Интернатные учреждения

 

Сейчас  в стране  422 дома-ребенка для  35 тыс.  детей, 745 дет­ ских  домов  для  84 тыс.  детей, 237  школ-интернатов для  71  тыс. детей.  В России ежегодно  выявляется около  100 тыс. детей, нужда­ ющихся  в опеке.  Дети-сироты или дети, брошенные родителями, попадают  в  дома  ребенка  (с  рождения до  3  лет),  позднее  —  в детские дома и школы-интернаты. Среди воспитанников школ- интернатов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% детей одиноких родителей, 7% детей, от которых  отка­ зались  родители.

 

76


 

Чтобы  ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы  ок­ ружающие его условия  этому  способствовали — необходимы уст­ роенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие  окружающими.  Но  во  всех  интернатных учреждениях среда обитания, как правило, сиротская, казарменная. Сами ус­ ловия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают процесс формирования личности.

Попадающие в эти учреждения дети, как правило, уже имеют какие-либо отклонения в физическом и психическом развитии. У них наблюдается задержка умственного развития, нарушение по­ ловой  идентификации, склонность к наркотикам и правонаруше­ ниям. К тому же ребенок не умеет общаться, он нервозен, добива­ ется внимания и в то же время его отторгает, переходит на агрес­ сивность или отчуждение. Он не умеет быть внимательным к людям и любить.  Ребенок относится к окружающим недружелюбно.

В семье  существует  чувство  фамильного  «мы», это та нравствен­ ная  сила, которая вызывает у ребенка состояние защищенности. Без  родительского покровительства у детдомовских ребят  стихий­ но  складывается противопоставление «мы»  и «чужие», «они».  От

«чужих» все  обособляются, но  и в своей  группе  ребенок одинок.

Вследствие отсутствия любви  и заботы, родительского тепла у детей  формируются такие  качества, как  жестокость, равнодушие, они часто конфликтуют со своими сверстниками, обижают  ма­ лышей.

Отчуждение от людей  они  считают  нормой, отсюда  их «право» на нарушение общественных устоев.  В школе  они отрицательно относятся к одноклассникам из семей.

Ребенок в интернате должен  адаптироваться к большому числу сверстников. Постоянное пребывание в коллективе создает напря­ жение, тревожность, иногда  вызывает агрессию.  В интернатах и детских домах распространены онанизм, гомосексуализм, сексу­ альные  отклонения. Все это результат  недостающей родительской любви, отсутствия положительных эмоций социально адаптиро­ ванного человека.

В интернатах.нет помещения, где бы ребенок мог побыть  один, отдохнуть  от постоянной толпы, проанализировать свои поступки. Без  внутреннего самососредоточения у него  формируется опреде­ ленный стандартный социальный тип личности. Стремясь к обо­ соблению, дети осваивают чердаки и подвалы. И это, в особенно­ сти без опеки  взрослых, приводит к безрассудным поступкам, побегам  и бродяжничеству.  У детей  интерната, живущих  на госу­ дарственном обеспечении, формируются иждивенческие черты («нам должны», «дайте») отсутствуют ответственность и береж­ ливость.

По  своему  психическому развитию эти дети  отличаются от ро­ весников из семей, они отстают в развитии, часто страдают хро­ ническими заболеваниями. Ввиду ограниченного круга общения у

 

77


 

них формируется неадекватное поведение, что выражается в по­ стоянных конфликтах с окружающими, неприятии запретов и за­ мечаний.

Уже в доме  ребенка такие  дети недоверчивы и вялы, не привя­ зываются к взрослым. Они  замкнуты и печальны, нелюбознатель­ ны,  у  них  плохо  развита  речь,  отсутствует  всякая  самостоятель­ ность.

Все  внимание младших  школьников   сосредоточено на  внутрен­ ней жизни интерната, отношениях с учителями, они  агрессивны, в своих  бедах обвиняют всех, кроме  себя.  Они  не могут самостоя­ тельно  планировать и контролировать свои  действия.

В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с од­ ной и той же группой  сверстников, что создает приятельские, бли­ же к родственным отношения. С одной  стороны, это хорошо, но в то же  время  препятствует развитию навыков общения с незнако­ мыми людьми.  Они напряженны со взрослыми, демонстрируют по­ требительское к ним  отношение, постоянно требуют решения сво­ их проблем. Это объясняется тем, что их нормальные отношения с первыми в их жизни взрослыми были нарушены. Вместе с тем млад­ шие школьники в интернате стремятся быть послушными, дис­ циплинированными, стараются угодить взрослым. Это вызвано по­ требностью признания их взрослыми.

Воспитанники уходят  из  интерната в подростковом возрасте. Они  не  подготовлены к самостоятельной жизни, не  в состоянии планировать свое  будущее, живут  только  одним  днем, болезнен­ но  переживают свою  ненужность, они  привыкли жить  по  указке, многие  из них плохо учатся, воруют, бродяжничают, ведут себя нарочито  грубо.

Педагогу  в работе  с подростками следует стимулировать у них процесс самопознания, поощрять ведение  дневников, обучать этому.  Дневник способствует самоанализу, самоутверждению, раз­ витию  внутреннего мира, развитию автономности представлений подростка о себе, их независимости от суждений и оценок окру­ жающих.

Важно,  чтобы  отношение взрослых  к  подростку было  уважи­

тельным.

Наметив программу изучения личности на  разных  возрастных этапах,  следует  учитывать,  что  80%  детей-сирот и  детей,  остав­ шихся без попечения родителей, имеют психоневрологическую патологию, 42% — задержку  психоречевого развития, у многих отмечены заболевания органов  дыхания. Только  2,2% детей отно­ сительно здоровы1.

Большинство детей-сирот не  ориентируются в своем  будущем. Так,  только  41,7%  подростков  (V—VIII  классы)  имеют  профес-

 

1 См: Кочкина Л. С Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональ­

ному самоопределению в условиях  дома детства.  — М., 1998.

 

78


сиональный интерес,  37,5%  не  представляют своего  будущего, у

21 % слабое  о нем  представление.

Социальному педагогу  следует  стимулировать интерес подрост­ ков  к будущему, к своей  личности, способностям, регулярно про­ водить  с ними  профессиональные консультации, развивать  инте­ рес к профессии.

Рекомендуется составить план  будущей  жизни подростка, учи­ тывая  его профессиональные намерения, жизненную позицию. В плане  определяются ближние и дальние  цели, этапы  их осуще­ ствления, возможные препятствия и пути их преодоления. План поможет решить  проблему ранней профессиональной подготовки подростка (столярное, швейное дело  и т.п.), обрести  ему уверен­ ность  в своем  будущем.

 




СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ

 

Указ  Президента РФ  от 01.06.1991  г. «О первоочередных мерах по  реализации  Всемирной декларации об  обеспечении выжива­ ния, защиты  и развития детей в 90-е гг.» стал юридическим актом создания в стране  социальных приютов, гостиниц для детей и подростков,  медико-педагогических школ.

В Указе от 06.09.1993 г. «О профилактике безнадзорности и пра­ вонарушений несовершеннолетних, защите  их прав» приюты рас­ сматриваются как основа  профилактики детской  безнадзорности.

Приказо м министра  социально й  защиты  населени я  Р Ф (06.06.1994  г.) утверждалось положение «О специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социаль­ ной реабилитации», определялись порядок организации соци­ альных  приютов, штатное расписание, структура  и основные на­ правления деятельности.

Существующие сейчас социальные приюты работают  по Ти­ повому  положению и  предназначены для  временного  прожива­ ния  и социальной реабилитации детей  и подростков 3—18 лет.

Социальные приюты — это образовательно-воспитательные уч­ реждения, где детям  и подросткам оказывается помощь по разре­ шению  их жизненных проблем. Их функции — обеспечить без­ опасность ребенка, защитить его от жестокости и внешних угроз, снять  остроту  психического напряжения  в отношениях с семьей, с педагогами, сверстниками. Работа приюта  направлена на кор­ рекцию и реабилитацию детей.

Особенность приютов состоит в том, что это учреждение вре­ менного пребывания.  Поскольку программа реабилитации инди­ видуальна для каждого  ребенка, сроки  пребывания в приюте  так­ же индивидуальны. Ребенок сам может попросить убежище  в при­ юте до решения его дальнейшей судьбы.

Контингент приюта  составляют дошкольники и младшие школь­

ники  (90%),  проживание  которых  в  семье  стало  невозможным,

 

79


 

например, из-за  алкоголизма родителей, постоянных побоев, от­ сутствия  элементарных условий  для жизни. Одна из причин поме­ щения детей  в приют  — сексуальное насилие- (-11%),*  насилие как над  маленькими детьми  (1,5—5 лет), так  и  над  девочками  13—15 лет1.  9% детей  помещаются в приют  из-за  болеЗни матери, отсут­ ствия  родственников, способных заботиться о них, смерти  роди­ телей, на  время  оформления опеки.

Детей в приют направляют сотрудники милиции (59%), соци­ альные  педагоги  (26%), родственники  (10%)  и  очень  редко  (6%) дети приходят в приют  сами, это  подростки, которые вынуждены уйти  из  семьи.

Очень часто администрация приюта  сталкивается с проблемой дальнейшего устройства детей, так как  многих  уже нельзя  вернуть в  семью,  поскольку родители лишены  родительских прав  (35%), дети — круглые  сироты  (14%), родители — инвалиды (19%) или психически больные2.

Обследование детей  приюта  дает достаточно тяжелую  картину:

80% имеют психоневрологическую патологию, 42% — задержку психоречевого развития,  преобладают заболевания органов  дыха­ ния.  Только  2,2% детей здоровы.

Поскольку время  пребывания детей  в приюте  ограничено, пе­ ред  социальным  педагогом  стоит  сложная  задача  за  короткий срок  погасить кризисное  состояние ребенка,  конфликт с  семь­ ей, приобщить ребенка к учебе, вовлечь  в труд, организовать лечение, определить его будущее.  Вот почему  здесь особенно важно расположить ребенка к себе, создать  атмосферу участия, тепла  и заботы.

Если  малыши с трудом  забывают о  семье,  подросток о  семье не скучает, старается реализовать себя, утвердиться среди ребят. Социальный педагог должен  проявить понимание, доброжелатель­ но убедить  подростка в необходимости изменить свою  жизнь.  Он должен уметь оказать  первую  медицинскую, психологическую и юридическую  помощь.

Подростки,  поступившие в  приют,  отличаются крайней  пси­ хической неуравновешенностью. Часто после первой  недели  «бе­ гунки»  оставляют приют, чтобы  продолжать свои скитания. Соци­ альному педагогу необходимо владеть определенными психологи­ ческими приемами, чтобы убедить подростка остаться  в приюте, поверить новым  взрослым.

Перед  социальным педагогом стоит одновременно ряд задач: создать  для  ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодоверие с ним, научить соблюдать нормы общежития, на­ править  на  путь  самоанализа, самовоспитания. В осуществлении

 

 

1  См.:   Сафронова Т.Я.,  Цымбал Е.И., Ярославцвва Н.Д.,  Олиференко Л.Я. Реа­

билитация  детей в приюте.  — М.,  1995. — С. 21—23.

2 См. там же.

 

80


реабилитации подростка педагогу помогают прочие  работники приюта:  врач, психолог, юрист, хозяйственник.

У каждого  ребенка своя  судьба,  свои  проблемы, поэтому  изу­ чение  каждого  ребенка является главным  при его поступлении в приют.  При  изучении ребенка социальный педагог  собирает всю информацию о том, как  и откуда  он прибыл, сведения о родите­ лях  и  родственниках, о школе  и  о  воспитательных учреждениях, где он был раньше. Делается  полное медицинское освидетельство­ вание  о состоянии его физического и психического здоровья. После обследования даются  рекомендации по реабилитации.

Ниже  представлены образцы документации, которая поможет педагогу  собрать  о ребенке необходимую информацию.

v

Осмотр  ребенка при поступлении в приют

(памятка для педагогов-воспитателей и медицинских работников) Целью  первичного осмотра  является выявление у ребенка, поступа­

ющего  в приют, инфекционных или  паразитарных заболеваний, неин­

фекционных заболеваний или повреждений, представляющих опасность для  жизни и  здоровья ребенка, угрозу  для  заражения других  детей, а также выявление признаков жестокого обращения с ним.

 

Схема осмотра ребенка

1. Опрос  ребенка и выявление имеющихся жалоб.

2. Оценка санитарно-гигиенического состояния одежды ребенка.

3. Измерение температуры тела.

4. Осмотр  волосистой части головы:

выявления вшей и гнид (у старших детей с этой же целью осматрива­

ется лобковая область);

выявление стригущего лишая  (трихофитии), при этом на волосистой части  головы  имеются ограниченные участки  кожи  с отрубевидным бе­ ловато-серым шелушением и с черными точками обломанных волос;

наличие участков  облысения от вырванных волос вследствие дурного обращения, дефекты костей  черепа, шрамы.

5. Осмотр  носа, зева, слизистой рта и зубов:

наличие выделений из носа;

наличие гиперемии (покраснения), налетов  на зеве, высыпаний на слизистой щек, зева;

обратить  внимание на состояние зубов (кариес, наличие выбитых зу­

бов);

наличие порезов, разрывов во рту и на губах.

6. Осмотр глаз:

наличие желтушной окраски склер;

наличие гнойных выделений из глаз;

наличие кровоизлияний в глазные  яблоки.

7. Осмотр ушей для выявления гнойных или кровянистых выделений.

8. Осмотр кожных покровов для выявления:                                                  81


 

изменения окраски — желтушности, бледности, цианоза (синюшно- сти);                                                                ... ^

высыпаний,  обращая  внимание  на их характер,  расчесов;

чесоточных ходов;                                                      *

различных повреждений — синяков, кровоподтеков, ссадин, рубцов, язв, следов ожогов.  Необходимо обратить внимание  на давность повреж­ дений, стадии  развития синяков и заживления ран, их локализацию.

9. Осмотр  лимфоузлов — шейных, подмышечных, паховых:  их увели­

чение  и болезненность.

10. Осмотр  рук и  ног:  наличие заболевания ногтей;  болезненность и ограниченность  объема  движений  в  конечностях  и  суставах,  наличие

«щадящих»  поз;  наличие  отеков,  припухлостей,  покраснений  суставов, изменения  длины конечностей.

11. Признаки  заболеваний  внутренних органов:  кашель,  затруднен­ ное, учащенное или  свистящее дыхание; наличие подозрительных выде­ лений  из половых органов;  изменение  цвета мочи  и характера стула.

12. Оценка психического  состояния  ребенка.

Во время  осмотра следует  обратить внимание на адекватность реакции ребенка на окружающее: активность,  вялость, заторможенность или без­ участность. В процессе беседы  следует  оценить фон  настроения ребенка: наличие  у него депрессии  или суицидальных высказываний.

 

V Опросник при посещении  семьи ребенка,  находящегося  в приюте

 

1. Точный адрес, телефон.

2. Данные о ребенке,  находящемся  в приюте: возраст, какое ДЦУ или школу  посещает, состоит  ли  на учете  в милиции, взаимоотношения ре­ бенка с другими членами семьи,  со сверстниками.  Какие  у него пробле­ мы: трудное поведение,  отклонения  в состоянии  здоровья  и т.д.

3. Состав  семьи  ребенка,  в которой  он  живет:  родители,  степень  их родства  с ребенком, бабушки, дедушки, братья, сестры, другие род­ ственники.

4. Данные  о родителях:

ОТЕЦ: возраст, семейное положение, состояние здоровья (инвалид­ ность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление наркотиков.  Уровень  образования, кем  и где работает  или не работает, привлекался ли к уголовной ответственности, лишение ро­ дительских  прав.

МАТЬ: возраст, семейное положение, состояние здоровья (инвалид­ ность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление  наркотиков.  Образование,  кем и где работает или не рабо­ тает, привлекалась ли к уголовной ответственности, лишение родитель­ ских прав.

5. Другие  дети:  возраст  каждого, состояние здоровья, посещение до­

школьных  или  школьных  учреждений.

6. Другие  родственники: родственные связи  по отношению к данному ребенку,  характерные  особенности.

 

82


7.  Жилищные  условия:  живут  в  отдельном доме,  квартире  (отдель­ ной, коммунальной), сколько человек в одной  комнате. Комната, где находятся дети. Санитарные  условия и санитарное  состояние  жилища.

8.  Материальные  условия  семьи:  примерный  ежемесячный  бюджет семьи,  получают ли пособия  на детей.

9. Моральная  и психологическая  обстановка  в семье:, наличие частых гулянок, драк,  запоев одного или обоих родителей.  Отношение  взрослых друг  к другу:  избиение, насилие.

10. Отношение  к данному ребенку: проявления  любви, заботы, пре­ небрежения,  невнимания; наказания  (физические  и другие); физичес­ кое и сексуальное  насилие.

11. Отношение  к другим детям — есть ли различия между отношением к другим  детям  и  ребенку,  находящемуся в  приюте.

12. Социальная помощь данной семье  — имеются ли дополнительные социальные  пособия,  льготы и в связи  с чем.

У   Социальная карта  ребенка,  находящегося в приюте

 

Ф.И.О.                                                                                                                     Дата  рождения                          

Домашний  адрес                                                                                                

Телефон                          

Дата  поступления                            

Поступил               (с  братьями,  сестрами,  один).

Кто  направил  (привел)  ребенка                                                                  . Где проживает в настоящее время                                                                   . Причины и обстоятельства поступления                                                . I. Сведения о семье  ребенка

МАТЬ                                                                       (Ф.И.О.,  родная, нерод­

ная, приемная),

возраст     ,  семейное  положение                 ,

образование                                                                                                     , где и кем работает                                                                                                  , физическое  здоровье                   ,  психическое  здоровье                         

(инвалид)  (состоит ли  на учете в диспансере)

употребление алкоголя                           , наркотиков                     , привлекалась ли к уголовной ответственности                                        , лишение  родительских прав                                                                        . ОТЕЦ:                                                                                  (Ф.И.О., род­

ной,  неродной, приемный, партнер матери)

возраст         ,  семейное  положение                 ,

образование                                                                               , где и кем работает                                                                                         , физическое здоровье                , психическое здоровье                           , употребление  алкоголя                       , наркотиков                                 , привлекался  ли к уголовной ответственности                                           , лишение  родительских прав_                                                         8 3.


 

ДРУГИЕ ДЕТИ:

1.                        

2.

ДРУГИЕ  ЧЛЕНЫ СЕМЬИ:.                              :_ (родство с ребенком, возраст, здоровье, алкоголизм, особенности поведения).

ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ                                                          (свой дом, квартира, коммунальная, санитарное состояние).

МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ:

примерный ежемесячный бюджет                            

дополнительные социальные пособия получают ли пособия на ребенка     

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ:

наличие пьянок, скандалов                    ,

характер отношений родителей между собой                                             

к детям                                  , к данному ребенку                                       

физические наказания детей

пренебрежение                          (плохо  кормят, одевают, не  обращают­

ся к врачу, не пускают  в школу),

сексуальное насилие                    другое            СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС РЕБЕНКА:


Социальный педагог должен быть подготовлен к трудностям работы с детьми «группы риска», так как последние составляют большинство поступающих в приют  или детдом.  Он должен  знать обо всех проявлениях психических отклонений у подростков, как то- вспыльчивость, драчливость, повышенная.внушаемость, ис­ теричность, заторможенность, низкая трудоспособность, гиперак­ тивность, раздражительность, неумеренное стремление к удоволь­ ствиям, недовольство окружающими, повышенная сексуальность, чрезмерная жажда  и неумеренность в еде и т.п.

Социальный педагог должен  знать  причины таких проявлении и следовать  тем психолого-педагогическим приемам,  которые да­ дут положительный результат  в работе.  Например, разговаривая с ребенком,  стараться находиться на  его уровне  - присесть, чтобы разговор был  «глаза в глаза»;  называть ребенка только  по  имени, что помогает воспитывать его достоинство; анализируя поведение ребенка, уходить  от ярлыка «плохой  ребенок», оценивать не лич­ ность  а его поступки, чаще  хвалить.  Не  следует делать за ребенка то, что он может  сделать  сам;  предоставить ему возможность при­ нимать  самостоятельные решения.

При соблюдении в приюте  соответствующих условии  процесс социализации личности проходит достаточно эффективно. Ребенок


что посещает                                              

успеваемость           ,

состоит ли на учете в отд. милиции        

поводу, с какого  возраста),

побеги  из  дома, бродяжничество последний раз).

Как часто болеет

Дополнительные сведения


(№ школы, какой класс),

 

                       (по какому

 

(как  часто, когда  в


учится  выживать, его  образ  жизни меняется с изменением соци­

ального  окружения, с помощью взрослых. Попав  в приют, ребенок проходит несколько воспитательных этапов  — от адаптации к ус­ ловиям приюта  до реабилитации. Поэтапная работа  воспитателей дает возможность учитывать  возрастные особенности ребенка, чет­ ко ставить  цели  в овладении теми навыками, которые необходимы ребенку  в данный момент. При  этом активизируется процесс само­ воспитания, самореализации личности ребенка.

Создание новой  среды обитания — один из методов воспитания.


ОЦЕНКА СТРЕСС-ФАКТОРОВ В СЕМЬЕ

  Социальные   Со  стороны родителей Со стороны ребенка
безработица  плохое  жилье неполная семья многодетная  семья скученность религиозность социальная  изоляция психические заболевания алкоголизм  обоих,  одного наркомания обоих, одного проблемы  брака трудности в воспитании отсутствие любви  к ребенку психическое  заболевание инвалидность врожденные заболевания хронические  заболевания трудный ребенок отклонения в поведении

 

(подчеркнуть или вписать дополнительно)

 

 

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ ДАННОГО РЕБЕНКА Печатается по изд.: Сафонова Т.Я. и др.

Реабилитация детей в приюте. — М., 1995.

 

84


Адаптация ребенка в приюте  - это шаг к адаптации его в обществе. К  созданию домашней обстановки в приюте  привлекаются сами дети  Они  принимают участие  в оборудовании уютных уголков  где бы ребенок мог побыть  один, вне сверстников, отвлечься, пофан­ тазировать.

Коллективизм и совместная деятельность приютских детей спо­

собствуют воспитанию норм  поведения в обществе. Подросток усваивает,  что  нельзя  обижать  слабого, красть,  уходить  из  при­ юта,  не  предупредив воспитателя.

Работа  с агрессивными, вечно  всем  недовольными, предпочи­

тающими одиночество детьми  может  быть  построена в несколько

этапов:

первый — «накопление согласий»;

второй  — поиск  нейтральных интересов и увлечении подрост­

ка, создание условий  для  контакта;

третий  — анализ  сообщений подростка о себе с принятием их на  веру;

85


четвертый  — выяснение качеств личности, которые  он не при­

нимает;

пятый  — совместные действия  воспитателя и воспитанника по взаимному соглашению, построенные на взаимодоверии.

Положительные качества ребенка, которые  выявляет  педагог, являются ориентиром в воспитательной работе,  так как,  опира­ ясь только  на них,  он может создать нормальные взаимоотноше­ ния  с детьми  в приюте. Вера  в ребенка  восстанавливает у него чувство  самоуважения, собственного достоинства.

В приютах,  центрах реабилитации больше всего беспокойства вызывают дети с так называемым синдромом гиперактивности. Они подвижны, как ртуть, суетятся,  торопятся, не могут задержать вни­ мание  на несколько минут.  У них хорошие  интеллектуальные дан­ ные,  но они не справляются с заданиями учителя,  считая их скуч­ ными  и однообразными. Они вспыльчивы и раздражительны, что приводит  к конфликтам со сверстниками. Эти дети  — результат психологической и физической перегрузки в обществе.

Для подобных  детей создаются  индивидуальные программы ре­ абилитации, которые  включают  психологическую, медицинскую и педагогическую помощь.  Ученые разработали общие рекоменда­ ции  в работе  с такими  детьми1:

— понимать трудности  гиперактивных детей;

— применять только положительные воздействия, избегать на­

казаний;

— включать  ребенка  в общие  дела;

— укреплять  веру в себя,  давая доступные  задания;

— создать  условия  для отдыха и спорта;

— развивать  интерес  к деятельности;

— разработать  правильный режим,  предусматривающий доста­ точное  пребывание на воздухе, полноценный сон,  развитие  гиги­ енических навыков.

Одним из приемов воспитания является оценка поведения под­ ростка.  Важно,  чтобы  она совпадала  с мнением как детей,  так и взрослых, т.е. была объективной. Объективная оценка  взрослыми успехов  ребенка  способствует формированию у него  правильной самооценки, что способствует его более быстрой  адаптации в при­ юте. У ребенка  развиваются уверенность в себе,  самоуважение, чувство  собственного достоинства.

Большую роль в социальной реабилитации воспитанников при­ юта играет их вовлечение в трудовую деятельность. Труд помогает наладить  отношения со сверстниками, приобрести трудовые  на­ выки,  способствует развитию самостоятельности, организован­ ности,  формирует уважительное отношение к продуктам  труда.  В современных центрах  реабилитации воспитанники включаются в

 

 

1  См.:   Сандулина  Э.   Гиперактивный  ребенок в  школе и  дома  // Воспитание школьника. — 1999. — № 4. — С. 42—44.


 

самые  разнообразные  виды  труда.  Стимулом  в  работе  является оплата труда. В практике приютов  распространено самообслужива­ ние,  ребята выполняют ремонтные работы,  различные виды сель­ скохозяйственного труда.

Труд  выполняет воспитательную функцию  при  условии,  что он посилен, а результаты  труда имеют общественную или личную пользу.  В процессе  труда решаются  проблемы общения, сотрудни­ чества,  обучения  профессии. Реализация продуктов  труда, заведе­ ние  сберегательных книжек, лицевых  счетов  требуют от педагога организационных умений  и контроля.

Важную воспитательную роль в приюте  играет библиотека. Ра­ бота детей с книгой — метод приобщения их к знаниям, ступень возвращения их в школу.

Распорядок жизни  приюта  как метод воспитания дисциплины должен иметь гибкие  формы, особенно на первом  этапе пребыва­ ния детей в приюте.  Требование железной дисциплины, предъяв­ ляемое  ребенку с травмированной психикой, может быть непо­ сильно  для  него  и  окончательно сломит  его  волю  к работе  над собой.  В приютах  создаются  комнаты раздумий, уголки  уедине­ ния,  чтобы ребенок мог прийти  в себя от пережитого насилия.

Возвращение ребенка  в школу — важная  проблема  для педаго­ га в приюте.  Направить в школу  и помочь  выполнить домашнее задание  — это только  полдела,  необходимо изменить отношение ребенка к знаниям, помочь преодолеть  страх перед школой. Легче всего это решается  в приютах,  где существует так называемая до­ машняя школа,  где  работа  с  ребенком ведется  индивидуально, где в ходе занятий осуществляются коррекционные меры по раз­ витию  памяти, внимания, словарного запаса и т.д., практикуется выставление оценок.

При формировании у детей приюта стремления к знаниям ис­

пользуется  индивидуальный подход,  который предполагает:

— соотнесение уровня  развития детей приюта  с уровнем  раз­

вития  детей данного  возраста;

— положительную  оценку  успехов  (похвалой,  подбадривани­

ем, поощрением);

— учет склонностей и возможностей ребенка;

— занимательность и наглядность материала в процессе  обуче­

ния и воспитания;

— помощь  в налаживании взаимоотношений со сверстниками и учителями;

— обучение  владению  словом.

Ниже  приводится опыт  работы  нескольких социальных при­

ютов.

 

Приют в поселке Томилино Московской области рассчитан на 30 де­ тей, принимают детей до 18 лет. За 1,5 года работы через приют про­ шли 99 детей, из них 21 мальчик. Поступали дети не страше 10 лет.


 

Детей из одной семьи не разлучают. В 80% случаев причиной поме­ щения детей в приют было полное отсутствие родительского попече­ ния. Это были «забытые дети», брошенные на произвол судьбы, дети алкоголиков, вынужденные побираться. Обследование детей показа­ ло, что 21 % подверглись сексуальному насилию, 59^о детей были до­ ставлены в приют сотрудниками милиции, 26% - социальными педа­ гогами, 10% - родственниками (чаще бабушкой, которая видела, что ребенку плохо живется в семье, но сама взять на воспитание ребенка не имела возможности), 5% детей обратились самостоятельно (в ос­ новном подростки старше 14 лет).

Результаты обследования детей показали, что у 37,5% из них на­ блюдаются заболевания внутренних органов, у 21 % - заболевания желудочно-кишечного тракта, у 17% - инфекции мочевыводящих пу­ тей, у 12,5% - хронические заболевания органов дыхания, 12,5% - пе­ ренесли тяжелые физические травмы.  Психические нарушения отмечены у большинства ребят: у 69% -задержка психического раз­ вития, у 55% - остаточные явления раннего поражения головного мозга или синдром минимальной мозговой недостаточности, у 11 % - олигофрения.

С благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Сестричества в Москве существует православный приют для дево­ чек-сирот. Это детдом № 27, во главе которого священник Александр Доколин. В доме девочки от 4 до 16 лет, часть из них учатся в обще­ образовательной школе, часть в гимназии. Кроме воспитательниц с девочками занимаются «мамы» из числа православных воспитатель­ ниц. По желанию девочки могут посещать воскресную школу. К пра­ вославному вероисповеданию воспитанниц не принуждают; допус­ каются и другие вероисповедания.

 

В 1995 г. в г. Клину Московской области был открыт приют «Гнез­ дышко», педагогическим коллективом которого была поставлена цель - спасти беспризорных детей, предоставить им убежище, оказать меди­ цинскую и психологическую помощь, организовать обучение в школе и посильному ремеслу, решить их социальные проблемы.

В приюте постоянно пребывает до 40 детей от 3 до 14 лет, роди­ тели которых лишены родительских прав из-за пьянства и асоциаль­ ного поведения. Ребенка принимает комиссия, куда входят врач, пси­ холог, педагог и социальный работник. Составляется реабилитаци­ онная карта, по которой строится в дальнейшем индивидуальная работа с ребенком. По распорядку дня подъем в приюте в 7.30, за­ тем зарядка, туалет, приведение в порядок помещения. Дети, посе­ щающие школу, завтракают в первую смену. Питание в приюте по­ ставлено в центр внимания, так как у детей проблемы со здоровьем. Применяется щадящая диета и траволечение.

Воспитывающее обучение малышей осуществляется в процессе составления гербариев, лепки, подготовки праздников, самообслу­ живании, работы на огороде и другого посильного труда. Тех ребят


из приюта, которые не могут вернуться в родительские семьи, устра­

ивают в детские дома, в новые семьи, организовывают им опеку.

В санкт-петербургском приюте «Дом Астрид» практикуется созда­ ние домашних групп, воспроизводится опыт работы приютов в доре­ волюционной России, когда дети-сироты определялидь в крестьян­ ские семьи. В газете «Смена» в рубрике «Возьми меня к.себе» дают­ ся объявления о таких детях с их фотографиями. Подростки «Дома Астрид» ремонтируют квартиры, шьют занавески и т. п. Заработки фик­ сируются в трудовой книжке.

В приюте «Синяя ворона»  (Санкт-Петербург) 30 ребят получают ночлег, трехразовое питание, могут находиться в приюте временно. Несколько подобных приютов создано в Москве.

В Петрозаводске приют открыт при приемнике-распределителе, где дети могут находиться 15 суток. Их наблюдают врач и психолог, с ними занимается педагог. Ребята имеют право прихода и ухода из приюта, получения консультаций специалистов-педагогов, психоло­ гов, юристов, им выдаются деньги на транспорт.

 

СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ

 

Опыт  детских  домов  на  100—150 детей  и школ-интернатов по

350 детей показал,  что их выпускники не  подготовлены  к жизни, плохо ориентируются в простейших бытовых проблемах. В группе из

25 человек  воспитателю  трудно дойти  до каждого  ребенка,  учесть его интересы,  задатки и способности.  В лучшем случае он может организовать  жизнь  коллектива  группы.  Эти  учебно-воспитатель­ ные учреждения не справляются со своей основной задачей — подго­ товить детей,  лишенных  родительского  попечительства,  к жизни.

Решить  эту задачу пытаются  семейные  детские  дома,  где ребе­ нок находит приют до совершеннолетия. Приемные  родители под­ писывают договор-контракт, где оговариваются условия оплаты тру­ да,  права  и обязанности,  продолжительность пребывания  ребенка в их семье. Работа приемных родителей включается  в трудовой стаж.

Часто семейный детский дом поддерживает связи с биологи­ ческими  родителями,  чтобы после  реабилитации  вернуть ребенка в родную семью.  Биологическим родителям  ставятся условия,  что ребенка  им  могут вернуть  только  после  их излечения  от нарко­ мании  или  алкоголизма  и  трудоустройства.

В семейном детском доме заботятся о восстановлении физичес­ кого  и психического  здоровья  детей,  занимаются  их закаливани­ ем, помогают в учебе. При изучении ребенка приемные  родители обращаются  к социальному  педагогу,  с ним  посещают  старую се­ мью. Социальный педагог помогает новой семье войти в контакт с другими  подобными  семьями.

В таких детских домах создаются условия,  приближенные к нор­ мальным  семейным.  В них воспитываются  дети от 3 до 18 лет, выпускники  пользуются  льготами  воспитанников детских домов.


 

Существует  несколько видов  семейных детских домов.  Так, в семейных городках  в  10—12 домов  в  каждом  доме  живут  по  од- ной-две семьи.  Семья, имея  собственных детей уберет йа воспита­ ние приемных. В городке  существует  администрация, спортивные площадки,  медпункт с  врачом и  медсестрой, центр,  где  прово­ дятся  культурные мероприятия,  школа  и детский  сад.

Семья  в семейном детском  доме  принимает на воспитание не менее  6 детей.  Направление детей  в такие  детские  дома осуществ­ ляют органы  народного образования, основанием является ре­ шение  местной администрации. Семьи  финансируются, им выде­ ляются  различные пособия1.

В последние годы произошли изменения в комплектовании дет­ ских домов.  Разрешается оформление в один детский дом детей разного возраста, что дает возможность не  разлучать  детей  из  од­ ной семьи.  Разрешается создавать  разновозрастные группы, и чис­ ло детей  в них не должно  превышать 8 человек.  В одновозрастной группе  может  быть от 5 до  10 человек.

 

В поселке Томилино Московской области в «Детской деревне SOS» в одиннадцати семьях воспитываются 56 детей — по 8 ребят в каж­ дой семье.

Землю для деревни выделил безвозмездно Комитет образования Москвы, деньги на строительство поступали от благотворительных организаций, от частных лиц России и из зарубежья, от известного политика ФРГ Габриеллы Биттендорф.

Посещающие деревню отмечают, что дети здоровы и веселы, живут в прекрасных условиях. Дети поступали с хроническими забо­ леваниями, с нарушенной психикой, с задержкой умственного разви­ тия, избитые, запуганные. В нормальных человеческих условиях их здоровье восстановилось, изменилось отношение к жизни, вернулась жизнерадостность. Приемные мамы выполняют все, что делает в большой семье мать: стряпают, убирают, стирают, лечат, распекают и мирят, делают подарки и устраивают праздники. Они имеют выс­ шее образование, их душевность и доброта проверены временем, освидетельствованы любовью к ним воспитанников.

 

Рекомендуемая литература

Андриенко В.К., Гербеев Ю.К., Невский И.А. Система перевоспитания в условиях спецшколы. — М., 1990.

Безлепкша Л. Ф. Семья нуждается в поддержке // Семья и школа. 1995. —

№ 6.

Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. — М., 1998.

Кащенко В.П.   Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера  у детей и подростков. — М., 1992.

 

1 См.: БезлепкинаЛ.Ф. Семья нуждается в поддержке // Семья и школа. — 1995. —

№6. -С. 10-11.


Кривцова Л.Н. Работа учреждений социального обслуживания населе­

ния в Клинском районе Московской области.  — М., 1996.

Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога.  — Орел, 1995.

Нечаева A.M.   Охрана  детей-сирот в России (История и современ­

ность). - М., 1994.

Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.Я. Реа­

билитация детей в приюте. — М.„ 1995.

 



















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: