Практическое задание к теме № 10

Тема: Культура ораторской речи и её особенности

. ЛИТЕРАТУРА

а) основная:

Введенская Л. А. Культура речи: учебное пособие для бакалавров / Л. А. Веденская. − Изд. 5-е, перераб. и доп. – Ростов н /Д.: Феникс, 2009. – 448 с.

б) дополнительная:

Культура русской речи: учебник для вузов / Отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н.Ширяев. – М.: НОРМА: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 560 с.

Митчел М. Деловой этикет / Мэри Митчел. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 367 с.

 

Задание. Напишите эссе на одну из предложенных тем.

1. Признаки эффективного общения, их проверка на валидность (аргумент к текстам).

2. Способность к эффективному общению: психолингвистическая диагностика (тестирование) с учётом гендерных признаков. Программы индивидуальной работы по повышению коммуникативной способности участников семинара.

3. Имидж: набор актуальных признаков. Коммуникативная составляющая как базовая основа имиджа. Имиджевое портретирование участников семинара. Современные имиджевые типажи. Имиджевые приоритеты.

4. Начало общения: есть контакт или нет? Ролевые игры, направленные на усвоение речевых моделей начала общения с учётом множества ситуаций (тема общения, степень знакомства, цели знакомства, установка на продолжение или прекращение общения и др.). Гендерный фактор в налаживании контакта с собеседником.

5. Барьеры общения, или Почему меня не понимают, не уважают, не любят? Проблемные ситуации и способы индивидуальных возможностей участников семинара преодолеть барьеры общения.

6. Этикетно-этический фактор общения (вежливость, толерантность, политкорректность, эмпатия). Диалоги разного стилистического и этического регистра (применение подготовленных участниками сценариев, использование примеров из художественной литературы – классической и современной).

7. Обратная связь в общении: корректирующая роль собеседника. Моделирование форм обратной связи в межличностном и публичном общении.

8. Способы удержания интереса в разговоре – межличностном и публичном. Ролевые и деловые игры. Формы и результативность удержания интереса в коммуникации.

9. Лидер или аутсайдер в общении: желаемое и возможное. Моделирование провокационных ситуаций, обсуждение вариантов действий.

10. Язык любви: вчерашний день?.. Индивидуальное моделирование языка участниками семинара. Анализ и обсуждение текстов любви, их сравнение с письмами о любви русских классиков.

11. Комплименты: кто и в какой форме их любит и ждёт (акцентирование гендерного параметра комплиментов). Женские и мужские формы включения комплиментов в общение.

12. Сильная языковая личность как результат целенаправленных действий по самосовершенствованию. Анкетирование.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Русский язык и культура речи как наука и учебная дисциплина.

2. Язык как знаковая система. Ярусы языковой системы.

3. Язык и речь. Устная и письменная речь. Функции языка.

4. Слово как основная единица языка.

5. Коммуникативные качества речи.

6. Национальный русский язык и его компоненты.

7. Литературный язык как высшая форма развития национального языка. Основные признаки литературного языка.

8. Понятие о языковой норме и её вариативности. Система норм русского литературного языка.

9. Основные типы словарей. Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка.

10. Фонетические нормы русского литературного языка. Акцентология.

11. Основные орфоэпические нормы в области гласных и согласных.

12. Понятие лексики. Деление и сферы употребления.

13. Изменение в лексическом составе современного русского языка. Наиболее частотные ошибки.

14. Морфологические трудности в образовании и формоизменении имён существительных и глаголов.

15. Морфологические трудности в образовании и формоизменении имён прилагательных, числительных и наречий.

16. Наиболее сложные вопросы орфографии и пунктуации современного русcкого литературного языка.

17. Фразеологические средства русского языка и их использование в речи.

18. Основные функциональные разновидности современного русского литературного языка.

19. Особенности научного стиля русской речи. Жанры и языковые средства научного стиля.

20. Научный текст как объект изучения: основные признаки, подстили, функции.

21. Правила оформления научных текстов. Цитаты. Список литературы.

22. Характеристика научных текстов – научных статей, тезисов, курсовых и бакалаврских работ.

23. Особенности официально-делового стиля, его жанровое разнообразие.

24. Виды служебных документов. Особенности оформления заявлений, доверенностей, резюме.

25. Деловая беседа и её виды.

26. Газетно-публицистический стиль и его подстили. Основные функции публицистического стиля.

27. Специфика фонетических, морфологических, лексических и синтаксических норм разговорного стиля.

28. Место языка художественной литературы среди функциональных стилей современного русского языка.

29. Изобразительно-выразительные средства русcкого литературного языка. Понятия эпитета, метафоры, метонимии.

30. Изобразительно-выразительные средства русского литературного языка. Понятия олицетворения, сравнения, гиперболы, литоты.

31. Понятие риторики: к истории вопроса.

32. Композиция и словесное оформление публичного выступления. Приёмы изложения содержания речи.

33. Монолог и диалог как формы речи. Типы монологической и диалогической речи.

34. Образ ритора как система свойств личности. Основные типы ораторов.

35. Виды общения. Вербальное и невербальное общение в передаче информации.

36. Роды и виды ораторской речи по целевой установке. Типы аудитории.

37. Искусство отвечать на вопросы. Роль экспромта в публичном выступлении.

38. Этикетные нормы речевой культуры.

39. Территориальные различия русской речи. Роль диалектов в современном русском языке.

40. Речевая культура молодёжи. Роль и место жаргонов в современном русском языке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: