся женщины, неродные дети.
Многие жертвы имеют физические или умственные недостат ки, отчего они зависимы от семьи. Чаще это овдовевшие люди старше 75 лет, прикованные к постели.
Семейная жестокость вызвана социальными факторами, стрес сами в семье, употреблением алкоголя, наркотиков, психически ми отклонениями и отсутствием культуры. Феминистки утвержда ют, что жестокость будет существовать до тех пор, пока женщины будут зависимы от мужчин.
Социальному педагогу нередко приходится сталкиваться с фак тами родительской жестокости. Детей избивают, подвергают сек суальному насилию.
Российское законодательство охраняет сексуальную неприкос новенность ребенка. Статьи 131 и 132 Уголовного кодекса РФ лю бые акты сексуального насилия в отношении несовершеннолет-
них предусматривают наказание значительно более строгое, чем когда речь идет о взрослых.
Защита детей от насилия взрослых — это острая социальная проблема, решение которой требует усилий всего общества, ко торое пока еще к этому не готово.
В 1977 г. «Литературная газета» (№ 25) привела данные, свиде тельствующие об отношении родителей к детям в разных странах. Например, в ФРГ общество защиты животных насчитывает около
600 тыс. членов, а Союз защиты детей — всего 15 тыс. В Англии в обществе защиты животных полмиллиона, а в обществе борьбы с жестоким обращением с детьми — всего 20 тыс.
РЕБЕНОК В СЕМЬЕ
Если родители заботятся не только о здоровье детей, но и о развитии их духовности, то, конечно, дети будут защищены от вредного влияния среды. В каком бы комфорте и богатстве ни вы рос физически крепким, освоившим науки и ремесла ребенок, если в нем не будут развиты духовные, гуманистические качества личности, ничего хорошего в мир он не принесет.
Нравственные качества человека, жизненные установки, стиль поведения — все это формируется в семье и часто, как в зеркале, отражает облик его родителей. Все: и слова, и поступки, и поведе ние родителей — играет свою роль в воспитании ребенка.
А.С.Макаренко был глубоко уверен, что «родительские требо вания к себе, родительское уважение к своей семье, родитель ский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания, и если с ребенком неблагополучно, нужно прежде всего самого себя положить под микроскоп. И нуж но не ребенка перевоспитывать, а менять ваше отношение к нему, так как его отношение к себе зависит только от вас»1.
Достоевский писал: «Знайте же, что нет ничего выше и силь нее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее ка кое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из дет ства, из родительского дома... прекрасное, свежее, воспомина ние, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспо минание и есть. Если много набрали таких воспоминаний с со бою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь». Несомненно, какое бы большое место в развитии ребенка ни занимали школа и среда, главную ответственность за его воспитание несут роди тели.
До подросткового возраста ребенок впитывает все устои семьи. Родителям необходимо постоянно производить оценку своих поступков, так как главным рычагом родительского воспитания является их авторитет. В младшем и школьном возрасте — это ав-
I
1 Макаренко А.С. Книга для родителей. — Киев, 1987. — С. 237, 241.
торитет любви, ласки; с взрослением — это авторитет уважения. Высокие моральные качества, знания и ум, храбрость и сила ро дителей — вот основа такого авторитета. Но авторитетом нельзя подавлять ребенка. Воспитывающее воздействие он оказывает лишь при условии взаимоуважения детей и родителей.
Постоянное общение с ребенком дает возможность родителям хорошо изучить его. С подростком сложнее, так как родительские представления не успевают за его бурным развитием и взрослые продолжают обращаться с ним, как с ребенком. Именно в этот период формируются дальнейшие отношения родителей и детей. Подросток требует к себе особого подхода, большей самостоя тельности, настаивает на том, чтобы считались с его мнением. Его самолюбие оказывается уязвленным, если он не получает в семье должного уважения и внимания.
Именно в этом возрасте, когда эмоции, преобладая над разу мом, приводят подростка к разного рода нежелательным поступ кам, между детьми и родителями возникают конфликты. Родите лям лучше в таких случаях дождаться, когда утихнут страсти, дать возможность подростку самому все обдумать и затем в спокойной обстановке поговорить с ним.