Группа студентов делится на следующие подгруппы:
• работники и их руководители;
• зам. директора по управлению персоналом и начальник отдела обучения;
• менеджеры по персоналу отдела обучения;
• директор и его первый заместитель.
Каждая подгруппа должна решить следующие задачи, отражающие процесс определения потребности в обучении и принятия соответствующих мер по его удовлетворению:
Работники и их руководители: определить потребности в обучении, составить заявки на профессиональное обучение с указанием направлений и сроков повышения квалификации, установить собственные цели, преследуемые в ходе повышения квалификации; определить роль управленческого персонала в поддержании конкурентоспособности организации и объективные и субъективные факторы, вызывающие необходимость повышения квалификации персонала.
Зам. директора по управлению персоналом и начальник отдела обучения: проанализировать отчет о потребностях в обучении, составить проект приказа о прохождении обучения и представить его директору, распределить ответственность за принятие решений в области повышения квалификации между линейными руководителями и отделом обучения персонала, определить функции отдела обучения персонала на различных этапах жизненного цикла инновации. Установить требования к профессиональным знаниям и способностям персонала конкурентоспособной организации, которые будут отражены в стратегическом плане развития.
Менеджеры по персоналу отдела обучения: проанализировать заявки по обучению от руководителей, выбрать соответствующие формы и методы обучения, представить отчет и предложения начальнику отдела обучения. Составить программы обучения, определить, по каким критериям будут оцениваться, во-первых, полученные знания; во-вторых, эффективность преподавания.
Директор и его первый заместитель: сформулировать факторы, влияющие на конкурентоспособность организации; установить основные цели руководства организации в ходе повышения квалификации; рассмотреть предложения по выбору форм и методов повышения квалификации работников и утвердить приказ об обучении. Определить, каков будет социальный эффект от мероприятий по повышению квалификации управленческого персонала (для организации, на межличностном и индивидуальном уровнях).
Задание 3. Используя простую модель инвестиций в человеческий капитал, (впервые предложил Джекоб Минсер) определите целесообразность вашего обучения в высшем учебном заведении.
Для начала изучите данную модель и пример расчета. Потом выполните необходимые расчеты, используя индивидуальные исходные данные.
Основные предположения данной модели следующие:
1* люди стремятся максимизировать полезность. Полезность зависит от уровня потребления, потребление – от дохода, ==> люди стремятся максимизировать суммарный доход, полученный в течение всей жизни;
2* уровень заработка прямо зависит от образования (т.к. образование дает знания и навыки, увеличивающие продуктивность работника, а значит – его зарплату);
3* существует полная информация о доходах на обучение и будущих доходов;
4* способности у всех одинаковы и позволяют учиться;
5* уровень благосостояния также позволяет учиться;
6* не существует ограничений в предложении на рынке образовательных услуг.
Рассмотрим, как в этих условиях человек оценивает доходность возможных инвестиций (рис. 1).
![]() |
Рис. 1 Модель инвестиций в человеческий капитал
У человека, окончившего школу, (обязательное обучение) есть две возможности в момент времени S:
1 – он сразу начинает трудовую карьеру. В этом случае он начинает получать свой доход YA уже в году S, в дальнейшем этот доход немного возрастает, т.к. человек приобретает некоторые кавыки и опыт в процессе работы.
2 – человек начинает учиться дальше, например, в университете, в течение (U-S) лет. Такое решение потребует прямых инвестиций в размере C (цена обучения, книги и т.п.), кроме того, человек потеряет тот доход, который он мог бы получить, работая все эти годы (альтернативные издержки Z). Зато его доход YB очень скоро после начала карьеры станет выше, чем у менее образованного работника, и будет продолжать расти более быстрыми темпами до самой пенсии (R).
Выбор «учиться – не учиться» происходит путем сопоставления издержек (C+Z) и выгоды (X) от образования. Поскольку задача решается для долгосрочного временного интервала, нужно принимать во внимание существующий эффект дисконтирования, т.е. привести доходы и расходы к одному моменту (допустим, S) ставка дисконтирования у каждого человека своя – кто-то больше предпочитает сиюминутные выгоды, а кто-то ценит доход, который можно получить в перспективе.
Решение об образовании будет определяться соотношением следующих величин:


где PVB – приведенная к моменту S оценка суммарного дохода;
PVC – приведенная к моменту S оценка суммарных прямых издержек;
‑ доход «необразованного» работника в году i;
‑ доход «образованного» работника в году i;
‑ прямые расходы на образование в году i;
‑ индивидуальная ставка дисконтирования.
Т.о., если приведенная к моменту S оценка дохода от образования выше, чем приведенная оценка издержек, т.е. чистая прибыль положительна, то и решение о дальнейшем образовании принимается положительное.
PVB – PVC > 0
Пример: годовой заработок работника ‑ $10000. Он рассматривает возможность поступления на годичные курсы для повышения своей квалификации (с отрывом от работы). Прямые издержки обучения составляют $2000. После окончания курсов он предполагает проработать еще 3 года и затем уйти на пенсию.
При этом известно, что годовой заработок работника при более высокой квалификации, достигнет $14000 в год. Допустим, что все затраты производятся и доходы получаются в начале каждого года. Индивидуальная ставка дисконтирования 10%. Стоит ли повышать квалификацию?
Решение.
Приведенный доход работника составит

Приведенные прямые издержки = 2000
PVB – PVC = -53 – 2000 = -2053
Результат получился отрицательным, ==> обучение в данном случае невыгодно (инвестиции в человеческий капитал окажутся нерентабельными).
Вопрос о доходности образования можно решить и другими способами. Перепишем неравенство в виде равенства и рассчитаем внутреннюю норму отдачи инвестиций р:
Если полученное из уравнения значение больше индивидуальной ставки дисконтирования значит также инвестиции будут для человека выгодны.
Из этой модели можно сделать следующие выводы:
1) образование выгодно для молодых людей – для них более продолжителен период (R-U), когда получают высокий доход, и ниже альтернативные издержки, т.к. заработная плата в первые годы работы всегда меньше. Кроме того, влияют и «неденежные» факторы, которые в формальной модели не отображены – молодым людям легче учиться и морально, и физически;
2) образование тем выгоднее, чем больше разрыв в заработной плате между «образованным» и «необразованным» работниками;
3) к продолжительной учебе более склонны люди с низкой индивидуальной ставкой дисконтирования (чем меньше тем скорее, при прочих равных условиях, выполнится условие PVB – PVC > 0). Те, кто живет сегодняшним днем (высокий уровень ), предпочтут невысокий заработок, но немедленно;
4) прямые расходы на обучение однозначно влияют на решение индивида, поэтому молодой человек из обеспеченной семьи скорее решит учиться. Если же ради учебы приходится брать кредит, то издержки С вырастают (на величину банковского %), и решение может оказаться отрицательным.
Задание 4. Деловая игра «Преимущества и недостатки приобретения квалифицированных работников через обучение и наем»







