В 1995 г. более 60 детей прошли курс лечения в санаториях раз личного профиля, в районе работал оздоровительный центр при Ко митете социальной помощи населению, В нем отдохнули 800 детей из социально уязвимых семей. В 1996 г. в трех оздоровительных цен трах отдохнули более 1500 детей. Летом создаются оздоровитель ные площадки и подростковые клубы, охватывая около 4,5 тыс. де тей. Детям, не посещающим детские дошкольные учреждения, вы плачивается денежная компенсация. Отделением проводится вы плата ежемесячных пособий на детей, бесплатное обеспечение де тей до двух лет молочным питанием, проводится закупка детского питания.
Для детей из малообеспеченных семей, не посещающих детские дошкольные учреждения, приобретаются книги, альбомы для рисо вания, фломастеры, акварельные краски, карандаши и другие кан целярские изделия, мягкие игрушки.
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ВЕРУЮЩИМИ РОДИТЕЛЯМИ
Своя специфика в работе социального педагога с семьей веру ющих. Здесь важно не оскорбить верующих родителей своим неве рием, понять устои этой семьи, положение ребенка в ней, влия ние на развитие ребенка посещения им воскресной школы при храме.
Для работы с такой семьей социальному педагогу следует знать мировоззренческие основы веры, ее заповеди, воспитательное зна чение «Слов» и «Проповедей» святых отцов, иметь представление о содержании воспитательных и образовательных программ вос кресной школы. Необходимо знать об основных заповедях благо честия и высокой нравственности: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой даст тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не про износи ложного свидетельства на ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход (20: 12—17)).
Остановимся на особенностях православной педагогики.
Идеал христианской педагогики — Иисус Христос. Главное в воспитании — подготовка души к вечной жизни. Образование да ется человеку для приспособления к жизни на земле.
Цель христианского воспитания — воспитание сердца, ума и воли. От сердца исходят все помышления человека. Ум старается
покорить волю (греховное начало ума). Волей ребенка можно уп равлять, если побуждать в нем веру, надежду и любовь. Началом воспитания является воспитание послушания, борьба со своево лием, баловством и капризами. Послушание должно быть свобод ным, основанным на любви, на страхе потерять любимого, стра хе его огорчить, но ни в коем случае не принудительным.
Принципами православной педагогики являются:
принцип свободы, вера может быть только при свободном ре
шении человека;
признание личности Христа и признание огромной ценности человеческой личности.
Православная церковь в целях воспитания организует литурги
ческую жизнь детей в приходе, их религиозное обучение1.
В процессе христианского воспитания детям помогают понять
| присутствие Бога в жизни человека, что мы часть тела Христова и церкви, что православная вера связана с их личностью и жизнью. Цель воспитания — познать Бога, а не узнать все о Боге.
Работая с семьей, социальный педагог должен помнить, что семья для ребенка — это малая церковь. Детей родители учат мо литве, объясняют им таинства святого причастия, рассказывают о вере и суеверии, о значении поста в жизни человека.
Социальный педагог дополняет домашнее воспитание, консуль тируя родителей по различным проблемам семейного воспита ния, в том числе по вопросам педагогики и психологии. Можно порекомендовать следующие темы для бесед социального педаго га с верующими родителями: «Об отношении родителей к по ступкам детей», «Особенности подросткового возраста», «Запрет ные темы между родителями и детьми», «О детском творчестве»,
«Детские игры» и т.п.
Рекомендуемая литература
Азаров Ю. Семейная педагогика. — М., 1993.
Бим-Бад Б.М. Мудрость воспитания: Хрестоматия для родителей. — М., 1988.
Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. — М., 1998.
Гребенников Й.В. Основы семейной жизни. — М., 1991.
Ковалев СВ. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. — М.,
1991.
Кон И.С. Ребенок и общество. — М., 1988.
Макаренко А.С. Книга для родителей. — Киев, 1987.
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1996. Никитин Б.Н., Никитина Л.А. Мы и наши дети. — М., 1986. Прихожан A.M., Толстых И.Н. Дети без семьи. — М., 1990. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. — М., 1987.
Фромм А. Азбука для родителей. — М., 1994.
1 См.: Куломзина С.С. Наша церковь и наши дети. — М., 1994.