Отклонения в поведении (девиантное поведение) — поступ ки, не соответствующие нормам и правилам общества, которые включают правовые, политические, эстетические, религиозные
I нормы, обычаи и традиции.
Чтобы предупредить отклонение в поведении подростков, не
обходимо прежде всего познакомить их с этими нормами.
Далее вовлечение подростков в деятельность поможет им в приобретении навыков общественного поведения в различных воспитательных учреждениях. Наибольшую воспитательную цен ность имеет труд производительный, когда уже сами продукты труда оказывают материальное стимулирование. Одна из форм участия подростков в труде — самообслуживание, организуя ко торое важно показать ребятам его значимость для окружающих. Работа, например, в школьной столовой и дома по хозяйству (стир ка, уборка комнат) приучает ребят заботиться о близких, воспи тывает в них аккуратность и упорство. Важно, чтобы труд для под ростка не был в тягость, чтобы он был разнообразным и интерес ным. При этом нужно понимать, что даже самый монотонный труд может быть таковым, если подросток видит в нем смысл и пользу.
|
|
У детей с девиантным поведением нарушена способность нор мального человеческого общения. Они потеряли доверие к взрос лым, грубы и заносчивы со сверстниками. Поэтому воспитание способности общения — одно из важных направлений их социа лизации. Следует учитывать, что отчужденность подростков часто
1 См.: Овчарова Р.В. Психологический портрет социально-культурной и пе
дагогической запущенности ребенка. — Архангельск, 1994. — С. 3—4.
4 Василькова
возникает вследствие их закомплексованности, низкой самооцен ки, важно воспитывать у них чувство собственного-достоинства, а для этого проявлять к ним повышенную заботу,, поверить в них, в воспитательной работе с ними опираться на положительные ка чества их личности.
В труде и общении, в разнообразной творческой деятельности воспитываются нравственные начала личности, формируются ее цели и идеалы, интересы и потребности, полезные для общества. Способствует предупреждению отклонений в поведении так на зываемый метод реконструкции характера, суть которого в пере воспитании, изменении сознания подростка с опорой на нрав ственные качества личности. При этом важно учитывать, что дети, подростки с девиациями в поведении часто имеют различные пси хические отклонения, у них наблюдается задержка интеллекту ального развития. Указанный метод предполагает составление ин дивидуальных программ как познавательной, так и общественно полезной деятельности.
|
|
В чем выражается педагогическая поддержка трудного подрост ка? Социальный педагог помогает трудному подростку познать самого себя, разобраться в отношениях с окружающими, приоб рести необходимые знания, гражданские и профессиональные качества, достичь нормальных отношений с родителями, учите лями, сверстниками, сформировать творческие увлечения. Работу с подростком необходимо спланировать так, чтобы он уверовал в реальность поставленной цели.
Эти задачи можно решить только при знании личности, задат ков и способностей подростка, для чего проводятся опрос, анке тирование интересов, диагноз способностей и самооценки под ростка. С целью социализации подростка,' его профессиональной ориентации социальный педагог организует разнообразные дела, например конкурс на лучшее кулинарное изделие, изготовление муляжей для школьных кабинетов, карт, схем; участие в ремонте школы; помощь пенсионерам по хозяйству и т.п.
Работа с трудными детьми или подростками обязательно пред полагает педагогический процесс перевоспитания — предупреж дения или преодоления различных отклонений в поведении ре бенка или подростка.
Процесс перевоспитания представляет трудность как для вос питанника, так и для воспитателя. Воспитанник должен заинтере соваться перспективой нового пути, воспитатель — поверить в человека, проанализировать его прошлое, настоящее, увидеть перспективу, поставить воспитательную цель и добиваться ее осу ществления. Социальный педагог помогает ребенку в корне изме нить свое поведение и деятельность, сознание и стремления, чув ства и волю. Он включает подростка в общественно полезный труд, приобщает его к спорту. Он стимулирует подростка на самовоспи тание и самообразование.
Процесс перевоспитания можно подразделить на 4 этапа. Пер вы й эта п — изучение подростка и окружающей его среды. Вто ро й эта п — обеспечение психологической готовности подрост ка к перевоспитанию. Он включает беседы с подростком, вхожде ние в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности. •-.
Трети й эта п — это процесс накопления подростком нрав ственно положительных качеств, поступков. Важно постоянно дер жать этот процесс под контролем и при небольших подвижках поощрять ребенка, направляя его дальше на изменение своего поведения. Цель социального педагога в работе с трудными деть ми (подростками) состоит в том, чтобы помочь им преодолеть возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь. На этом этапе важно, чтобы воспитанник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения. В этом ему помогает ориентация на идеал, обрести который по могает ему педагог.
Четверты й эта п перевоспитания — самовоспитание, когда воспитанник должен самостоятельно выйти из кризиса.
На всех перечисленных этапах воспитатель выступает в роли консультанта.
Следует также учитывать, что в процесс перевоспитания кро ме воспитателя включается коллектив воспитанников, в который попадает подросток. Здесь воспитатель выступает в роли координа тора, направляя коллектив на перевоспитание товарища.
В реабилитационном центре социальный педагог работает с группой, поэтому изучает не только каждого воспитанника в от дельности, но и группу в целом. Он должен знать все нюансы отношений воспитанников в группе, степень влияния группы на каждого подростка, какие дела больше всего интересуют группу, как она строит свои отношения со средой.
|
|
Следует помнить, что группы трудных подростков часто харак теризуют враждебность, агрессивность, замкнутость по отноше нию к внешнему миру. Педагог оздоравливает обстановку созда нием клуба, спортивной секции, технических кружков, включе нием в группу воспитанных подростков.
В перевоспитании трудных подростков можно обратиться к опы ту А. С. Макаренко, его «методу взрыва», когда, оказавшись в кри тической ситуации, подросток понимает всю ее безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникает потреб ность быть лучше, он понимает, что сможет достичь успеха, если изменит свои привычки и поступки.
Работая с трудными подростками, социальный педагог на каж
дого воспитанника составляет психологическую карту.
Учитывая, что трудные подростки чаще всего чрезмерно воз
будимы, социальному педагогу нужно выбрать такой вид деятель-
ности, который будет способствовать воспитанию у них сдержан ности, терпеливости и терпимости. Однако следует помнить, что трудный подросток может быть жестоким, тюэтому ему нельзя поручать руководство маленькими детьми.
Работая в реабилитационном центре с подростками, соци альный педагог должен помнить о ряде условий, которые помогут ему достичь успеха.
Важное условие, без которого не может состояться процесс перевоспитания, — установление контакта с подростком.
Подробная технология достижения взаимопонимания между педагогом и воспитанником разработана психологом Л.Б.Фило новым. В этом процессе он выделяет несколько этапов: нахожде ние точек соприкосновения во взглядах, обнаружение увлечений подростка и особенностей поведения, определение отрицатель ных качеств его личности и реакции на постороннее влияние, выработка общих норм поведения и взаимодействия1.
Ученые разработали программу экономических и правовых зна ний, необходимых подростку. Овладевая этими знаниями, подрос ток легче адаптируется в окружающей среде, и в дальнейшем, при вступлении в самостоятельную жизнь, его социализация про ходит более спокойно и безболезненно, чем при отсутствии таких знаний. В некоторых школах для учащихся IX классов проводятся занятия факультатива «Основы социальной защищенности», на которых даются экономические и правовые знания с учетом ин тересов ребят, а также формируются умения по защите ими своих интересов и социальных гарантий. На занятиях факультативного курса обсуждаются вопросы трудовых отношений, трудоустрой ства, налогообложения, изучается закон Российской Федерации
|
|
«О занятости населения». Большинство занятий носят практичес кий характер. Так, при изучении тем, связанных с рынком труда, ученики разбирают ситуацию «Конфликт на бирже труда». Прово дится деловая игра «Поиск работы»2.
Одна из форм предупреждения правонарушений подростков — это их вовлечение в правоохранительную деятельность, где соци альный педагог работает в тесном контакте с комиссией по делам несовершеннолетних.