Глава 1. Внутриполитическая обстановка и изменение условного развития культуры в период войны

Уфа-2020г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………..…………………………….

Глава 1. Внутриполитическая обстановка и изменение условного развития культуры в период войны……………………………………………………………………

Глава 2. Вклад работников культуры в победу………………………….……

Глава 3. Развитие культуры и искусства в РБ в период ВОВ……………..…..

Заключение………………………………………………………………………

Список использованных источников………….………………….……………

 

Введение

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. затронула все сферы жизни башкирского общества, в том числе сферу культуры и образования. С первых дней войны представители национальной интеллигенции вместе со всем народом страны встали на защиту Родины. Материально-техническая база, материальные ресурсы учреждений образования и культуры были поставлены на службу укрепления обороноспособности страны. Многие учебные заведения перебазировались в сельскую местность: их здания были необходимы для размещения промышленных предприятий и разных учреждений, эвакуированных из Москвы, Ленинграда и других городов, находящихся в западных областях страны.

В работах по истории Башкирской АССР в годы Великой Отечественной войны традиционно обращается внимание на успехи в области науки, образования и культуры в тот период, которые были достигнуты за счет концентрации в республике эвакуированных образовательных, научных и культурных учреждений. Военным историком М.А. Бикмеевым было установлено, что из республики убыло по мобилизации и призывам около 700 тыс. человек и прибыло примерно столько же. Среди эвакуированных было немало высококвалифицированных инженерно-технических специалистов, научных и творческих работников.

Однако, говоря о безусловном вкладе в развитие культуры, образования и науки в Башкирии прибывших в республику представителей многонациональной интеллигенции СССР, необходимо иметь в виду, что развитие собственно башкирского профессионального искусства было заторможено. Начало Великой Отечественной войны привело к коренным изменениям в развитии башкирской культуры. Начавшаяся в период так называемой «культурной революции» целенаправленная, продуманная система формирования научной и художественной интеллигенции была нарушена. Война прервала процесс становления профессионального искусства и подготовки национальных кадров в сфере музыки. Так, в 1941 г. были вынуждены прервать свое обучение в башкирской студии при Московской консерватории им. П.И. Чайковского и смогли стать профессиональными композиторами и музыкантами лишь в послевоенное время Х.Ф. Ахметов, З.Г. Исмагилов, Г.З. Сулейманов. Коллективы артистов Башкирской филармонии, театров пополнились молодыми, практически профессионально неподготовленными выходцами из сельской местности. Как вспоминал один из известных башкирских кураистов Р. Буляканов, его, не призванного в армию по состоянию здоровья и работавшего на шахте в 1941 г. вызвали в Уфу, и он до конца войны выступал на фронтах в качестве кураиста, танцора и фокусника. В 1943 г. был принят в труппу Баймакского колхозно-совхозного театра драмы 15-летний И. Дильмухаметов. И таких примеров множество.

Музыка военного времени, подчиненная особым, уникальным условиям, во многом отличалась от музыкальной культуры предыдущих периодов, и стала отдельным пластом музыкальной жизни советского общества, который продолжал существовать и после окончания Великой Отечественной войны, оказывая влияние на развитие культуры в последующие периоды. В условиях военных действий практика художественно-просветительской деятельности значительно изменила свою форму. Одной из самых заметных особенностей музыкальной культуры военного времени стало выдвижение народных инструментов на первый план музыкальной жизни страны.

Цель– исследовать развитие культуры БАССР в период Великой Отечественной Войны.

В соответствии с целью перед нами будут стоять следующие задачи:

1. Рассмотреть внутриполитическую обстановку и изменение условного развития культуры в период войны.

2. Выявить вклад работников культуры в победу.

3. Изучить развитие культуры и искусств в РБ в период ВОВ.

 

 

Глава 1. Внутриполитическая обстановка и изменение условного развития культуры в период войны

 

22 июня 1941 года нарушив договор о ненападении, Германия вторглась на территорию СССР. Минувшая война в историю нашей Родины вошла как Великая Отечественная, глубоко справедливая и освободительная.

Перед лицом нависшей угрозы советское правительство и Центральный Комитет партии призывал народ отрешиться от своего настроения и личных желаний перейти на священную и беспощадную борьбу с врагом, сражаться до последней капли крови, перестраивать на военный лад народное хозяйство, увеличивать выпуск военной продукции. «В занятых врагом районах, - указывалось в директиве от 29 июня 1941г. - создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т. д. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия». Однако, советский народ оказался не в состоянии в полной мере дать отпор врагу, даже о всей серьезности сложившейся ситуации люди узнали лишь из сообщения И.В. Сталина, сделанного им, после первых неудач нашей армии. Обращаясь к народу, 3 июля 1941 года по радио, он объяснил сложившуюся ситуацию на фронте, раскрыл программу защиты уже добившихся целей, выразил непоколебимую веру в победу советского народа против немецких оккупантов. «Наши силы неисчислимы, - подчеркивалось в его речи, - зазнавшийся враг должен скоро убедиться в этом. Вместе с Красной Армией поднимаются многие тысячи рабочих, колхозников, интеллигенции на войну с напавшим врагом. Поднимутся миллионные массы нашего народа».Вместе с тем, как показали первые месяцы войны, наше общество было дезорганизовано. Поскольку массовые репрессии в вооруженных силах в 1937-1938 годах лишили ее более 40 тысяч командиров, политработников, военных инженеров и специалистов. Были репрессированы и многие ученые, преподаватели военных академий и училищ.

Уже неоднократно отмечалось, что потеря лучших кадров отбросила армию на многие годы назад. Именно на это Гитлер и его советники делали ставку. По данным его адъютанта Н. фон Белова, накануне «Барбароссы» фюрер говорил о Красной Армии как о «войске без руководителей»2. Обезглавливание армии оказало пагубное влияние на ее моральное состояние в целом, неизбежно усиливая атмосферу недоверия, порождая среди командиров привычку, чутко улавливать настроения начальства, предпочитать лакировку, безгласность. Упала дисциплина, наметился определенный отрыв командного состава от рядовых красноармейцев. Этому способствовали, в частности, включение в воинские уставы весьма жестоких положений, согласно которым командир должен был применять для восстановления порядка силу и оружие. Наиболее одиозный характер носят приказы 270(1941 года) и 227 (1942 года).

Первый из них объявлял "предателями" всех военнослужащих Красной Армии, попавших в плен. Подвергались преследованиям и семьи оказавшихся в плену командиров. Не отрицая отдельных актов преднамеренного перехода на сторону врага, необходимо подчеркнуть, что подавляющее большинство людей попали в плен по вине командования. Оно, а не эти люди, честно выполнявшие свой долг, и должно было нести ответственность. Сложившаяся по вине Сталина практика относительно этих людей, в том числе лишение их льгот участников войны, противоправна, поскольку понятия «оказаться в плену» и «сдаться в плен» далеко не тождественны.

Таким образом, приказы, направленные на укрепление организованности и порядка в войсках, имели и обратную сторону, подрывали веру в высшее командование, в его справедливость. Негативно отражались на моральном состоянии войск и работников тыла.

Оценивая внутриполитическую обстановку и политико-моральное состояние советского народа в начальный период войны, необходимо вспомнить истоки его формирования. Духовный потенциал людей складывался под воздействием весьма противоречивых факторов. С одной стороны высокий патриотизм, энтузиазм, вера в светлое будущее, готовность преодолеть любые трудности для достижения великой цели. С другой стороны, недоверие к руководству, уничтожение национальных кадров отрицательно влияли на моральное состояние страны. Так же, говоря о высоком патриотизме, можно отметить и тот факт, что термин «все как один», как считает ряд историков, нельзя принимать за чистую монету. Реально: одни пошли сражаться за социализм, другие думали про Отечество. Третьи службисты – люди системы, - были парализованы, четвертые – в первые же дни, недели и месяцы как бы «извергли» то, что накопилось в народе.

Начавшаяся война вызвала серьезные изменения и в официальной религиозной политике. За одну ночь немецкое вторжение превратило Русскую Православную церковь в приверженца режима. В самом начале церковь опубликовала воззвания, поддерживающие борьбу Советов с фашистами. Со временем Сталин решил придать отношениям с церковью регулярный характер. В сентябре 1943 года он разрешил восстановить патриархат.[9; с. 37] Сергий, единственный кандидат на эту роль, скончался в 1944 году, но на следующий год был созван Собор, который избрал преемником Сергия митрополита ленинградского Алексия. В тоже время были созданы несколько семинарий и три духовные академии. Много храмов было разрешено вновь использовать для богослужения.

Но пожалуй было бы неверно воспринимать эту неожиданную терпимость как абсолютное согласие между церковью и государством. Полное подчинение церкви государству осталось прежним, разве только оно приняло более мягкие формы. Государство создало специальный Комитет по делам религий, чьи представители осуществляли надзор над церковью в каждом уголке страны и от чего недремлющего ока не могли укрыться ни одна епархия или приход. Но все же Русская Православная церковь оказывала и немалую материальную под­деpжку нашей армии. Так, к дню 24-й годовщины Красной Армии веpующие столицы внесли на подаpки защитникам Родины 1,5 млн. pублей. К 25-летнему юбилею Кpасной Аpмии на постpойку танковой колонны имени Дмитpия Донского веpующие Московской области собpали свыше 2-х млн. pублей, а в ноябpьские пpаздники того же года около 500.000 pублей.По инициативе московских пастыpей пpихожанами был оpганизован сбоp металлолома на нужды обоpоны, одежды, обуви и дpугих необходимых фpонту вещей. Только за пеpвые тpи военных года около 200 хpамов Московской об­ласти сдали на нужды обоpоны 12 млн. pублей. Список данных о пожеpтвованиях веpующих можно пpодолжать еще долго и долго. И конечно же важна моральная поддержка наших воинов церковью, выезжая на поля сражения служители церкви благословляли бойцов перед боем, дабы укрепить их дух.

Таким образом, политико-моральное состояние общества в годы войны, особенно в первый ее период, можно расценивать как нестабильное. Наряду с глубоким патриотизмом, самопожертвованием, верой в правильность своего дела, советский народ испытывал чувство страха, неуверенности и порой скрытого неуважения к власти.

После летнего (1942 года) наступления немецких войск в стране сложилась критическая обстановка. Старые методы государственного и военно-стратегического руководства не давали желаемого результата. Возникло противоречие между репрессивно-карательной политической системой, с ее старыми методами руководства, с одной стороны и обществом с другой. Народ и армия не могли больше выполнять свои задачи в сложившихся условиях. Тогда-то и начался поворот, во многом стихийно, с оглядкой. Узаконили же его сверху, это сделал лично Сталин. Были сокращены карательные функции органов НКВД и прокуратуры. Из мест заключения было освобождено свыше 600 тысяч человек. Из них мобилизовано в действующую армию 175 тысяч, в том числе 22 тысячи бывших военачальников. Причем эти люди были действительно преданы советской власти. Они в соответствии были справиться с новыми задачами, потому что освобождение Родины было не только государственным, но и их личным делом. Введены офицерские и генеральские звания, погоны. Введены ордена Суворова, Кутузова, Невского. Был отменен институт военных комиссаров. Командирам стали больше доверять. Таким образом возник зазор между государством и обществом, между его различными слоями населения. Появилась отдушина для большей самостоятельности и развития народной инициативы. Это была вынужденная мера, чтобы потом при более благоприятных обстоятельствах, использовав народный энтузиазм в борьбе с фашизмом, во время преодолеть зазор, задвинуть стальной плитой ростки народного творчества.

Но вот что очень важно, прежде чем снова эту плиту задвинули, внутри народа в его самосознании произошли ценные, хотя и не окончательные изменения. Люди стали более критически относиться к действиям властей, вести разговоры о необходимости открытия церквей, свободы различных политических партий, развития демократии. В ходе войны этот процесс становиться более глубоким, он включает признание (хотя и нелегальное) у народа определенных прав.

В годы войны перестроилась и административно-командная система в вопросах управления. В первую очередь был создан ряд чрезвычайных органов. К мероприятиям, характеризующим изменения отдельных сторон общественно-полити­ческой жизни, относились: создание Государственного Комитета Обороны и его органов на местах; предоставление военным властям особых полномочий в области для обеспечения обороны страны, общественного порядка и государственной безопасности; отсрочка выборов в Советы депутатов трудящихся и народные суды; ограничение принципа коллегиальности в деятельности органов власти и управления; нерегулярное проведение сессий местных Советов; уменьшение гласности в государственной работе. Кроме того, допускалось сужение обычных форм и методов деятельности законода­тельных, исполнительных и судебных органов государства, а также ограничение некоторых прав и свобод граждан. Например, был установлен особый режим рабочего времени, отменены отпуска для трудящихся, тайна переписки, неприкосновенность жилища, свобода передвижения.

Все это вызывалось условиями чрезвычайной обстановки, особенно в местностях, объявленных на военном положении. Но частичные ограничения демократизма не исключали необходимого функционирования законодательных, правительственных и судебных органов Советского государства.

Высшим органом государственной власти в годы войны, как и в мирное время, являлся Верховный Совет СССР, который, осуществляя законодательную деятель­ность, рассматривал и утверждал на своих сессиях государственный бюджет СССР, вносил важнейшие изменения и дополнения в Конституцию СССР, ратифицировал отдельные международные договоры.

Однако деятельность Верховного Совета как законодательного органа была недо­статочно развернутой, ибо условия военного времени и культ личности Сталина огра­ничивали принцип коллективного руководства государством. За время войны было проведено всего три сессии Верховного Совета: одна — в 1942 г., две другие — в конце войны, в 1944 и1945 г.На этих сессиях рассматривались вопросы внешней поли­тики и государственного устройства, военно-хозяйственные планы и государствен­ный бюджет.

Что касается Президиума Верховного Совета, то он издавал указы по вопросам хозяйственной жизни, оборонного строительства и культурно-просветительной работы, давал толкование действующих законов и определял порядок проведения их в жизнь, назначал и освобождал от должности народных комиссаров СССР, опреде­лял необходимую реорганизацию наркоматов и ведомств, учреждал военные ордена и медали и награждал ими за заслуги, устанавливал почетные и воинские звания, ратифицировал международные договоры и соглашения, вводил в отдельных мест­ностях военное положение и объявлял, когда это требовалось, общую и частичную мобилизацию.

При этом изменения в государственном аппарате, оформленные и закрепленные законами военного времени, преследовали двоякую цель: во-первых, приспособить органы государства к условиям и задачам войны; во-вторых, укрепить государствен­ный аппарат на основе опыта, приобретенного в ходе войны.

Вследствие создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобили­зации всех сил народа на отпор врагу в самом начале войны был образован Государ­ственный Комитет. Постановление о создании ГКО было принято 30 июня 1941 г. Президиумом Верхов­ного Совета, Центральным Комитетом партии и правительством СССР. Государст­венный Комитет Обороны получил всю полноту власти в стране. Он издавал поста­новления, имевшие силу законов военного времени. Все граждане, все партийные, советские, комсомольские и военные организации были обязаны беспрекословно вы­полнять решения и распоряжения ГКО. Он осуществлял общее руководство народ­ным хозяйством в интересах военного производства, руководил строительством Вооруженных Сил и их управлением, принимал меры по обеспечению обществен­ного порядка и безопасности, создавал в случае необходимости специальные комитеты и управления по делам военно-хозяйственного и оборонного строительства в нашей стране.

Основная задача ГКО — организация победы над врагом — могла быть реше­на при условии оперативной работы высших и местных органов власти. С этой целью во всех военно-промышленных наркоматах и ведомствах, краях и областях, на важ­нейших предприятиях и стройках ГКО имел своих уполномоченных. Они принимали необходимые меры для проведения в жизнь решений ГКО, контролировали дея­тельность местных государственных органов и должностных лиц, руководителей предприятий военной промышленности, военных строек, учреждений транспорта и связи по мобилизации сил и средств на нужды войны.

За годы Великой Отечественной войны ГКО издал до 10 тыс. постановлений и распоряжений по самым различным вопросам хозяйственной жизни, государствен­ного управления и военного строительства. Решения ГКО быстро проводились в жизнь партийными органами, государственным аппаратом и общественными органи­зациями.

В 1941—1942 гг. ГКО создал во многих городах прифронтовой зоны местные комитеты обороны (в Москве, Ленинграде, Туле, Севастополе, Одессе, Сталинграде, Воронеже, Калинине, Ростове-на-Дону и др.). Комитеты обороны осуществляли свои функции в тесном контакте с местными Советами и общественными организациями. На граждан и учреждения возлагалась обязанность беспрекословно выполнять решения и рас­поряжения этих чрезвычайных органов военного времени.

Одновременно с чрезвычайными органами нашего государства в годы войны функционировали и его постоянные конституционные органы — Советы и их испол­комы. Однако практическая работа Советов максимально была подчинена задачам ведения войны.

Совет Народных Комиссаров СССР, являясь исполнительным высшим и распоря­дительным органом государственной власти, во время войны объединял и направ­лял работу наркоматов, ведавших производством невоенной продукции, занимался вопросами гражданского, капитального и жилищного строительства, а также сельско­го хозяйства. Совнарком обеспечивал общественный порядок и охрану прав граждан в местностях, не объявленных на военном положении, осуществлял общее руковод­ство сношениями с иностранными государствами, руководил внутренней и внешней торговлей. Он ведал организацией социально-культурного строительства, единой системой народнохозяйственного учета, руководил кредитной и денежной системой, координировал деятельность органов государственного управления союзных респуб­лик и местных Советов в тыловых районах страны.

В союзных и автономных республиках высшие органы государственной власти и управления строились и функционировали аналогичным образом.

Во время войны государство увеличило число управлений и комитетов, органи­зация которых вызывалась преимущественно нуждами военной экономики и задачами восстановления пострадавших районов. Так, были образованы главные управления по снабжению народного хозяйства нефтепродуктами, лесоматериалами, топливом, Управление по трудоустройству инвалидов войны, главные управления местной противовоздушной обороны и всеобщего обучения населения военному делу. Был создан в центре Совет по эвакуации, а на местах — в прифронтовой полосе — эвакуа­ционные комиссии при исполкомах. Функционировали также Государственный коми­тет по учету и распределению рабочей силы и его местные органы.

В результате деятельности всех этих органов, при активном участии трудящих­ся и их общественных организаций, было налажено материальное снабжение тыла и фронта, обеспечена эвакуация и реэвакуация большого количества населения. Миллионы граждан обучались военному делу, проводилось трудовое и бытовое устройство инвалидов войны, перераспределение десятков миллионов рабочих и слу­жащих по важнейшим отраслям военного хозяйства.

В районах, не объявленных на военном положении, деятельность местных Советов в основном протекала в соответствии с конституционными нормами. Советы руководили подчиненными им органами управления, обеспечивали охрану общест­венного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан, руководили хозяйственным местным и культурным строительством, устанавливали местный бюджет, содействовали усилению военной мощи государства. Исполнительными и распоряди­тельными органами Советов являлись исполкомы, которые вели всю государствен­ную работу на местах, опираясь на поддержку десятков миллионов граждан.

В период войны структура местных органов управления претерпела некоторые изменения. Для борьбы с беспризорностью и безнадзорностью детей в прифронтовой полосе и в освобожденных от врага районах при исполкомах Советов работали комис­сии по устройству детей, оставшихся без родителей. При краевых, областных и город­ских Советах имелись комиссии по трудоустройству инвалидов войны. Одновременно при областных, городских и районных Советах создавались отделы по государствен­ному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. Эти отделы зани­мались выдачей пособий и пенсий семьям военнослужащих, их бытовым обслужива­нием и правовой защитой, устройством детей в детские дома.

В местностях, объявленных на военном положении, деятельность Советов во мно­гом регулировалась законами военного времени и осуществлялась в тесном контакте с военными властями. Советы развертывали огромную работу по мобилизации люд­ских и материальных ресурсов, а также финансовых средств. Они помогали военным органам формировать и обучать пополнения для фронта, строить оборонительные сооружения, снабжать продовольствием и снаряжением армию, создавать местную противовоздушную оборону, налаживать всеобщее военное обучение населения.

Благодаря разносторонней активной деятельности Советов, руководимых Ком­мунистической партией, наша страна преодолела огромные трудности со снабже­нием населения, многие миллионы эвакуированных граждан и инвалидов войны были благоустроены. Была предупреждена массовая безнадзорность детей, оставшихся без родителей, успешно проводилась трудовая и военная мобилизация населения, прояв­лялась большая забота о семьях фронтовиков. Таким образом, все местные советские учреждения, как в городе, так и в деревне своей напряженной, кропотливой работой служили делу нашей победы.

Деятельность государственных органов в БАССР также была перестроена. Она стала более четкой и оперативной, упростилось делопроизводство. Внимание государственных органов сосредоточилось на военно-хозяйственных задачах, в связи, с чем исполнительно-распорядительные функции этих органов были расширены. Усилились централизация и единоначалие, особенно в военной промышленности, на транспорте, в учреждениях связи и обо­ронном строительстве.

Огромное внимание уделяло правительство БАССР вопросам организации труда. Как и в мирные годы, в дни войны социалистическая организация труда обеспечи­валась сознательной дисциплиной подавляющего большинства трудящихся. По сравнению с предвоенным временем количество рабочих в годы войны значи­тельно уменьшилось. Поэтому необходимо было привлечь к труду граждан старших возрастов, домашних хозяек, подростков и инвалидов, имевших частичную трудоспо­собность.Перед государством встала задача трудоустройства этих категорий населе­ния. Их участие в общественно-производительном труде за годы войны примерно удвои­лось. Соответствующая подготовка и переквалификация этих людей осуществлялась через систему курсов и школ, которые давали возможность в короткий срок приобре­сти ту или иную специальность. Пенсионеры продолжали получать пенсию независимо от заработка. Это поощряло их возвращение на работу. Они имели право поступать на работу или переходить на другое предприятие в соответствии с состоянием своего здоровья и наклонностями. Инвалидам труда и войны, работавшим на производстве, предоставлялся отпуск либо выдавалась денежная компенсация за отпуск по нормам трудового законодательства мирного времени. Гибкая система государственных мер позволила в годы войны вовлечь в производительный труд подавляющее большинство людей, которые ранее не были систематически заняты в общественном производстве.

В период войны для всех отраслей народного хозяйства была организована мас­совая подготовка новых квалифицированных рабочих. Она велась в ремесленных и железнодорожных училищах, школах фабрично-заводского обучения, непосредст­венно на предприятиях и созданных при них различных курсах, в школах механиза­ции сельского хозяйства. В среднем за год в течение войны подготавливалось, таким образом около 3 млн. рабочих.

Обстановка военного времени заставила государство прибегнуть также к систе­ме трудовой повинности. Если в мирное время эту повинность разрешалось применять только в случае борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, то в годы войны она использовалась для проведения оборонных работ, заготовок топлива, охраны путей сообщения, сооружений и средств связи.

Немалую роль в повышении сознательности, организованности и активности народных масс в борьбе с врагом сыграла культурно-воспитательная деятельность государственных органов. Важнейшие мероприятия нашего государства, осуществляв­шиеся до войны в области социально-культурного строительства и воспитания совет­ских граждан, сохраняли свое значение и в военное время. Вместе с тем необходимо было организовать работу культурно-просветительных учреждений страны с учетом трудностей военного времени. Так, были созданы вечерние и заочные школы рабочей и сельской молодежи, дававшие необходимое образование подросткам без отрыва от производства. Война потребовала изменить количественное соотношение между обучающимися в общеобразовательных школах и в школах фабрично-заводского обу­чения, ремесленных училищах. Набор молодежи в училища и школы трудовых резер­вов в военное время во много раз превышал довоенный уровень.

Большое внимание уделяло правительство научным учреждениям и под­готовке научно-технических кадров. Увеличился выпуск специалистов в области тех­нических, прикладных наук и особенно в тех отраслях знаний, которые имели непо­средственное военное значение. Широко были развернуты военно-технические иссле­дования, способствующие всемерному усилению боевой мощи войск. Права и интересы деятелей науки и техники, культуры и искусства оставались в период войны неприкосновенными. Для этой категории лиц сохранялись все основные льготы, и преимущества мирного времени.

В годы воины значительно повысилась роль Советского государства в охране со­циалистической собственности и общественного порядка. Особое внимание уделялось строжайшей охране военного имущества и объектов военного хозяйства, продоволь­ственных и промышленных товаров, предназначенных для снабжения тыла и фронта.

В военные годы, как и в мирное время, правосудие осуществлялось на началах единого и равного для всех граждан суда, независимо от их социального, имущест­венного и служебного положения, национальности и расовой принадлежности. При­менялось единое и обязательное для всех судебных органов законодательство СССР, в том числе и законы военного времени.

Решения судебных органов могли быть обжалованы осужденными, их защит­никами и другими заинтересованными лицами и опротестованы органами прокурор­ского надзора в вышестоящих судебных инстанциях.

Много сил и труда вложили профессиональные союзы в организацию военного производства. Они содействовали перемещению тысяч предприятий на восток страны, проводили массовую подготовку новых кадров рабочих, особенно из числа женщин и молодежи. Развернувшееся по почину трудящихся Всесоюзное социалистическое соревнование за увеличение выпуска военной продукции непосредственно направ­лялось профсоюзными организациями. В результате производитель­ность труда в период войны на основных предприятиях повысилась на 40—50 про­центов. Для поощрения соревнующихся коллективов профессиональные союзы вместе с партийными и государственными организациями вручали лучшим из них Красное знамя.

В годы войны, как и в мирное время, профессиональные союзы контролировали состояние охраны труда и техники безопасности на предприятиях и в учреждениях. Следили за выполнением законодательства о труде и применением прогрессивных сис­тем его оплаты, управляли социальным страхованием, выдавали рабочим и служа­щим пособия по временной нетрудоспособности, добивались улучшения медицин­ского обслуживания населения. Миллионы женщин, занятых в мирное время домаш­ним хозяйством, вовлекались в производственную и общественную жизнь. Профсоюзы заботились об улучшении условий их труда, вели борьбу с детской беспризорностью и безнадзорностью.

Деятельность профессиональных союзов в период войны была тесно связана с другими массовыми общественными организациями, среди которых особенно боль­шая роль принадлежала ленинскому комсомолу. ВЛКСМ, насчитывавший в годы войны более 9 млн. членов, дал Красной Армии и Флоту 3 500 тыс. человек. В Ленин­градской организации каждые девять комсомольцев из десяти сражались на фронте. Из Московской организации на фронт ушло 210 тыс. комсомольцев, из Орловской — 42 тыс. В армию и на флот отправлялись как рядовые члены ВЛКСМ, так и руководящие работники. В 1941 г. на военную работу перешло 30 процентов секретарей обкомов, горкомов и райкомов ВЛКСМ. В дальнейшем в Вооруженные Силы было направлено еще 1200 секретарей обкомов, первых секретарей горкомов и райкомов и свыше 66 тыс. секретарей первичных комсомольских организаций

Комсомольцы шли на самые трудные и ответственные участки борьбы с врагом. По призыву Коммунистической партии они самоотверженно сражались с захватчика­ми на фронте, в партизанских отрядах и в подполье. Наравне с юношами стойко пере­носили все тяготы войны и геройски бились с врагом наши девушки. К январю 1942 г. в рядах Вооруженных Сил было 350 тыс. комсомолок, а в последующие годы их число значительно возросло.

Таким образом, в годы войны система управления (несмотря на значительное расширение различных ведомств) перестраивалась по правилам минимального количества звеньев сверху донизу, а также простоты, оперативности и надежности процедур управления. Не практиковались длинные речи, доклады, формальные заседания и совещания. Все делалось экономно, сжато и с большой определенностью – что, когда и кому сделать, выполнить, часто принимались ответственные решения по телефону, без всяких подстраховочных писем типа «кабы чего не вышло». Военный период не был каким-то идеальным в преодолении бюрократизма. Он лишь по-военному и по-администраторски показал реальность и силу антибюрократических правил и методов. Многие мероприятия и преобразования, проведенные органами государственной власти и управления в период войны, сохранили определенное значение и для послевоенного мирного стро­ительства

В итоге, единство действий всех слоев советского народа, объединение материальных и людских ресурсов советских республик, централизованное использование эконо­мического потенциала страны — все это позволило нашей партии и правительству сосредоточить основные усилия тыла и фронта на решении главнейших задач. Повсе­дневные и все более крепнущие связи фронта с тылом наглядно свидетельствовали о том, что армия и народ государства едины.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: