Профилактика отклонений в поведении подростков

 

Отклонения в  поведении  (девиантное поведение)  — поступ­ ки, не соответствующие нормам и правилам общества, которые включают правовые,  политические,  эстетические,  религиозные

I  нормы, обычаи  и традиции.

Чтобы  предупредить отклонение в поведении подростков, не­

обходимо прежде  всего  познакомить их с этими  нормами.

Далее вовлечение подростков в деятельность поможет им в приобретении навыков общественного поведения в различных воспитательных учреждениях. Наибольшую воспитательную цен­ ность  имеет  труд  производительный,  когда  уже  сами  продукты труда оказывают материальное стимулирование. Одна из форм участия  подростков в труде — самообслуживание, организуя ко­ торое важно  показать ребятам  его значимость для окружающих. Работа, например, в школьной столовой и дома по хозяйству  (стир­ ка, уборка комнат) приучает  ребят заботиться о близких, воспи­ тывает  в них аккуратность и упорство. Важно, чтобы  труд для под­ ростка  не был в тягость, чтобы  он был разнообразным и интерес­ ным.  При  этом  нужно  понимать,  что  даже  самый  монотонный труд  может  быть  таковым,  если  подросток видит  в  нем  смысл  и пользу.

У детей  с девиантным поведением нарушена способность нор­ мального человеческого общения. Они  потеряли доверие  к взрос­ лым, грубы и заносчивы со сверстниками. Поэтому воспитание способности общения — одно  из  важных  направлений их социа­ лизации. Следует  учитывать, что отчужденность подростков часто

 

1 См.:   Овчарова Р.В. Психологический портрет социально-культурной и пе­

дагогической запущенности ребенка. — Архангельск, 1994. — С. 3—4.

 

4  Василькова


 

возникает вследствие их закомплексованности, низкой самооцен­ ки, важно  воспитывать у них чувство  собственного-достоинства, а для этого  проявлять к ним  повышенную заботу,, поверить в них, в воспитательной работе с ними  опираться на положительные ка­ чества  их личности.

В труде и общении, в разнообразной творческой деятельности воспитываются нравственные начала  личности, формируются ее цели  и идеалы, интересы и потребности, полезные для общества. Способствует предупреждению отклонений в поведении так на­ зываемый метод реконструкции  характера,   суть  которого  в  пере­ воспитании, изменении сознания подростка с опорой на нрав­ ственные качества  личности. При  этом  важно  учитывать, что дети, подростки с девиациями в поведении часто имеют различные пси­ хические отклонения, у них наблюдается задержка интеллекту­ ального  развития. Указанный метод предполагает составление ин­ дивидуальных программ как  познавательной, так  и  общественно полезной деятельности.

В чем выражается педагогическая поддержка трудного  подрост­ ка?  Социальный  педагог  помогает  трудному  подростку  познать самого  себя, разобраться в отношениях с окружающими, приоб­ рести  необходимые знания,  гражданские и профессиональные качества, достичь  нормальных отношений с родителями, учите­ лями, сверстниками, сформировать творческие увлечения. Работу с подростком необходимо спланировать так, чтобы  он  уверовал  в реальность поставленной цели.

Эти задачи  можно  решить  только  при  знании личности, задат­ ков  и способностей подростка, для чего  проводятся опрос, анке­ тирование интересов, диагноз способностей и самооценки под­ ростка.  С целью  социализации подростка,' его профессиональной ориентации социальный педагог  организует разнообразные дела, например конкурс на лучшее кулинарное изделие, изготовление муляжей  для  школьных кабинетов, карт, схем;  участие  в ремонте школы; помощь пенсионерам по хозяйству  и т.п.

Работа  с трудными детьми  или  подростками обязательно пред­ полагает  педагогический процесс перевоспитания   — предупреж­ дения  или  преодоления различных отклонений в  поведении ре­ бенка  или  подростка.

Процесс  перевоспитания  представляет трудность  как  для  вос­ питанника, так и для воспитателя. Воспитанник должен  заинтере­ соваться  перспективой нового  пути, воспитатель — поверить в человека, проанализировать его прошлое, настоящее, увидеть перспективу, поставить воспитательную цель  и добиваться ее осу­ ществления. Социальный педагог  помогает ребенку  в корне  изме­ нить  свое поведение и деятельность, сознание и стремления, чув­ ства и волю.  Он включает подростка в общественно полезный труд, приобщает его к спорту.  Он стимулирует подростка на самовоспи­ тание  и самообразование.


 

Процесс перевоспитания можно  подразделить на 4 этапа.  Пер ­ вы й  эта п — изучение подростка и окружающей его среды.  Вто ­ ро й  эта п — обеспечение психологической готовности подрост­ ка к перевоспитанию. Он включает беседы  с подростком, вхожде­ ние в доверие  к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности.                            •-.

Трети й  эта п — это  процесс накопления подростком нрав­ ственно положительных качеств, поступков. Важно  постоянно дер­ жать этот процесс под контролем и при небольших подвижках поощрять ребенка, направляя его дальше на изменение своего поведения. Цель  социального педагога  в работе  с трудными деть­ ми (подростками) состоит в том, чтобы помочь  им преодолеть возникший кризис и  самостоятельно изменить свою  жизнь.  На этом  этапе важно,  чтобы  воспитанник сам  научился  оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, причины и самостоятельно находить  путь дальнейшего поведения. В этом  ему помогает ориентация на  идеал, обрести  который по­ могает  ему  педагог.

Четверты й  эта п перевоспитания — самовоспитание, когда воспитанник должен  самостоятельно выйти  из кризиса.

На всех перечисленных этапах воспитатель выступает  в роли консультанта.

Следует  также  учитывать, что  в процесс перевоспитания кро­ ме воспитателя включается коллектив воспитанников, в который попадает подросток. Здесь воспитатель выступает  в роли  координа­ тора, направляя коллектив на перевоспитание товарища.

В реабилитационном центре  социальный педагог работает с группой, поэтому  изучает не только  каждого  воспитанника в от­ дельности, но и группу в целом.  Он должен знать все нюансы отношений воспитанников в группе, степень  влияния группы  на каждого  подростка,  какие  дела  больше  всего  интересуют группу, как  она  строит  свои  отношения со средой.

Следует  помнить, что группы  трудных  подростков часто  харак­ теризуют  враждебность,  агрессивность,  замкнутость  по  отноше­ нию  к  внешнему миру.  Педагог  оздоравливает обстановку созда­ нием  клуба,  спортивной  секции,  технических кружков,  включе­ нием  в группу  воспитанных подростков.

В перевоспитании трудных подростков можно  обратиться к опы­ ту А. С. Макаренко, его «методу взрыва», когда, оказавшись в кри­ тической ситуации, подросток понимает всю ее безысходность, чувствует  отвращение к  своей  жизни. У него  возникает потреб­ ность быть лучше, он понимает, что сможет достичь успеха, если изменит свои  привычки и поступки.

Работая с трудными подростками, социальный педагог на каж­

дого  воспитанника  составляет психологическую карту.

Учитывая,  что  трудные  подростки чаще  всего  чрезмерно  воз­

будимы, социальному педагогу  нужно  выбрать  такой  вид деятель-


 

ности,  который будет способствовать воспитанию у них сдержан­ ности,  терпеливости и терпимости. Однако  следует помнить, что трудный  подросток может быть жестоким, тюэтому ему нельзя поручать  руководство маленькими детьми.

Работая  в реабилитационном центре с подростками, соци­ альный  педагог должен помнить о ряде условий, которые  помогут ему достичь  успеха.

Важное условие,  без которого  не может состояться процесс перевоспитания, — установление контакта с подростком.

Подробная технология достижения взаимопонимания  между педагогом  и воспитанником  разработана психологом Л.Б.Фило­ новым.  В этом процессе  он выделяет  несколько этапов:  нахожде­ ние точек соприкосновения во взглядах,  обнаружение увлечений подростка и особенностей поведения, определение отрицатель­ ных качеств его личности и реакции на постороннее влияние, выработка общих норм  поведения и взаимодействия1.

Ученые разработали программу  экономических и правовых  зна­ ний, необходимых подростку.  Овладевая  этими знаниями, подрос­ ток  легче  адаптируется в  окружающей  среде,  и  в дальнейшем, при вступлении в самостоятельную жизнь,  его социализация про­ ходит более спокойно и безболезненно, чем при отсутствии  таких знаний. В некоторых школах для учащихся  IX классов  проводятся занятия  факультатива «Основы  социальной защищенности», на которых  даются экономические и правовые знания с учетом ин­ тересов ребят,  а также формируются умения  по защите  ими своих интересов и социальных гарантий. На занятиях факультативного курса  обсуждаются  вопросы  трудовых  отношений,  трудоустрой­ ства,  налогообложения, изучается  закон  Российской Федерации

«О занятости населения». Большинство занятий носят практичес­ кий характер.  Так,  при изучении  тем, связанных с рынком труда, ученики  разбирают  ситуацию  «Конфликт на бирже труда». Прово­ дится  деловая  игра  «Поиск  работы»2.

Одна из форм предупреждения правонарушений подростков — это их вовлечение в правоохранительную деятельность, где соци­ альный  педагог работает в тесном  контакте с комиссией по делам несовершеннолетних.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: