Проанализируйте любое из стихотворений мысковского поэта Сергея Викторовича Берестова по предлагаемому ниже плану

Задание по русскому языку с 27 апреля

ü - на 27.04.: Практ. зан № 14 Анализ функционирования правил орфографии и пунктуации    в образцах письменных текстов. Подбор текстов.

ü на 29.04.: Составить конспект по учебнику Антонова, Е. С. Русский язык и культура речи / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – Москва: ИЦ «Академия»: со стр.221 по 230

      т.15: Основные  единицы синтаксиса. Словосочетание,   предложение.

ü на 29.04.: Составить конспект по учебнику Антонова, Е. С. Русский язык и культура речи / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – Москва: ИЦ «Академия»: со стр 230-249.

т.16: Простое предложение. Односоставное и неполное предложение.

 

Задание по русскому языку, начиная  с 06 мая для гр.ТЭО-1-19

 

ü на 06.05.: Составить конспект по учебнику Антонова, Е. С. Русский язык и культура речи / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – Москва: ИЦ «Академия»: со стр. 247-259.

Т.17: Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.

ü на 19.05.: Составить конспект по учебнику Антонова, Е. С. Русский язык и культура речи / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – Москва: ИЦ «Академия»: со стр. 259-267.

т.18:Предложения с обособленными и с уточняющими членами.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

ü  на 21.05 мая

  Составить конспект по учебнику Антонова, Е. С. Русский язык и культура речи / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – Москва: ИЦ «Академия»: со стр. с.267-275

Т.19:Сложное предложение. Сложносочиненное предложение

ü на следующее занятие, начиная с 25-го мая:

  Составить конспект по учебнику Антонова, Е. С. Русский язык и культура речи / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – Москва: ИЦ «Академия»: со стр. с.275-296.                                                         т.20: Сложноподчиненное предложение. Бессоюзное сложное предложение.

ü на следующее занятие:

Практ. зан № 15 Анализ текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий.

Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Анализ структуры и семантики простого и сложного предложения. Анализ функционирования правил пунктуации в образцах письменных текстов.

ü на следующее занятие:

Практ. зан № 16 Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам.

Задание по литературе с 28 апреля для гр.ТЭО-1-19

 

М.А.Булгаков.

на 28.04:Сведения из биографии-по 9 пунктам плана составляем биографию. Вкратце написать об 1 из эпизодов из романа " Мастер и Маргарита": время, описанное в эпизоде и его роль для реализации авторского замысла, герои, их поступки.

Для чтения и изучения: Роман «Мастер и Маргарита».

Подготовка к проверочному тесту: задания будут разноуровневые (на 3, на 4 и повышенного уровня- в зависимости от притязаний студента). Готовьтесь, читайте роман либо слушайте аудиокнигу, либо смотрите фильм В.Бортко "Мастер и Маргарита".

На след.неделю, т.е. с 06 мая:

на 07.05: Следующий автор - Михаил А.Шолохов- по 9 пунктам плана составляем биографию. Жизненный и творческий путь писателя.

Для чтения и изучения: Роман-эпопея «Тихий Дон»: Своеобразие жанр а. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л. Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

и также будет разноуровневый проверочный тест!

на 12 мая: разноуровневый проверочный тест по роману «Тихий Дон»!

 

На  следующие занятия после 12 мая, начиная с 18 мая

 

ü на 18 мая:  Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.).-КРАТКО О ИХ ВКЛАДЕ В ПОБЕДУ!!!!!!!!

     Публицистика военных лет (М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой). Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.

Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.- КРАТКО:КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДНИМАЛИ И В КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ: Э. Казакевич, В. Некрасов, А. Бек, В. Ажаев

А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь.- по 9 пунктам плана составляем биографию.  Тематика и тональность лирики. Поэма «Реквием».                                                                                                                       Для чтения и изучения. Стихотворения «Смятение», «Молюсь оконному лучу…», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли…», «Мне голос был», «Победителям», «Муза». Поэма «Реквием».

 

 

ü на 21 мая:Б.Л.Пастернак. Сведения из биографии- по 9 пунктам плана составляем биографию.  Поэма «Девятьсот пятый год».                                      Для чтения и изучения. Стихотворения (два-три – по выбору преподавателя): «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Поэма «Девятьсот пятый год» или «Лейтенант Шмидт».

 

Задания по литературе, начиная с 25 мая:

ü Литература периода «оттепели».Творчество писателей и прозаиков в 1950-1980-е годы (Тематика и проблематика, традиции и новаторство). -КРАТКО:

ü ОТТЕПЕЛЬ В ЛИТЕРАТУРЕ- что это....

ü КАКИЕ ТЕМЫ,ПРОБЛЕМЫ ПОДНИМАЛИ (АВТОРЫ И ИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ)                                                                                                                                  Развитие литературы 1950–1980-х годов в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели». Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник». Реалистическая литература. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе. Многонациональность советской литературы.

Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя). С. Смирнов. Очерки. В. Овечкин. Очерки. И. Эренбург. «Оттепель». Э. Хемингуэй. «Старик и море». П. Нилин. «Жестокость». В. Гроссман. «Жизнь и судьба». В. Дудинцев. «Не хлебом единым». Ю. Домбровский. «Факультет ненужных вещей».

ü В.Шаламов. «Сентенция»,«Надгробное слово»,«Крест». Художественное своеобразие прозы В. Шаламова                                                                            В. В. Быков. «Сотников». Новое осмысление проблемы человека на войне.

Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.

Знать содержание повести "Сотников"В.Быкова, и "Колымские рассказы" Шаламова - о чём..?

 

Задание по родной литературе с 30 апреля:

на 30.04.- Тема 11. Ю.О. Домбровский.  Роль личности в истории (дилогия Ю.О. Домбровского «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей»). Роман Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей». Судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском. Образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романе Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей».

Опорные понятия: репрессии, аллегория, аллюзия - дать их толкование в тетради, опираясь на роман Ю.Домбровского (как это отражено в его произведении).

Сведения из биографии - составляем биографию Ю.О.Домбровскогопо времени написания романа «Факультет ненужных вещей» (т.е время создания, почему возникла идея его написать, т.е осветить историю создания данного произведения). 

На  следующие занятия после 12 мая

 

на 14 мая:занятие по Теме 12. А.Фадеев. Роман «Молодая гвардия». Влияние социальной среды на личность человека. Образы краснодонцев. Лубочное описание жизни молодёжи до войны.

Опорные понятия: описательность, неаналитичность литературы данного этапа- дать пояснение в тетради, опираясь на факты создания романа "Молодая гвардия" А.Фадеевым (как это отражено в его произведении).

Охарактеризовать одного из героев романа:

1. Определение места героя среди других персонажей.

2. Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).

3. Наличие прототипов и автобиографических черт.

4. Анализ имени.

5. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

6. Речевая характеристика.

7. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

8. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

9. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

10. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

11. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

12. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

13. Оценка литературного персонажа его современниками.

14. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

15. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

на 22 мая:занятие по Теме 13. Ю.П.Панов. Документальное повествование «Сиблаг ГУЛАГа»: особый мир за колючей проволокой. Путь попадания в Сиблаг.

Опорные понятия: документальная проза, тоталитаризм - дать их толкование в тетради, опираясь на документальное повествование «Сиблаг ГУЛАГа» Ю.П.Панова (как это отражено в его произведении).

Текст задания:

Проанализируйте эпизод из документального повествования «Сиблаг ГУЛАГа» Ю.П.Панова, где представлена судьба одного из репрессированных, попавших в Сиблаг, и раскройте общий смысл выбранного вами текста.

Перечитайте отрывок из документального повествования Ю.П.Панова «Сиблаг ГУЛАГа», выбранный вами к анализу и в соответствии с планом последовательно ответьте на вопросы.

План анализа эпизода

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто идоказательно разобрать все его аспекты, которые приводятся ниже:

1) определить границы эпизода, дать ему название

2) охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода

3) назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

• кто они?

• каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

4) раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).

5) сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

• автора;

• персонажей, особенно если это эпизод-диалог

6). выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

7) охарактеризовать героев - участников эпизода:

• их отношение к событию;

• к вопросу (проблеме);

• друг к другу;

• кратко проанализировать речь участников диалога;

• сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

• выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

• определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде

8) охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки

9) выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость

10) выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода

11) понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке

12) сформулировать основную мысль (идею) эпизода

13) проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с

другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.)

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.

на занятия, начиная с 25 мая

занятие по Теме 14. Разнообразие тем и мотивов в лирике С.В.Берестова

Опорные понятия: лирический герой, лейтмотив  - дать их толкование в тетради

Текст задания:

Проанализируйте любое из стихотворений мысковского поэта Сергея Викторовича Берестова по предлагаемому ниже плану.

Анализ лирического произведения

1. Автор, время написания, период творчества, место стихотворения в творчестве поэта;
2. Смысл заглавия;
3. Жанр стихотворения (сонет, элегия, послание);
4. Тематическая группа лирики (пейзажная, интимная, гражданская,
философская,
медитативная, назначения поэта и поэзии и т.д.);
5. Основные мотивы (одиночества, дороги, свободы и воли, покоя, действия и подвига, памяти, изгнанничества, странничества, обмана, сна, земли и неба, времени, вечности, судьбы, любви, смерти, счастья, богоборческие, религиозные и т.д.);
6. Лирический сюжет и композиция;
7. Преобладающее настроение, его изменения;
8. Лирический герой

Развитие образа лирического героя: необходимо понять, кто он - речевой субъект или адресат лирики. Если это речевой субъект, то стихотворение представляет собой его монолог, если он адресат, тогда стихотворение может стать диалогом самого лирического героя и автора. В полемике этих субъектов, может быть, и лежит истина спора.

В процессе важно проследить, как меняется герой от начала к финалу стихотворения, как меняется мысль, им высказываемая, или мир вокруг него. Наблюдается ли его духовное развитие или его образ статичен, тогда почему? Что хотел сказать автор или авторы?

Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:

- сам автор

- рассказ от лица персонажа

- автор играет какую-то роль


9. Основные образы;
10. Эмоции, чувства, возникающие при чтении стихотворения;
11. Языковые средства (фонетические, лексические, тропы, морфологические,
синтаксические).

Художественные особенности лирического произведения: к ним относятся тропы, стилистические фигуры и индивидуальные речевые особенности каждого из художников слова.

 

ТРОПЫ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Эпитеты Звукопись: ассонанс (повторение гласных), аллитерация (согласных)
Метафоры Инверсия
Сравнения Параллелизм
Олицетворения Отрицательный параллелизм
Ирония Риторический вопрос
Сарказм Риторическое восклицание
Оксюморон Риторическое обращение
Гипербола Повторы: анафора (повторяющееся начало), эпифора (повторяющийся конец)
Гротеск Ряды однородных членов
Литота Расчлененные конструкции (парцелляция)
Метонимия Эллипсис
Синекдоха  
Перифраза  
Аллегория  
Антитеза  
Символ  

 

 Ритмика и метрика: ритмическая организация стихов, принципы стихосложения, к которым прибегают авторы.

Напомню, что в русском стихосложении сохраняются три вида:

  • Силлабическое
  • Тоническое
  • Силлабо-тоническое (наиболее характерное и распространенное в русской поэзии).

 

Стихотворные размеры

ДВУСЛОЖНЫЕ ТРЕХСЛОЖНЫЕ
Хорей придает возвышенный тон, содержанию – динамику и напряжение, создает светлое, приподнятое настроение Дактиль придает размеренность и неторопливость, характерен для элегий и размышлений. Подводит к спокойному, неторопливому рассказу.
Ямб передает поступательное движение, повествует, передает различные чувства: от гневного и порывистого до мечтательного и задумчиво-философского Амфибрахий придает стиху спокойное, неторопливое звучание, навевает задумчивость, мечтательность, легкую грусть.
  Анапест стремителен, порывист, выражает быстроту движения. Песенность и напевность характерны для сказочных и балладных сюжетов
Спондей – сверхсистемное ударение (лишнее) на ритмически слабом слоге  
Пиррихий – пропуск ударения на ритмически сильном слоге  

 

Виды рифм и рифмовки:

Рифма - звуковой повтор в конце строки Рифмовка
Мужская – (ударный последний слог) придает логический итог, твердость, резкость, обрывистость Перекрестная АБАБ
Женская – (ударный второй от конца слог) помогает передать незаконченность речи, нежность, плавность Парная ААББ
Дактилическая - передает философские рассуждения Кольцевая (опоясывающая) АББА
Белый стих (верлибр) – отсутствие всякой рифмы  

Особенности строфики стихотворений.

  • Терцина – АБА БВБ ВГВ (спокойный, неторопливый рассказ)
  • Байроническая строфа(10 строк) – особая строфа со своеобразным порядком рифм
  • Онегинская строфа - 14 строк – АБАБВВГГДЕЕДЖЖ
  • Октава -8 строк – передает то грусть, то радость
  • Сонет – 14 строк - АБАБ АБАБ ВВГ ДГД
  • Четверостишие (катрен)
  • Двустишие
  • Трехстишие
  • Пятистишие
  • Секстина (шестистишие)
  • Семистишие

Наблюдение над строфикой стихотворений и их сопоставление помогут лучше понять авторский замысел, увидеть созвучие или разность мнений.

В предложенной схеме разбора лирического стихотворения последовательность пунктов может варьироваться, основное требование – учет (по возможности) всех указанных компонентов.

Рекомендации:

1. Стихотворения надо читать и перечитывать, от этого они становятся еще загадочнее, поэтичнее.

2.При анализе нельзя забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в ключевых словах, с помощью которых и выражается переживание лирического героя.

3. Излагая содержание каждой части стихотворения, покажите мысли, чувства лирического героя; объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли и чувства.

4. Обязательно надо рассказать о том, какое впечатление произвело на вас стихотворение. Какие строки показались вам наиболее значительными и почему?

на июнь

занятие по Теме 15.   Поэты и писатели-кузбассовцы: В.А.Чивилихин, В.Фёдоров. Сведения из биографии. Основные этапы творчества.















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: