Тема: Культура ораторской речи и её особенности
. ЛИТЕРАТУРА
а) основная:
Введенская Л. А. Культура речи: учебное пособие для бакалавров / Л. А. Веденская. − Изд. 5-е, перераб. и доп. – Ростов н /Д.: Феникс, 2009. – 448 с.
б) дополнительная:
Культура русской речи: учебник для вузов / Отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н.Ширяев. – М.: НОРМА: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 560 с.
Митчел М. Деловой этикет / Мэри Митчел. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 367 с.
Задание. Напишите эссе на одну из предложенных тем.
1. Признаки эффективного общения, их проверка на валидность (аргумент к текстам).
2. Способность к эффективному общению: психолингвистическая диагностика (тестирование) с учётом гендерных признаков. Программы индивидуальной работы по повышению коммуникативной способности участников семинара.
3. Имидж: набор актуальных признаков. Коммуникативная составляющая как базовая основа имиджа. Имиджевое портретирование участников семинара. Современные имиджевые типажи. Имиджевые приоритеты.
4. Начало общения: есть контакт или нет? Ролевые игры, направленные на усвоение речевых моделей начала общения с учётом множества ситуаций (тема общения, степень знакомства, цели знакомства, установка на продолжение или прекращение общения и др.). Гендерный фактор в налаживании контакта с собеседником.
|
|
5. Барьеры общения, или Почему меня не понимают, не уважают, не любят? Проблемные ситуации и способы индивидуальных возможностей участников семинара преодолеть барьеры общения.
6. Этикетно-этический фактор общения (вежливость, толерантность, политкорректность, эмпатия). Диалоги разного стилистического и этического регистра (применение подготовленных участниками сценариев, использование примеров из художественной литературы – классической и современной).
7. Обратная связь в общении: корректирующая роль собеседника. Моделирование форм обратной связи в межличностном и публичном общении.
8. Способы удержания интереса в разговоре – межличностном и публичном. Ролевые и деловые игры. Формы и результативность удержания интереса в коммуникации.
9. Лидер или аутсайдер в общении: желаемое и возможное. Моделирование провокационных ситуаций, обсуждение вариантов действий.
10. Язык любви: вчерашний день?.. Индивидуальное моделирование языка участниками семинара. Анализ и обсуждение текстов любви, их сравнение с письмами о любви русских классиков.
11. Комплименты: кто и в какой форме их любит и ждёт (акцентирование гендерного параметра комплиментов). Женские и мужские формы включения комплиментов в общение.
12. Сильная языковая личность как результат целенаправленных действий по самосовершенствованию. Анкетирование.
|
|
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Русский язык и культура речи как наука и учебная дисциплина.
2. Язык как знаковая система. Ярусы языковой системы.
3. Язык и речь. Устная и письменная речь. Функции языка.
4. Слово как основная единица языка.
5. Коммуникативные качества речи.
6. Национальный русский язык и его компоненты.
7. Литературный язык как высшая форма развития национального языка. Основные признаки литературного языка.
8. Понятие о языковой норме и её вариативности. Система норм русского литературного языка.
9. Основные типы словарей. Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка.
10. Фонетические нормы русского литературного языка. Акцентология.
11. Основные орфоэпические нормы в области гласных и согласных.
12. Понятие лексики. Деление и сферы употребления.
13. Изменение в лексическом составе современного русского языка. Наиболее частотные ошибки.
14. Морфологические трудности в образовании и формоизменении имён существительных и глаголов.
15. Морфологические трудности в образовании и формоизменении имён прилагательных, числительных и наречий.
16. Наиболее сложные вопросы орфографии и пунктуации современного русcкого литературного языка.
17. Фразеологические средства русского языка и их использование в речи.
18. Основные функциональные разновидности современного русского литературного языка.
19. Особенности научного стиля русской речи. Жанры и языковые средства научного стиля.
20. Научный текст как объект изучения: основные признаки, подстили, функции.
21. Правила оформления научных текстов. Цитаты. Список литературы.
22. Характеристика научных текстов – научных статей, тезисов, курсовых и бакалаврских работ.
23. Особенности официально-делового стиля, его жанровое разнообразие.
24. Виды служебных документов. Особенности оформления заявлений, доверенностей, резюме.
25. Деловая беседа и её виды.
26. Газетно-публицистический стиль и его подстили. Основные функции публицистического стиля.
27. Специфика фонетических, морфологических, лексических и синтаксических норм разговорного стиля.
28. Место языка художественной литературы среди функциональных стилей современного русского языка.
29. Изобразительно-выразительные средства русcкого литературного языка. Понятия эпитета, метафоры, метонимии.
30. Изобразительно-выразительные средства русского литературного языка. Понятия олицетворения, сравнения, гиперболы, литоты.
31. Понятие риторики: к истории вопроса.
32. Композиция и словесное оформление публичного выступления. Приёмы изложения содержания речи.
33. Монолог и диалог как формы речи. Типы монологической и диалогической речи.
34. Образ ритора как система свойств личности. Основные типы ораторов.
35. Виды общения. Вербальное и невербальное общение в передаче информации.
36. Роды и виды ораторской речи по целевой установке. Типы аудитории.
37. Искусство отвечать на вопросы. Роль экспромта в публичном выступлении.
38. Этикетные нормы речевой культуры.
39. Территориальные различия русской речи. Роль диалектов в современном русском языке.
40. Речевая культура молодёжи. Роль и место жаргонов в современном русском языке.